Постановление Верховного Суда РФ от 5 октября 2016 г. N 7-АД16-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу Епринцева И.И.
на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Октябрьского судебного района города Иваново от 24.08.2015 N 5-276/15 (с учетом изменений, внесенных постановлением заместителя председателя Ивановского областного суда от 15.12.2015 N 4а-368/15), решение судьи Октябрьского районного суда города Иваново от 08.10.2015 N 12-229/2015 и постановление заместителя председателя Ивановского областного суда от 15.12.2015 N 4а-368/15,
вынесенные в отношении директора бюджетного учреждения социального обслуживания Ивановской области "Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения" Епринцева И.И. (далее - Епринцев И.И.)
по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Октябрьского судебного района города Иваново от 24.08.2015 N 5-276/15 (с учетом изменений, внесенных постановлением заместителя председателя Ивановского областного суда от 15.12.2015 N 4а-368/15) директор бюджетного учреждения социального обслуживания Ивановской области "Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения" (далее - учреждение) Епринцев И.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Иваново от 08.10.2015 N 12-229/2015 постановление мирового судьи изменено, уточнен период совершения административного правонарушения и исключено указание на обстоятельство, отягчающее административную ответственность. В остальной части постановление мирового судьи оставлено без изменения.
Постановлением заместителя председателя Ивановского областного суда от 15.12.2015 N 4а-368/15 в удовлетворении жалобы Епринцева И.И. и его защитника на указанные выше акты отказано, решение судьи районного суда уточнено в части даты вынесения постановления мирового судьи.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Епринцев И.И. просит отменить указанные акты, вынесенные в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Епринцева И.И. к административной ответственности) нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Основанием для привлечения мировым судьей Епринцева И.И. к административной ответственности на основании названной нормы послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 17.06.2015 N 28 выводы о нецелевом использовании учреждением, директором которого является названное лицо, средств субсидии на выполнение государственной услуги "Социальное обслуживание лиц без определенного места жительства и занятий в стационарных и полустационарных условиях" в сумме 130, 4 тысяч рублей в рамках Программы Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 15.10.2013 N 393-п, выразившемся в оплате коммунальных услуг по содержанию расположенного по адресу: город Иваново, улица Кузнецова, дом 130/9 гаража, не принадлежащего учреждению.
Вышестоящие судебные инстанции с указанными выводами согласились, сочтя Епринцева И.И. подлежащим привлечению к административной ответственности на основании статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем выводы, изложенные в обжалуемых актах, не учитывают следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 1.4 Порядка установления (корректировки) и применения нормативов затрат на оказание государственных услуг Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 27.01.2011 N 13-п, к регулярным расходам на содержание имущества отнесены бюджетные расходы на отопление помещений, используемых в целях оказания государственных услуг, включая расходы на оплату отопления, приобретение топлива для котельных, плату за газ, используемый для отопления. К регулярным расходам на непосредственное оказание государственной услуги относятся бюджетные расходы на оплату коммунальных услуг, потребляемых в связи с оказанием государственной услуги, за исключением оплаты услуг отопления и платы за газ, используемый в целях отопления; оплату иных затрат, необходимых для оказания государственной услуги, в том числе оплату услуг связи, транспортных услуг, арендную плату за пользование имуществом, оплату прочих работ и услуг, выплаты пособий по социальной помощи населению, выплаты стипендий, приобретение (изготовление) основных средств, приобретение медикаментов и перевязочных средств, приобретение продуктов питания, приобретение мягкого инвентаря, приобретение учебных материалов, а также иных расходов на оказание государственной услуги.
В силу положений пунктов 2.1, 2.2, 2.3.1 Устава учреждения, утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 31.10.2011 N 339-од, предметом деятельности учреждения является организация социального обслуживания населения по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом социальное обслуживание включает, в числе прочего, оказание материальной помощи лицам без определенного места жительства, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, социальную реабилитацию. Изменениями в Устав учреждения, утвержденными приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 11.12.2012 N 425-од, в качестве целей деятельности учреждения, помимо прочего, определены оказание лицам без определенного места жительства и занятий социально-бытовых, социально-медицинских, правовых услуг, срочной социальной поддержки, осуществление мероприятий по социальной и трудовой реабилитации указанных лиц с целью восстановления способностей к бытовой, профессиональной деятельности, адаптации к условиям жизни в обществе (пункт 2.2, том 1, л.д. 52-56).
Обязанность учреждения осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг предусмотрена пунктом 2.3 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключенного директором учреждения Епринцевым И.И. с Департаментом социальной защиты населения Ивановской области в лице его начальника Эрмиш И.Г. (л.д. 58).
