Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 октября 2016 г. N 56-АПГ16-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.,
при секретаре Дарькине А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Недодина С.П. о признании не действующими Правил землепользования и застройки городского округа Большой Камень, утверждённых решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 14 января 2010 г. N 420, в части
по апелляционной жалобе заявителя на решение Приморского краевого суда от 24 мая 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Недодин С.П. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Правил землепользования и застройки городского округа Большой Камень, утверждённых решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 14 января 2010 г. N 420 (далее - Правила землепользования и застройки), в части отнесения земельного участка, расположенного по адресу: Приморский край, г. Большой Камень, ул. ... д. ..., к территориальной зоне Р6.
В обоснование заявленных требований Недодин С.П. указал на то, что в июле 2012 г. оформил регистрацию права собственности на часть индивидуального жилого дома. При оформлении прав на земельный участок, на котором расположен жилой дом, администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень была утверждена схема расположения земельного участка под эксплуатацию индивидуального жилого дома, изменён вид разрешённого использования земельного участка "для иных целей" на вид разрешённого использования "под эксплуатацию жилого дома". Однако ему было отказано в постановке на учёт земельного участка и в регистрации права собственности на него в связи с тем, что земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки располагается в территориальной зоне зелёных насаждений (Р6) и не может быть предоставлен в собственность под эксплуатацию жилого дома. Этим нарушаются его права на пользование, владение и распоряжение земельным участком.
Решением Приморского краевого суда от 24 мая 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Недодин С.П. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а именно статей 15, 25, 27, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвующим в деле, и администрацией городского округа Большой Камень представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статьёй 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий. В данных регламентах указываются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, содержащую границы территориальных зон, и градостроительные регламенты (части 2, 4 статьи 30 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, при этом они не изменяют назначение территории, отнесённой к функциональным зонам.
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся в том числе генеральные планы городских округов (пункт 1 статьи 18 ГрК РФ).
Пунктом 3 статьи 9 ГрК РФ установлено, что документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района является одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки (пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).
Порядок подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменения установлен статьями 30-35 ГрК РФ.
Из материалов дела усматривается, что решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 28 июня 2007 г. N 37 (в редакции решения Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 25 июля 2013 г. N 164) утверждён Генеральный план городского округа ЗАТО Большой Камень (далее - Генеральный план), включающий в себя карту функциональных зон городского округа ЗАТО Большой Камень.
Решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 14 января 2010 г. N 420 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень, которые включают в себя карту градостроительного зонирования.
Статьями 35, 36 Правил землепользования и застройки установлены виды территориальных зон и их кодовые обозначения, выделенные на карте градостроительного зонирования, а также градостроительные регламенты по видам и параметрам разрешённого использования недвижимости. Территориальная зона с кодовым обозначением Р6 (зона зелёных насаждений специального назначения) отнесена к рекреационной зоне (пункт 4 статьи 35).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не обжалуется.
Рассматривая заявленные требования и признавая их не подлежащими удовлетворению, суд первой инстанции установил, что территория, на которой расположен спорный земельный участок, - по ул. ... д. ..., в соответствии с Генеральным планом находится в границах рекреационной зоны, а именно средозащитной буферной функциональной зоны, а согласно Правилам землепользования и застройки - в границах рекреационной зоны Р6 (зона зелёных насаждений специального назначения).
Поскольку Генеральным планом функциональное назначение указанной административным истцом территории установлено как рекреационная зона, то Правила землепользования и застройки, определяющие указанную зону как Р6 (зона зелёных насаждений специального назначения), не противоречат положениям приведённых выше норм градостроительного законодательства.
На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта вид разрешённого использования земельного участка был установлен "для иных целей". Указанный вид разрешённого использования земельного участка был изменён после принятия Правил землепользования и застройки постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 7 сентября 2012 г., в связи с чем отсутствуют основания для вывода о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 34 ГрК РФ.
Кроме того, судом установлено, что администрацией городского округа Большой Камень издано постановление от 16 декабря 2015 г. N 1768 о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки, которое доведено до сведения населения путём публикации 29 декабря 2015 г. в газете "ЗАТО". Комиссией по землепользованию и застройке городского округа Большой Камень принято решение о внесении в третьем квартале 2016 года изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения градостроительных регламентов территориальной зоны, в которой расположен спорный земельный участок.
Судом первой инстанции также правомерно учтено, что из содержания части 8 статьи 36 ГрК РФ и части 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешённого использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Исходя из изложенного, Судебная коллегия полагает, что с учётом установленных обстоятельств суд первой инстанции, основываясь на правовом анализе приведённого федерального законодательства, обоснованно пришёл к выводу об отсутствии препятствий к использованию Недодиным С.П. объекта недвижимости и, установив, что оспариваемые положения Правил землепользования и застройки не противоречат федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, правомерно принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда в апелляционном порядке, не установлено.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 24 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Недодина С.П. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 октября 2016 г. N 56-АПГ16-19
Текст определения официально опубликован не был