Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 15469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предполагается повысить минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) с 1 июля 2017 года на прогнозируемый за 2017 год уровень инфляции (4,0%) и установить его в сумме 7 800 рубля в месяц.
Как указано в пояснительной записке, законопроект подготовлен в соответствии со статьей 421 Трудового кодекса Российской Федерации в рамках работы по поэтапному доведению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, предусмотренной статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Действующий в настоящее время МРОТ установлен с 1 июля 2016 года в сумме 7 500 рублей в месяц. В пояснительной записке к законопроекту N 15469-7 отмечается, что по предварительной оценке соотношение минимального размера оплаты труда с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в 2016 году составит 69,9 % (с учетом оценки Минэкономразвития России величины прожиточного минимума трудоспособного населения в среднем за 2016 год - 10 729 рублей в месяц).
Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в 2017 году прогнозируется в размере 11 219 рублей в месяц. Следовательно, соотношение предлагаемого законопроектом МРОТ к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения в 2017 году составит лишь 69,5 %.
Таким образом, предлагаемая законопроектом индексация МРОТ на прогнозируемый за 2017 год уровень инфляции, не обеспечивает выполнения требования статьи 421 Трудового кодекса Российской Федерации о поэтапном повышении МРОТ до достижения величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Кроме того, предлагаемый темп повышения МРОТ существенно отстает от фактического роста размеров оплаты труда. Так, по данным Росстата среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за январь - август 2016 года составила 36 570 рублей, что уже выше среднемесячной номинальной начисленной заработной платы за 2015 год (34 030 рублей) на 7,4 %.
Такое отставание будет способствовать росту бедности и дальнейшему расслоению населения по уровню доходов. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов при продолжающемся сокращении реальных располагаемых доходов населения уровень бедности в 2016 году вырастет до 13,9 %, в 2017 году сохранится на уровне 2016 года, а в 2018 году составит 14,1%.
В связи с этим предусмотренное законопроектом в 2017 году увеличение МРОТ является недостаточным. Минимально допустимым было бы увеличение МРОТ в 2017 году на прогнозируемый уровень инфляции за 2016 год (5,8%). Кроме того, Правительству Российской Федерации совместно с объединениями профсоюзов, объединениями работодателей, региональными органами власти необходимо незамедлительно приступить к разработке законодательных норм о поэтапном повышении МРОТ на 2017-2019 годы до уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения. Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация законопроекта в 2017 году потребует дополнительные финансовые средства на повышение заработной платы в государственных и муниципальных учреждениях - 6,74 млрд. рублей, в том числе 2,27 млрд. рублей из федерального бюджета. В организациях реального сектора экономики дополнительные расходы оцениваются в 1,37 млрд. рублей.
Предлагаемое повышение МРОТ в 2017 году коснется 0,93 млн. работников. Из них 70,4% - работники, занятые в государственных и муниципальных учреждениях.
Источником покрытия финансовых средств в отношении федеральных учреждений является федеральный бюджет, в отношении учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений - бюджеты субъектов Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта, отмечая, что в пояснительной записке и финансово-экономическом обосновании к законопроекту приведены расчеты обоснования установления МРОТ в сумме 7 890 рублей в месяц, то есть с учетом повышения с 1 июля 2017 года на 5,2%, а не на 4%, как следует из суммы, указанной тексте законопроекта.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы отмечено, что по законопроекту замечаний концептуального характера не имеется.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 15469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.