Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2016 г. N 31-АПГ16-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Кабинета Министров Чувашской Республики и Министерства финансов Чувашской Республики на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 17 марта 2016 года, которым удовлетворён административным иск заместителя прокурора Чувашской Республики об оспаривании отдельных норм Положения о Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, утверждённого постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июня 2012 года N 216, в части наделения Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики функциями в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя Кабинета Министров Чувашской Республики и Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики Портновой С.В., представителя Министерства финансов Чувашской Республики Волковой И.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
4 июня 2012 года Кабинетом Министров Чувашской Республики издано постановление N 216 "Вопросы Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики", абзацем вторым пункта 1 которого утверждено Положение о Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики (далее - Положение).
Согласно абзацам первому и второму пункта 1.1 раздела I Положения Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в сферах культуры и искусства, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в том числе переданные Российской Федерацией полномочия в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), кинематографии, межнациональных и межконфессиональных отношений, архивного дела, документационного обеспечения управления, национальной библиографии, образования и науки в сфере культуры и искусства, находящихся в ведении Чувашской Республики, туризма и гостиничного хозяйства в Чувашской Республике (далее - сферы деятельности, отнесенные к компетенции Министерства).
Министерство и его структурные подразделения образуют систему Министерства.
Согласно абзацам первому-третьему пункта 1.2 раздела I Положения Министерство является правопреемником по обязательствам, в том числе возникшим в результате судебных решений:
Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики в сферах культуры и искусства, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны культурного наследия (памятников истории и культуры), кинематографии, межнациональных и межконфессиональных отношений, документационного обеспечения управления, национальной библиографии, образования и науки в сфере культуры и искусства в соответствии с Указом Главы Чувашской Республики от 25 мая 2012 года N 49 "О мерах по совершенствованию государственного управления в Чувашской Республике";
Министерства по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики в сфере туризма и гостиничного хозяйства в Чувашской Республике в соответствии с Указом Главы Чувашской Республики от 21 декабря 2013 года N 134 "О мерах по совершенствованию государственного управления в Чувашской Республике".
Согласно абзацам первому и второму пункта 1.6 раздела I Положения Финансирование аппарата Министерства осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, а также за счет средств, выделяемых из федерального бюджета в виде субвенций на осуществление переданных субъектам Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения в соответствии со статьей 33 Федерального закона, за исключением абзацев второго - пятого подпункта 2 пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона; предельная численность работников устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Имущество, находящееся на балансе Министерства, является государственной собственностью Чувашской Республики и закрепляется за ним на праве оперативного управления в установленном законодательством порядке.
Согласно пунктам 21 (в первоначальной редакции), 45, 46, 49, 51-56, 63-70, 73, 74, 79, 87-91, 93-98 раздела III Положения Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
21) организует взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам реализации основных направлений государственной политики в сфере культуры и искусства, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), кинематографии, межнациональных и межконфессиональных отношений, архивного дела, документационного обеспечения управления, национальной библиографии, образования и науки в сфере культуры и искусства на территории муниципальных образований Чувашской Республики;
45) осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (республиканского) значения, выявленных объектов культурного наследия;
46) обеспечивает сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в государственной собственности Чувашской Республики;
49) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - федеральный орган охраны объектов культурного наследия), ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Чувашской Республики по вопросам переданных полномочий, иных документов и информации, необходимых для контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти Чувашской Республики переданных полномочий;
51) рассматривает уведомления о проведении публичных мероприятий на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, и готовит официальные ответы с мотивированными заключениями о возможности или невозможности проведения публичных мероприятий;
52) осуществляет региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия;
53) выдает задание и разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального (республиканского) значения, выявленного объекта культурного наследия;
54) согласовывает проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения, выявленного объекта культурного наследия;
55) устанавливает требования к сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона, требования к обеспечению доступа к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), требования к сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (республиканского) значения, требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (республиканского) значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона, требования к обеспечению доступа к объектам культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (республиканского) значения, требования к сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона, требования к обеспечению доступа к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) местного (муниципального) значения, готовит и утверждает охранные обязательства собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в соответствии с пунктом 7 статьи 47.6 Федерального закона;
56) предоставляет физическим и юридическим лицам выписку из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащую сведения, указанные в пункте 2 статьи 20 Федерального закона;
63) выдает разрешение на строительство, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 Федерального закона, объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального (республиканского) значения, выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;
64) выдает разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 Федерального закона, объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального (республиканского) значения, выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;
65) выдает собственнику объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), включенного в реестр, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, паспорт объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) в пределах своей компетенции;
66) организовывает проведение государственной историко-культурной экспертизы в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) Кабинетом Министров Чувашской Республики или органом местного самоуправления в Чувашской Республике, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с Федеральным законом;
67) организовывает установку информационных надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры), на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 Федерального закона, по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) регионального (республиканского) значения;
68) осуществляет мониторинг данных об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), включенных в реестр, в целях своевременного изменения данных об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), включенных в реестр, в пределах своей компетенции;
69) утверждает особенности объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), послужившие основанием для его включения в реестр и подлежащие обязательному сохранению (предмет охраны), в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (республиканского) значения, выявленного объекта культурного наследия;
70) утверждает границы территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) и правовой режим (режимы) использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 Федерального закона, объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального (республиканского) значения, границы территории выявленного объекта культурного наследия;
73) обращается в суд с иском, предусмотренным пунктом 1 статьи 54 Федерального закона, в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в реестр (за исключением отдельных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (республиканского) значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия;
74) согласовывает проекты генеральных планов, проекты правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений регионального (республиканского) значения, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
79) развивает туристскую индустрию, обеспечивающую потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия;
87) организует проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) в соответствии со статьей 3 Федерального закона, в том числе объектов археологического наследия;
88) формирует совместно с федеральным органом охраны объектов культурного наследия и ведет в порядке, предусмотренном Федеральным законом, реестр;
89) формирует и ведет перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Чувашской Республики;
90) организует работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия;
91) устанавливает порядок выдачи и форму задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематического наблюдения в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (республиканского) значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия;
93) обеспечение условий доступности для инвалидов государственных музеев, учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти), объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики;
94) принимает решения об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (республиканского) значения в случаях и порядке, которые установлены пунктом 2 статьи 22 Федерального закона, решения об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения в случаях и порядке, которые установлены пунктом 3 статьи 22 Федерального закона;
95) согласовывает решения федерального органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), не отвечающего критериям отнесения объекта к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) федерального значения, на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального (республиканского) значения;
96) устанавливает запрет или ограничение на распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), находящихся в границах территории достопримечательного места и включенных в реестр, а также требования к ее распространению в пределах своей компетенции;
97) устанавливает требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места регионального значения, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места регионального значения;
98) осуществляет в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 Федерального закона, следующие полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (за исключением отдельных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации):
государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения в соответствии со статьей 33 Федерального закона, за исключением:
ведения реестра;
организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа охраны объектов культурного наследия;
согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения и установления требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения;
выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия;
федеральный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения.
Заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с административным иском о признании недействующими абзацев первого и второго пункта 1.1, абзацев первого-третьего пункта 1.2, абзацев первого и второго пункта 1.6 раздела I, а также пунктов 21 (в первоначальной редакции), 45, 46, 49, 51-56, 63-70, 73, 74, 79, 87-91, 93-97, абзацев первого-седьмого пункта 98 раздела III оспариваемого Положения (в редакции от 22 июля 2015 года) в части наделения Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики функциями в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В обоснование заявленных требований заместитель прокурора Чувашской Республики ссылался на противоречие указанных норм подпункту 2 статьи 10 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно которому меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо структурные подразделения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Как полагал заместитель прокурора Чувашской Республики, полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия должны быть возложены на самостоятельный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а возложение указанных полномочий на Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, наделённое также иными функциями, не связанными с сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, является неправомерным.
Отсутствие органа исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченного на осуществление мер по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, по мнению заместителя прокурора Чувашской Республики, препятствует реализации конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям, а также права народов и иных этнических общностей на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры, нарушает гарантированное вышеназванным Федеральным законом право неопределённого круга лиц на обеспечение сохранности объектов культурного наследия.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 17 марта 2016 года административный иск заместителя прокурора Чувашской Республики удовлетворён: оспариваемые нормы Положения признаны недействующими со дня вступления этого решения в законную силу.
В апелляционных жалобах Кабинет Министров Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики просят решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене.
Статьёй 9.2 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" закреплены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, среди которых - принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением (подпункт 1); сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации (подпункт 3); государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (подпункт 4); иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации (подпункт 13).
В соответствии со статьёй 10 этого же Федерального закона меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют: 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; 2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо структурные подразделения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделённые функциями, не предусмотренными настоящим Федеральным законом; 3) местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы.
При удовлетворении административного иска заместителя прокурора Чувашской Республики, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемыми нормами Положения о Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики данный орган исполнительной власти Чувашской Республики наделён полномочиями в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, что противоречит подпункту 2 статьи 10 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в соответствии с которым указанные полномочия должны быть возложены на самостоятельный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или структурное подразделение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не наделённые функциями, не предусмотренными настоящим Федеральным законом, который будет выполнять исключительно функции регионального органа в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В отсутствие такого органа или структурного подразделения возложение полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, как утверждал суд первой инстанции, нарушает право неопределённого круга лиц на обеспечение сохранности объектов культурного наследия.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции не согласна, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права.
Согласно абзацам первому и второму преамбулы Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 указанного Федерального закона высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.
Деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации основывается на принципе самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (подпункт "ж" пункта 1 статьи 1 этого же Федерального закона).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 72 Конституции Чувашской Республики структуру органов исполнительной власти Чувашской Республики определяет Г лава Чувашской Республики.
Суд первой инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела приведённые нормы Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Конституции Чувашской Республики не применил, а также не учёл, что исключение из компетенции Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия при отсутствии соответствующего решения Главы Чувашской Республики о создании самостоятельного органа исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделёнными функциями, не предусмотренными Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", повлечёт нарушение прав неопределённого круга лиц на обеспечение сохранности объектов культурного наследия.
До приведения структуры региональных органов охраны объектов культурного наследия в соответствии со статьёй 10 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Кабинет Министров Чувашской Республики наделил полномочиями по государственной охране объектов культурного наследия ныне существующий орган охраны объектов культурного наследия - Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики. Это обусловлено необходимостью соблюдения базового правового принципа непрерывности исполнения властно-распорядительных полномочий органами государственной власти всех уровней.
Таким образом, оспариваемые нормы Положения о Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики признаны противоречащими подпункту 2 статьи 10 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и недействующими быть не могли.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 17 марта 2016 года отменить и принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска заместителя прокурора Чувашской Республики об оспаривании отдельных норм Положения о Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, утверждённого постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июня 2012 года N 216, в части наделения Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики функциями в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отказать.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2016 г. N 31-АПГ16-2
Текст определения официально опубликован не был