Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 октября 2016 г. N 03-03-06/2/58489
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение об учете в целях налогообложения прибыли организаций расходов на фиксированное и дополнительное вознаграждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве и сообщает следующее.
Согласно статье 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) вознаграждение финансовому управляющему выплачивается в размере фиксированной суммы и суммы процентов, установленных статьей 20.6 Закона N 127-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей.
В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 97 "О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве" указано, что согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. В связи с этим, если арбитражный управляющий ненадлежащим образом исполнял свои обязанности, размер причитающихся ему фиксированной суммы вознаграждения и процентов по вознаграждению может быть соразмерно уменьшен.
В соответствии с пунктом 4 статьи 213.9 Закона N 127-ФЗ выплата фиксированной суммы вознаграждения финансовому управляющему осуществляется за счет средств гражданина.
При этом, как следует из положений пункта 3 статьи 59 и пункта 4 статьи 213.5 Закона N 127-ФЗ, в случае недостаточности имущества у должника обязанность по возмещению расходов по делу о банкротстве возникает у конкурсного кредитора - заявителя в части сумм, не погашенных за счет имущества должника, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.
Таким образом, если кредитор-заявитель несет расходы на выплату фиксированного вознаграждения финансовому управляющему вследствие установленной Законом N 127-ФЗ обязанности по погашению расходов, то сумма таких расходов в части суммы, не погашенной за счет имущества гражданина, может быть учтена им при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Установление дополнительного вознаграждения является волеизъявлением кредиторов и предполагает наличие экономической обоснованности при принятии решения о выплате такого вознаграждения.
Затраты налогоплательщика должны в силу пункта 1 статьи 252 НК РФ отвечать требованиям экономической оправданности и направленности на получение дохода. Проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос об учете в целях налогообложения прибыли организаций расходов на фиксированное и дополнительное вознаграждение финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина.
Разъяснено, что если кредитор-заявитель несет расходы на выплату фиксированного вознаграждения финансовому управляющему вследствие установленной Законом о несостоятельности (банкротстве) обязанности по погашению расходов, то часть таких расходов, не погашенная за счет имущества гражданина, может быть учтена им при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При этом дополнительное вознаграждение устанавливается по воле кредиторов. Его выплата должна быть экономически обоснована.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 октября 2016 г. N 03-03-06/2/58489
Текст письма официально опубликован не был