Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2016 г. N 53-АПГ16-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" о признании недействующими отдельных положений приказов Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 13 декабря 2013 г. N 284-п "Об утверждении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования для филиала "Красноярскэнерго" открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (г. Красноярск, ИНН ...), от 19 декабря 2013 г. N 406-п "Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края для тарифной группы потребителей "население и приравненные к нему категории потребителей", от 19 декабря 2013 г. N 430-п "Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей "население и приравненные к нему категории потребителей", от 30 июня 2015 г. N 85-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 г. N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями", по апелляционной жалобе публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на решение Красноярского краевого суда от 22 марта 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Москвитина О.А., представителя Региональной энергетической комиссии Красноярского края Ананьева А.А., представителей Министерства энергетики Российской Федерации Коротенко А.В., Смолева А.Г., представителей Федеральной антимонопольной службы Ржавиной З.Г., Савостиной Е.В., представителя акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания" Малай В.М., представителя общества с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" Яценко А.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири") обратилось в Красноярский краевой суд с заявлением о признании недействующими следующих приказов Региональной энергетической комиссии Красноярского края:
- приказа от 13 декабря 2013 г. N 284-п "Об утверждении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования для филиала "Красноярскэнерго" открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (г. Красноярск, ИНН ..." (далее - приказ от 13 декабря 2013 г. N 284-п) в части установления величины технологического расхода (потерь) электрической энергии на 2015, 2016, 2017 годы в размере 1 548,92 млн. кВт.ч (редакция приказа от 28 ноября 2014 г. N 197-п);
- приказа от 19 декабря 2013 г. N 406-п "Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края для тарифной группы потребителей "население и приравненные к нему категории потребителей" (далее - приказ от 19 декабря 2013 г. N 406-п) в части приложения N 3;
- приказа от 19 декабря 2013 г. N 430-п "Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей "население и приравненные к нему категории потребителей" (далее - приказ от 19 декабря 2013 г. N 430-п) в части пунктов 2.1.2, 2.2, 2.3, 2.4 приложения N 2.1, пунктов 1.1, 1.2.2, 2.1, 2.2.2 приложения N 3, пунктов 1.1, 1.2.2, 2.2.2 приложения N 4 (редакция приказа от 30 июня 2015 г. N 84-п);
- приказа от 30 июня 2015 г. N 85-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 г. N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" (далее - приказ от 30 июня 2015 г. N 85-п) в части пунктов 29, 30, 40, 41, 43, 47 раздела 1 приложения N 3.
Определением Красноярского краевого суда от 9 февраля 2016 г. производство по административному делу в части требований ПАО "МРСК Сибири" об оспаривании отдельных положений приказа от 19 декабря 2013 г. N 406-п прекращено в связи с отказом административного истца от данных требований.
Решением Красноярского краевого суда от 22 марта 2016 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "МРСК Сибири" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Относительно жалобы Региональная энергетическая комиссия Красноярского края, Министерство энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России), Трансэнерго Красноярская дирекция по энергоснабжению филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги", общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания", акционерное общество "Красноярская региональная энергетическая компания" и прокуратура Красноярского края представили отзывы и возражения.
В судебное заседание представители открытого акционерного общества "Российские железные дороги", акционерного общества "Разрез Назаровский", муниципального унитарного предприятия Шушенского района "Тепловые и электрические сети", общества с ограниченной ответственностью "Филимоновские электросети", прокуратуры Красноярского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов и возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Согласно пункту 4 статьи 23.1, пункту 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче, электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию. Установление указанных цен (тарифов) относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
Согласно пункту 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 12, 38 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки; тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением данного метода, определяются регулирующими органами на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе на основании величины технологического расхода (потерь) электрической энергии.
Тарифы устанавливаются в соответствии с утвержденными приказами Федеральной службой по тарифам от 6 августа 2004 г. N 98-э, N 20-э/2 Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - Методические указания N 98-э) и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания N 20-э/2).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 6 августа 2004 г. N 98-э, N 20-э/2" имеется в виду "от 17 февраля 2012 г. N 98-э, от 6 августа 2004 г. N 20-э/2"
Как установлено судом и следует из материалов дела, ПАО "МРСК Сибири" оказывает услуги по передаче электрической энергии через технические устройства электрических сетей и является территориальной сетевой организацией. В отношении структурного подразделения ПАО "МРСК Сибири" - его филиала "Красноярскэнерго" применяется метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее - РЭК Красноярского края) от 13 декабря 2013 г. N 284-п для филиала ПАО "МРСК Сибири" - Красноярскэнерго" установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности на период с 2011-2017 годов.
