Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 789820-6 "Об общих принципах организации и деятельности административных комиссий в Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы А.Л. Бурковым, А.В. Терентьевым, Р.Ш. Хайровым, И.Б. Богуславским, а также А.А. Агеевым, О.Л. Михеевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
(первое чтение, повторно)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона устанавливается порядок создания и деятельности административных комиссий субъектов Российской Федерации. Согласно подпункту 24.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Таим образом, определение порядка создания и деятельности указанных комиссий не относится к предмету регулирования федерального закона.
В статье 3 проекта федерального закона предусмотрено, что одной из задач административной комиссии является обеспечение исполнения вынесенного постановления по делу об административном правонарушении. Следует учитывать, что данная формулировка некорректна по отношению к административной комиссии. Согласно статье 31.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) на судью, орган, в том числе административную комиссию, должностное лицо, вынесших постановление, возлагается обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению. Собственно на обеспечение исполнения постановления о наложении административного штрафа административная комиссия не уполномочена (см. часть 5 статьи 32.2 Кодекса). С учетом изложенного обращаем внимание на абзац десятый статьи 9 и часть 3 статьи 12 проекта.
Кроме того, указанную в статье 3 проекта задачу по выявлению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, следует согласовать с частью 1 статьи 1 проекта и статьей 29.13 Кодекса.
В части 9 статьи 5 проекта устанавливается, что совершение перечисленных в данной части действий в отношении членов административной комиссии влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Следует иметь в виду, что за совершение противоправных действий в отношении именно членов административной комиссии федеральным законодательством ответственность не установлена. Обращаем также внимание, что статьей 24.3.1 Кодекса установлен запрет на внепроцессуальное обращение к судье, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Аналогичный запрет в отношении членов коллегиальных органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, в Кодексе не установлен.
Часть 1 статьи 7 проекта, согласно которой административная комиссия осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, не согласуется с частью 1 статьи 1 проекта и частью 2 статьи 22.1 Кодекса, согласно которой административная комиссия только рассматривает дела об административных правонарушениях. "Производство об административных правонарушениях" является более широким понятием (см. раздел IV Кодекса). С учетом изложенного обращаем внимание на наименование и часть 3 статьи 12 проекта.
Часть 3 статьи 7 проекта необходимо согласовать с частью 1 статьи 1 проекта и частью 2 статьи 22.1 Кодекса. Полагаем, что в указанном положении проекта речь может идти о проведении административной комиссией анализа административных правонарушений, дела о которых рассмотрены самой административной комиссией, а не всех совершенных на определенной территории.
В части 1 статьи 12 проекта следует учесть, что самостоятельным поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 4 части 1 статьи 28.1 Кодекса) является фиксация работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, административного правонарушения в области дорожного движения, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации. Составление протокола об административном правонарушении в данном случае не требуется (часть 3 статьи 28.6 Кодекса).
Предусмотренное в части 2 статьи 12 проекта право членов административной комиссии составлять протоколы об административных правонарушениях нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку административная комиссия согласно части 1 статьи 1 проекта уполномочена только рассматривать дела об административных правонарушениях. Она не обладает контрольно-надзорными функциями, не уполномочена осуществлять проверки, выявляющие нарушения законодательства и по результатам которых могут быть составлены протоколы об административных правонарушениях.
Исполняющий обязанности заместителя |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.