Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 октября 2016 г. N 49-АПГ16-34
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Милек"
о признании не действующим в части приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 г. N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан
на решение Верховного суда Республики Башкортостан от 27 мая 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан приказом от 30 апреля 2014 г. N 557 (далее - Приказ N 557) утвердило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год (далее - Перечень).
В дальнейшем приказами Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 28 октября 2014 г. N 1506, от 25 декабря 2014 г. N 1842, от 14 апреля 2015 г. N 387 внесены изменения в Приказ N 557.
В пункт 1913 Перечня включено нежилое строение с кадастровым номером 02:55:030317:111 общей площадью 5 172,50 кв. м, расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Мира, д. 54, которое принадлежит открытому акционерному обществу "Милек" (далее - ОАО "Милек") на праве собственности.
ОАО "Милек" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании не действующим пункта 1913 Перечня со дня его принятия.
Заявленные требования обоснованы тем, что объект недвижимости, включённый в Перечень, не обладает признаками объекта, указанного в статье 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 г. N 43-з "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 43-з) и в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение здания в Перечень неправомерно возлагает на ОАО "Милек" обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 мая 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, так как объект недвижимости, принадлежащий административному истцу на праве собственности, правомерно включён в пункт 1913 Перечня, поскольку расположен на земельном участке, вид разрешённого использования которого предполагает размещение административного здания.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ОАО "Милек" представлены возражения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, суд первой инстанции правильно установил, что приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 г. N 557, утвердивший Перечень, принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликован в установленном законом порядке 6 мая 2014 г. на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (http://vmw.mziorb.ru).
На основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ статьёй 2.1 Закона N 43-з определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Так, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казённых учреждений).
Условия отнесения объекта недвижимости к административно-деловому центру определены в пункте 3 статьи 378.2 РЖ РФ. Так, административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Как видно из материалов дела, кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 02:55:030317:13 от 14 апреля 2016 г., принадлежащее заявителю нежилое строение расположено на земельном участке с разрешённым видом использования "для размещения административно-производственной базы".
Судебная коллегия полагает, что данный вид использования однозначно не свидетельствует о том, что на таком земельном участке возможно расположение здания административно-делового центра, в связи с чем содержание вида разрешённого использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 г. N 180 утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 названного постановления установлено, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Комиссией, утверждённой приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 ноября 2015 г. N 1822, проведены мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности ОАО "Милек", о чём составлен акт от 5 апреля 2016 г., из которого следует, что только 4,4% общей площади здания используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания.
Судебная коллегия считает, что с учётом установленных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что объект недвижимости, включённый в пункт 1913 Перечня, не отвечает признакам объекта недвижимого имущества, фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ и пункта 1 статьи 2.1 Закона N 43-з, и правомерно удовлетворил административное исковое заявление общества.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Башкортостан от 27 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 октября 2016 г. N 49-АПГ16-34
Текст определения официально опубликован не был