Приказом РЭК Красноярского края от 19 декабря 2013 г. N 430-п на территории Красноярского края установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии с разбивкой по уровням (диапазонам) напряжения (высокое, первое среднее, второе среднее, низкое) на период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2017 г. для потребителей, не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Также 19 декабря 2013 г. органом регулирования принят приказ N 445-п, устанавливающий индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, действующие на период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2017 г.
В соответствии с пунктами 4, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 750 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе" (далее - постановление Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 750) на Минэнерго России возложена обязанность утвердить до 1 октября 2014 г. для территориальных сетевых организаций нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предписано в срок до 1 декабря 2014 г. принять решения о пересмотре с 1 января 2015 г. отдельных долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, включая величины технологического расхода (потерь) электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, в том числе на основании нормативов, указанных в пункте 4 настоящего постановления.
Нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций утверждены приказом Минэнерго России от 30 сентября 2014 г. N 674.
Во исполнение постановления от 31 июля 2014 г. N 750 принят приказ РЭК Красноярского края от 28 ноября 2014 г. N 197-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 13 декабря 2013 г. N 284-п "Об утверждении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования для филиала "Красноярскэнерго" открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (г. Красноярск, ИНН ..." (далее - приказ от 28 ноября 2014 г. N 197-п), в соответствии с которым для филиала "Красноярскэнерго" установлена новая величина технологического расхода (потерь) электрической энергии на 2015 г., 2016 г., 2017 г. в размере 1 548,920 млн. кВт.ч.
Текст приказа от 28 ноября 2014 г. N 197-п размещен 11 декабря 2014 г. на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru).
Как следует из материалов дела решение о пересмотре указанного долгосрочного параметра регулирования принято 28 ноября 2014 г. на заседании правления РЭК Красноярского края с участием представителя административного истца посредством открытого голосования единогласно в порядке, установленном пунктами 25, 26 Правил регулирования цен (тарифов).
Приказами РЭК Красноярского края от 30 июня 2015 г. N 84-п и N 85-п в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11 мая 2015 г. N 458 "Об утверждении изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования порядка определения объемов покупки мощности на оптовом рынке для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей и объемов покупки мощности организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью" внесены изменения и дополнения в приказы от 19 декабря 2013 г. N 430-п и N 445-п соответственно.
Изменениями, внесенными в приказ от 19 декабря 2013 г. N 430-п, установлены новые единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии (с разбивкой по уровням напряжения) для потребителей, не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Приказ от 19 декабря 2013 г. N 445-п дополнен приложением N 3, которым установлены новые индивидуальные тарифы (двухставочные и одноставочные) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на период с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2017 г., в том числе между парами сетевых организаций, плательщиками каждой из которых является филиал "Красноярскэнерго", а получателями платежа значатся: МУП "Тепловые и электрические сети", ООО "Региональная сетевая компания", ОАО "РЖД", АО "Красноярская региональная энергетическая компания", АО "Разрез Назаровский", ООО "Филимоновские электросети".
Размеры тарифов определены органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями N 98-э и N 20-э/2 на основании долгосрочных параметров регулирования.
По мнению общества, при пересмотре тарифов на услуги по передаче электрической энергии (ежегодной корректировке на 2015 год долгосрочного периода регулирования с 2012 по 2017 годы), а также при пересмотре в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 750 долгосрочных параметров регулирования ПАО "МРСК Сибири", утвержденных приказом от 13 декабря 2013 г. N 284-п, органом регулирования необоснованно не применена величина технологического расхода (потерь) электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденная приказом Минэнерго России от 28 ноября 2014 г. N 882.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что величина технологического расхода (потерь) электрической энергии обоснованно рассчитана органом регулирования с применением нормативов, утвержденных приказом Минэнерго России от 30 сентября 2014 г. N 674, и в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Согласно пункту 33 Основ ценообразования расчет необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования, к которым относится, в том числе, норматив технологического расхода (потерь), утверждаемый Министерством энергетики Российской Федерации (начиная с 2014 года для первого и (или) последующих долгосрочных периодов регулирования - уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям).
