Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2016 г. N 8-АПГ16-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Грибова А.В. на решение Ярославского областного суда от 22 августа 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 5 августа 2016 года N 168/1167-5 "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Ярославская область - Ярославский одномандатный избирательный округ N 194 Грибову А.В.".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя Грибова А.В. - Бровкиной Н.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей Избирательной комиссии Ярославской области Козырева Д.Е. и Маркова Н.В., заключения представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю. и прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавших, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года N 291 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области, действующей в качестве окружной избирательной комиссии, от 5 августа 2016 года N 168/1167-5 Грибову А.В., выдвинутому политической партией "Гражданская Платформа", отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Ярославская область - Ярославский одномандатный избирательный округ N 194 на основании пунктов 3 и 4 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Грибов А.В. обратился в суд с административным иском о признании указанного постановления избирательной комиссии незаконным, отмене данного постановления и обязании избирательной комиссии зарегистрировать его кандидатом, ссылаясь в обоснование заявленных требований на отсутствие препятствий для его регистрации в качестве кандидата, поскольку в распоряжение избирательной комиссии им были представлены все документы, необходимые для такой регистрации.
Решением Ярославского областного суда от 22 августа 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Грибов А.В. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Статьями 40 и 43 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" установлены условия выдвижения политической партией кандидатов по одномандатным избирательным округам, а также урегулированы вопросы представления кандидатом, выдвинутым политической партией по одномандатному избирательному округу, документов в окружную избирательную комиссию.
Пунктом 4 части 1 и частью 5 статьи 43 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" определено, что кандидат, выдвинутый политической партией по одномандатному избирательному округу и включенный в заверенный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации список кандидатов по одномандатным избирательным округам, не позднее чем через 35 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Указанные сведения представляются по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации.
Представление в окружную избирательную комиссию документов, указанных в частях 1 и 4 названной статьи, считается уведомлением о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу. Окружная избирательная комиссия обязана незамедлительно после представления документов, указанных в частях 1 и 4 названной статьи, выдать кандидату (иному лицу) документ, подтверждающий их прием, с указанием даты и времени начала и окончания приема.
Согласно статье 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований данного Федерального закона при представлении кандидатами, выдвинутыми политическими партиями по одномандатным избирательным округам, документов в окружную избирательную комиссию, а также достоверность сведений о кандидатах (часть 1).
В силу части 5 этой же статьи при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, указанных в частях 4-6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 и пунктах 2 и 4 части 2 статьи 47 данного Федерального закона, или несоблюдения требований данного Федерального закона к оформлению документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с частями 4-6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 данного Федерального закона, окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня ее заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня указанного заседания кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы, представленные в окружную избирательную комиссию в соответствии с частями 4-6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 данного Федерального закона, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями данного Федерального закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае, если в результате проверки, проведенной окружной избирательной комиссией, выявлено отсутствие копии какого-либо документа, предусмотренного частью 8 статьи 41 и частью 4 статьи 43 данного Федерального закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о его регистрации.
Основания отказа в регистрации кандидата предусмотрены частью 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в числе которых отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии со статьями 41, 43 и 47 настоящего Федерального закона, документов, указанных в частях 4-6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона; наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных в соответствии со статьями 41, 43 и 47 настоящего Федерального закона, документов, оформленных с нарушением требований, предусмотренных частями 4-6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона (пункты 3 и 4 части 7 статьи 51).
Как следует из материалов дела, 20 июля 2016 года Грибовым А.В. в избирательную комиссию представлены документы о выдвижении, 26 июля 2016 года им представлены документы для регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Ярославская область - Ярославский одномандатный избирательный округ N 194.
1 августа 2016 года Избирательная комиссия Ярославской области известила кандидата Грибова А.В. о выявленных недостатках в представленных документах, а именно о том, что справки о принадлежащем кандидату, его супруге недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, оформлены с нарушением требований Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, а также, что справка о месте работы и занимаемой должности от 19 июля 2016 года оформлена с нарушением норм трудового законодательства.
3 августа 2016 года Грибов А.В., устраняя указанные недостатки, представил в избирательную комиссию сведения об изменениях в сведениях о кандидате, а также представил копию приказа, подтверждающего полномочия лица, выдавшего справку о месте работы кандидата.
Избирательная комиссия Ярославской области постановлением от 5 августа 2016 года N 168/1167-5 отказала Грибову А.В. в регистрации его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Ярославская область - Ярославский одномандатный избирательный округ N 194 на основании пунктов 3 и 4 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
При рассмотрении и разрешении административного дела судом первой инстанции установлено, что Грибов А.В. в представленных в отношении себя и в отношении супруги справках указал, что недвижимое имущество за пределами территории Российской Федерации "отсутствует", вместе с тем в графе "Сумма сделки" указал "0,00 руб.". Однако такое заполнение справок об имуществе с проставлением нулевого значения нарушением требования законодательства о выборах не является, так как на объем изложенной информации не влияет, об ее искажении не свидетельствует и неверного восприятия не влечет. Поэтому и служить поводом для отказа в регистрации кандидата данное обстоятельство не может.
Судом были изучены аналогичные справки о принадлежащем кандидату, его супруге недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, поданные иными кандидатами по тому же одномандатному избирательному округу, из содержания которых следовало, что 11 из 12 кандидатов при оформлении справок в разделе 2 "Сведения об имуществе" в графе "Сумма сделки" указали "0,00 руб.", при этом избирательной комиссией указанные кандидаты об этом извещены не были.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что постановление избирательной комиссии об отказе Грибову А.В. в регистрации по вышеуказанному основанию является незаконным, нарушающим принцип равенства кандидатов, предусмотренный частью 1 статьи 52 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в соответствии с которым все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Вместе с тем у избирательной комиссии имелись иные основания для отказа Грибову А.В. в регистрации его кандидатом, а именно, в связи с непредставлением им документа, подтверждающего сведения о его трудовой деятельности.
Суд проанализировал содержание представленной Грибовым А.В. справки о его работе в обществе с ограниченной ответственностью "..." в должности инженера от 19 июля 2016 года, подписанной старшим инженером З. и сделал обоснованный вывод о том, что данная справка не является документом, подтверждающим его трудовую деятельность. При этом суд первой инстанции правомерно исходил из установленных по делу обстоятельств, согласно которым Грибов А.В. осуществляет трудовую деятельность в обществе с ограниченной ответственностью "...", директором данного общества является Т. которая в судебном заседании, будучи допрошенной в качестве свидетеля, подтвердила, что полномочий на выдачу справок иным лицам, в том числе З. не передавала. Таким образом, З. полномочиями на подписание такого рода справок наделен не был, следовательно, надлежащий документ, подтверждающий трудовую деятельность кандидата, в избирательную комиссию не представлен.
При таких обстоятельствах, установив, что избирательная комиссия за один день до дня заседания, на котором решался вопрос о регистрации кандидата Грибова А.В., не располагала полным пакетом документов, необходимых для регистрации кандидата, суд пришел к правильному выводу о том, что избирательная комиссия обоснованно отказала в регистрации Грибова А.В. по пункту 3 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Довод апелляционной жалобы Грибова А.В. о том, что сведения, изложенные в представленной им справке, достоверны и нашли свое подтверждение, является несостоятельным ввиду неправильного толкования норм материального права.
Иные доводы апелляционной жалобы, в том числе о превышении избирательной комиссией пределов полномочий, проверялись судом первой инстанции, им дана правовая оценка, что нашло отражение в судебном акте, с которой Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласна.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ярославского областного суда от 22 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Грибова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2016 г. N 8-АПГ16-13
Текст определения официально опубликован не был