В ходе производства по данному делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Епринцевым И.И. и его защитником последовательно отрицался. Заявители поданных по делу жалоб, в числе прочего, указывали на то, что расходы по оплате отопления гаражного помещения, используемого в целях оказания социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий, относятся к регулярным расходам учреждения на содержание имущества, используемого для оказания социальных услуг, в связи с чем полагали необоснованным вывод судебных инстанций о нецелевом использовании бюджетных средств и о наличии в действиях директора учреждения Епринцева И.И. состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенным доводам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судебными инстанциями надлежащая правовая оценка не дана. При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В судебных актах, вынесенных по настоящему делу в отношении Епринцева И.И., не в полной мере отражены обстоятельства, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершение которого вменяется Епринцеву И.И., являющемуся директором учреждения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Следует учесть, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ивановской области от 10.12.2015 по делу N ... признан недействительным, в частности, пункт 2 представления от 15.05.2015 N 01-1811, вынесенного начальником службы государственного финансового контроля Ивановской области в адрес учреждения, директором которого является Епринцев И.И. (далее также - представление).
Из названного пункта представления следует, что в нарушение статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьи 13 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" учреждение допустило нецелевое использование средств субсидии на выполнение государственной услуги "Социальное обслуживание лиц без определенного места жительства и занятий в стационарных и полустационарных условиях" в сумме 130 405 рублей 94 копеек, выразившееся в оплате коммунальных услуг по содержанию гаража, не принадлежащего учреждению и расположенного по адресу: город Иваново, улица Кузнецова, дом 130/9. В представлении отмечено, что данные нарушения содержат состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признавая недействительным пункт 2 представления Арбитражный суд Ивановской области в решении от 10.12.2015 по делу N ... указал на то, что распоряжением администрации Ивановской области от 16.06.2003 N 120-ра на территории ликвидированного приемника-распределителя Управления внутренних дел Ивановской области, расположенного по адресу: город Иваново, улица Кузнецова, дом 130/9, создано областное государственное учреждение социального обслуживания "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий" (далее - Центр социальной адаптации). На основании распоряжения Правительства Ивановской области от 01.08.2012 N 211-рп учреждение, директором которого является Епринцев И.И., было реорганизовано путем присоединения к нему Центра социальной адаптации.
Арбитражным судом установлено, что в целях выполнения государственного задания по социальному обслуживанию лиц без определенного места жительства и занятий в гаражном помещении, расположенном по вышеуказанному адресу, находится автомобиль ГАЗ-323101, предназначенный для перевозки инвалидов-колясочников, а также транспортировки лиц без определенного места жительства и занятий в учреждения здравоохранения и дома-интернаты; санитарный автомобиль УАЗ-396202, непосредственно предназначенный для транспортировки больных, либо не способных к самостоятельному передвижению лиц без определенного места жительства и занятий, и дезинфекционная камера ВФЭ-2/0,9 СЗМО, предназначенная для дезинфекции одежды и обуви лиц без определенного места жительства и занятий.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, применив положения приведенных норм, в том числе пункта 1.4 Порядка установления (корректировки) и применения нормативов затрат на оказание государственных услуг Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 27.01.2011 N 13-п, арбитражный суд счел расходы, произведенные учреждением по оплате отопления гаражного помещения, используемого в целях оказания социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий, относящимися к регулярным расходам учреждения, в связи с чем признал недействительным пункт 2 представления от 15.05.2015 N 01-18-11, вынесенного начальником Службы государственного финансового контроля Ивановской области.
Упомянутый пункт представления касается вышеописанных обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении от 17.06.2015 N 28 и привлечения Епринцева И.И. к административной ответственности по настоящему делу.
Изложенное в совокупности подтверждает недоказанность обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые судебные акты о привлечении директора учреждения Епринцева И.И. к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 1 Октябрьского судебного района города Иваново от 24.08.2015 N 5-276/15 (с учетом изменений, внесенных постановлением заместителя председателя Ивановского областного суда от 15.12.2015 N 4а-368/15), решение судьи Октябрьского районного суда города Иваново от 08.10.2015 N 12-229/2015 и постановление заместителя председателя Ивановского областного суда от 15.12.2015 N 4а-368/15, вынесенные в отношении директора учреждения Епринцева И.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные акты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу Епринцева И.И. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 1 Октябрьского судебного района города Иваново от 24.08.2015 N 5-276/15 (с учетом изменений, внесенных постановлением заместителя председателя Ивановского областного суда от 15.12.2015 N 4а-368/15), решение судьи Октябрьского районного суда города Иваново от 08.10.2015 N 12-229/2015 и постановление заместителя председателя Ивановского областного суда от 15.12.2015 N 4а-368/15, вынесенные в отношении директора бюджетного учреждения социального обслуживания Ивановской области "Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения" Епринцева И.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 5 октября 2016 г. N 7-АД16-1
Текст постановления официально опубликован не был