Заключение Счетной палаты РФ от 3 ноября 2016 г. N 189/11-01
на проект федерального закона N 1186681-6 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 1186681-6 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 18 октября 2016 г. N 4) и статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Законопроектом, внесенным Правительством Российской Федерации, предлагается ратифицировать Договор между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее - Договор), подписанный в г. Москве 6 июня 2016 года.
Договор направлен на создание договорно-правовой базы российско-израильского сотрудничества в области социального обеспечения и распространяется на лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и гражданами Государства Израиль, проживающих на их территориях, а также на членов семей указанных лиц.
Концептуальных возражений по законопроекту не имеется. Вместе с тем полагаем необходимым обратить внимание на следующее.
Договор основан на принципе пропорциональности и предусматривает предоставление пенсий с учетом страхового (трудового) стажа, приобретенного на территориях Российской Федерации и Государства Израиль.
Согласно статье 2 предметом Договора для Российской Федерации являются социальные пенсии, пособия по временной нетрудоспособности и материнству, пособия на детей лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, пособие на погребение, а также обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному лицу или страховые выплаты в случае его смерти.
Однако оценка финансовых последствий для этих видов социального страхования в материалах к законопроекту не представлена, в том числе в необходимых случаях оценка расходов средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации (далее -ПФР) в качестве межбюджетного трансферта.
В пояснительной записке к законопроекту без достаточных обоснований содержится утверждение о том, что расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности и пособий на детей лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, будут осуществляться; за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) и бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках текущих обязательств, а реализация Договора не повлечет за собой дополнительных финансовых затрат ФСС на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Вопросы финансового обеспечения выплаты социальных пенсий и пособия на погребение в пояснительной записке, и финансово-экономическом обосновании к законопроекту не затрагиваются.
Как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту, его реализация в 2017 - 2019 годах повлечет финансовые затраты Российской Федерации на общую сумму 17 633 992,4 тыс. рублей за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,, в том числе в 2017 году - 5 626 892,8 тыс. рублей, в 2018 году - 5 884 366,2 тыс. рублей, в 2019 году - 6 122 733,4 тыс. рублей.
Расходы на реализацию Договора будут осуществлены за счет дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, направляемых в виде межбюджетного трансферта на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФР.
При этом данные расходы не предусмотрены проектами федерального бюджета и бюджета ПФР на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
Согласно пояснительной записке к законопроекту заложенная в основу расчета финансовой потребности в средствах бюджета ПФР численность потенциальных получателей пенсий, по данным, предоставленным Израильской Стороной, составит 107,1 тыс. человек, которые на начало 2017 года достигнут пенсионного возраста, предусмотренного законодательством Российской Федерации. При этом в материалах к законопроекту не указывается, когда и по состоянию на какую дату была получена соответствующая информация, что не позволяет оценить обоснованность и достаточность заявленного в финансово-экономическом обосновании объема расходов федерального бюджета на реализацию Договора в случае его ратификации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.