Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1039252-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(в части возможности создания в Российской Федерации гарантийного фонда по выплате заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя, его неплатежеспособности и в иных случаях)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 1039252-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", внесенный Костромской областной Думой, предлагается внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) изменения, дополнив его новой статьей 135.1, согласно которой для обеспечения выплаты работникам заработной платы в случаях прекращения деятельности работодателя, его неплатежеспособности и в иных предусмотренных законом случаях в соответствии с федеральным законом может образовываться гарантийный фонд заработной платы.
В целях осуществления функций по выплате заработной платы из средств гарантийного фонда заработной платы законопроектом предусматривается создание Агентства по выплате заработной платы (далее - Агентство).
Законопроект устанавливает, что Агентство является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются федеральным законом об образовании гарантийного фонда, Федеральным законом "О некоммерческих организациях", Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и иными федеральными законами. В то же время, непосредственно в законопроекте содержатся положения, касающиеся как статуса Агентства, так и порядка формирования и расходования средств гарантийного фонда заработной платы. Но указанные положения не могут быть предметом правового регулирования ТК РФ.
Кроме того, как отмечается в официальном отзыве Правительства Российской Федерации, реализация законопроекта потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. При этом в нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации источники и порядок исполнения соответствующих расходных обязательств законопроектом не определены.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 3 субъектов Российской Федерации получен отрицательный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов РФ следует считать не выраженным.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы, говорится о том, что реализация положений законопроекта нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку, вопрос создания Агентства по выплате заработной платы не является предметом ТК РФ.
Комитет Совета Федерации по экономической политике не поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона.
В отзыве, поступившем от Комитета, сказано, что предлагаемая законопроектом организационно-правовая форма противоречит нормам Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", устанавливающим организационно-правовые формы фонда и государственной корпорации. При этом фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Государственной корпорацией также признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и создаваемая на основании федерального закона. Государственная корпорация не может выступать в качестве собственника имущества фонда, так как законом определено, что фонд сам является собственником своего имущества. Соответственно, фонд не может быть создан в форме государственной корпорации, так как он имеет обособленную организационно-правовую форму; порядок его создания в этой форме также определен действующим федеральным законом.
Комитет Совета Федерации по социальной политике считает, что концепция предлагаемого проекта федерального закона нуждается в существенной доработке с учетом замечаний.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 1039252-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.