Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 октября 2016 г. N 5-АПГ16-79
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации" о признании не действующим пункта 1625 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП,
по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 28 июня 2016 г., которым удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Правительства Москвы по доверенности Борисовой К.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации" по доверенности Жабиной Е.Е., Рожкова А.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП) утвердило перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1, далее - Перечень).
Указанное постановление в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" опубликовано 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
Впоследствии в оспариваемый акт постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП внесены изменения, действие которых распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.
В пункт 1625 Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером 77:08:0009002:1022 общей площадью 14 057,30 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, Волоколамское ш., д. 26, которое принадлежит федеральному государственному унитарному предприятию "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации" (далее - ФГУП "ГосНИИ ГА", институт) на праве хозяйственного ведения.
ФГУП "ГосНИИ ГА" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 1625 Перечня в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что включённое в названный пункт Перечня здание не обладает предусмотренными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64) и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данного здания в Перечень неправомерно возлагает на предприятие обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 28 июня 2016 г. административное исковое заявление ФГУП "ГосНИИ ГА" удовлетворено. Оспариваемая норма признана не действующей с 1 января 2016 г.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы, ссылаясь на то, что имеются основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит отменить указанный судебный акт и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ФГУП "ГосНИИ ГА" и прокуратурой города Москвы представлены возражения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 НК РФ, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции правильно установил, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
На основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Так, пунктом 2 статьи 1.1 названного Закона к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Условия отнесения объекта недвижимости к административно-деловому центру определены в пункте 3 статьи 378.2 НК РФ. Административно-деловым центром в целях исчисления налога на имущество организаций признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещение в котором принадлежит одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Как видно из материалов дела, спорное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:08:009002:19 и разрешённым видом использования "эксплуатация административного здания".
Суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что данный вид использования однозначно не предполагает размещения на нём административно-делового центра, в связи с чем содержание вида разрешённого использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утверждён порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Как следует из положений пункта 1.3 Порядка, мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются в целях выявления, в том числе такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В данном случае основанием для включения в пункт 1625 Перечня нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0009002:1022 послужил акт обследования Госинспекции от 22 августа 2014 г. N 9088892, согласно которому 90,61 процента общей площади здания фактически используется для размещения офисных помещений и 9,39 процента общей площади используется для размещения объектов общественного питания. Однако согласно показаниям допрошенных в качестве свидетелей Елшина Е.Б. и Строганова С.М., являющихся сотрудниками Госинспекции, проводивших обследование здания, вывод об офисном характере использования здания сделан по формальным обстоятельствам, а именно по наличию в кабинетах офисной инфраструктуры; характер деятельности предприятия и конкретных сотрудников не выяснялся и не учитывался.
При этом, как установлено судом и усматривается из материалов дела, основным видом деятельности ФГУП "ГосНИИ ГА" являются научные исследования и разработки в области естественных и технических наук.
Согласно Уставу предприятия оно осуществляет виды деятельности, связанные с научно-исследовательским и опытно-конструкторскими работами и разработками в области гражданской авиации.
Административным истцом представлен акт подтверждения специального (функционального) назначения и надлежащего целевого использования спорного здания от 22 июня 2016 г., в котором содержится расчёт фактического использования помещений по каждому этажу здания с указанием вида деятельности, наличия арендаторов, площадей, сданных в аренду и используемых для собственных нужд, и согласно которому доля сданных в аренду ФКУ "Центральный авиационный поисково-спасательный центр" площадей не превышает 20 процентов (363,7 кв.м). Свободный доступ посторонних лиц во внутренние помещения здания невозможен. Основные помещения здания используются для размещения научных отделов, собственных сотрудников, в том числе административного персонала, которые непосредственно обеспечивают деятельность предприятия.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что включение данного здания в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
Поскольку пункт 1625 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы N 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП имеет ограниченный срок действия, а именно применяется в целях определения налоговой базы по указанному налогу в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в 2016 году, признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов ФГУП "ГосНИИ ГА".
С учётом установленных обстоятельств суд правомерно признал не действующим пункт 1625 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы N 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП с 1 января 2016 г.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 28 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 октября 2016 г. N 5-АПГ16-79
Текст определения официально опубликован не был