Из содержания абзацев 11-15 пункта 34, абзацев 21-23 пункта 38 Основ ценообразования следует, что в тех случаях, когда величина технологического расхода (потерь) электрической энергии определяется на основании нормативных технологических потерь, такие нормативные потери утверждаются Минэнерго России до 1 октября; а при отсутствии до 1 октября утвержденных Минэнерго России нормативов технологических потерь на расчетный период регулирования величина технологического расхода (потерь) электрической энергии определяется исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на соответствующий период регулирования.
Указанные положения Основ ценообразования соответствуют требованиям пункта 4 постановления Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 750.
Довод апелляционной жалобы о необходимости расчета тарифов с учетом величины технологического расхода (потерь) электрической энергии в размере 2 201,695 млн. кВт.ч на основании норматива, утвержденного для ОАО "МРСК Сибири" приказом Минэнерго России от 28 ноября 2014 г. N 882 является необоснованным исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 53 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в соответствии с настоящими Правилами и методикой определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
Приказом Минэнерго России от 7 августа 2014 г. N 506 утверждена Методика определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям (далее - Методика), которая устанавливает порядок определения соответствующих нормативов при передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций на основе сравнительного анализа потерь электрической энергии в соответствии с разделом III Методики.
Согласно пункту 10 Методики для проведения сравнительного анализа формируется выборка из состава территориальных сетевых организаций, объем потерь электрической энергии в электрических сетях которых составляет не менее 90% от суммарного объема потерь электрической энергии в территориальных распределительных сетях за базовый год. При этом определение норматива потерь электрической энергии применительно к конкретной территориальной сетевой организации, в том числе на основании ее заявления, Методикой не предусмотрено.
Приказ Минэнерго России от 30 сентября 2014 г. N 674 является нормативным правовым актом, изданным в рамках государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, содержит нормы общеобязательного характера, распространяется на неопределенный круг лиц и рассчитан на неоднократное применение; опубликован в установленном порядке в официальном издании "Российская газета" N 247, 29 октября 2014 г. и вступил в силу 9 ноября 2014 г.
Утвержденные названным приказом нормативы потерь электрической энергии приняты по форме, установленной приказом Минэнерго России от 7 августа 2014 г. N 506, с учетом разграничения полномочий, установленного пунктами 4, 5 постановления Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 750, поскольку не определяют величин технологического расхода (потерь) электрической энергии по сетям конкретных территориальных сетевых организаций, сохраняя данное право за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом приказ Минэнерго России от 28 ноября 2014 г. N 882, который, по мнению ПАО "МРСК Сибири", должен быть применен при установлении тарифов на 2015 год, издан после 1 октября 2014 г., не соответствует положениям Методики, утвержденной приказом Минэнерго России от 7 августа 2014 г. N 506 (нормативы технологических потерь электрической энергии утверждены в отношении конкретной территориальной сетевой организации - филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго"), в установленном порядке не опубликован, признаками нормативного правого акта не обладает и получен РЭК Красноярского края 11 декабря 2014 г., то есть после принятия оспариваемой редакции приказа N 284-п, а также за пределами пересмотра долгосрочных параметров регулирования в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 750.
При принятии решения по апелляционной жалобе Судебная коллегия учитывает и то, что приказ РЭК Красноярского края N 445-п (в редакции приказа от 30 июня 2015 г. N 85-п) предусматривал возмещение административному истцу затрат, возникших у последнего вследствие прекращения с 1 января 2014 г. аренды административным истцом объектов, относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона об электроэнергетике.
Как следует из пояснений РЭК Красноярского края дефицит необходимой валовой выручки в размере 952 073 тыс. руб. был компенсирован обществу в размере 952 180 тыс. руб. из краевого и федерального бюджетов.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о правомерности действий органа регулирования при определении величины технологического расхода (потерь) электрической энергии с учетом соответствующих нормативов, утвержденных приказом Минэнерго России от 30 сентября 2014 г. N 674.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 22 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2016 г. N 53-АПГ16-14
Текст определения официально опубликован не был