Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2016 г. N 11-АПГ16-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Емельянова Д.В. о признании не действующими Правил землепользования и застройки Градостроительного устава г. Казани, утверждённых решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 г. N 51-19, в части
по апелляционной жалобе Казанской городской Думы на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 18 мая 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Емельянов Д.В. обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании не действующими Правил землепользования и застройки Градостроительного устава г. Казани, утверждённых решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 г. N 51-19 (далее - Правила землепользования и застройки), в части отнесения земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: г. ... р-н, ул. ..., участок N ..., к зоне обслуживания населения (Д2) и многоэтажной жилой застройки (Ж4). В обоснование заявленных требований он указал на то, что оспариваемые положения противоречат части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку относят принадлежащий ему земельный участок к двум территориальным зонам, выделенным на карте территориальных зон градостроительных регламентов (по видам и параметрам разрешенного использования недвижимости), чем нарушают его права и законные интересы в сфере землепользования, создают препятствия в использовании земельного участка в соответствии с его назначением для индивидуального жилищного строительства.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 18 мая 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Казанская городская Дума просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование доводов указывается на то, что решение суда является незаконным, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статьёй 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункты 6, 7 статьи 1 ГрК РФ).
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ).
Муниципальное образование город Казань наделено Законом Республики Татарстан от 15 сентября 2004 г. N 46-ЗРТ "О границах территории и статусе муниципального образования города Казани" статусом городского округа.
Решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 г. N 51-19 (далее - Решение N 51-19) утверждён Градостроительный устав г. Казани в частях. Частью II Градостроительного устава г. Казани являются "Правила застройки и землепользования" (далее - Правила землепользования и застройки). Правила землепользования и застройки включают в себя карты градостроительного зонирования: карту территориальных зон градостроительных регламентов, карты зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и археологического слоя, карту зон действия ограничений по экологическим условиям (пункт 2 части 3 статьи 25.1 Правил землепользования и застройки).
Данное решение официально опубликовано 7 мая 2004 г. в газете "Казанские ведомости", N 102 (решение), 6 июля 2004 г. в газете "Казанские ведомости", N 150-152.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не обжалуются.
В соответствии с частью 1 статьи 58 Правил землепользования и застройки вся территория города Казани, включая земельные участки, находящиеся в государственной, муниципальной и частной собственности, а также бесхозяйные земельные участки, в пределах границ муниципального образования г. Казани делится на зоны, которые фиксируются на карте территориальных зон градостроительных регламентов.
Статьёй 59 Правил землепользования и застройки определён перечень зон, выделенных на карте зон градостроительных регламентов (по видам и параметрам разрешенного использования недвижимости) города Казани.
Территориальная зона с кодовым обозначением Ж4 отнесена к зоне многоэтажной жилой застройки в 3 - 10 этажей.
Территориальная зона, имеющая кодовое обозначение Д2, отнесена к зоне обслуживания населения.
Из материалов дела усматривается, что согласно карте территориальных зон градостроительных регламентов спорный земельный участок отнесён к двум территориальным зонам - зоне многоэтажной жилой застройки в 3 - 10 этажей (Ж4) и зоне обслуживания населения (Д2).
Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Как предусмотрено положениями части 4 статьи 30 ГрК РФ, на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Аналогичные положения содержатся в частях 1 и 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учётом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции руководствовался приведёнными нормами градостроительного и земельного законодательства и обоснованно исходил из того, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта и определении границ территориальных зон многоэтажной жилой застройки в 3 - 10 этажей (Ж4) и обслуживания населения (Д2) Казанский Совет народных депутатов не учёл границы уже существовавшего на тот момент земельного участка с кадастровым номером ..., сведения о котором с 15 января 2004 г. имелись в государственном кадастре недвижимости, и правомерно пришёл к выводу, что Правила землепользования и застройки в этой части приняты в нарушение действующего федерального законодательства.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 18 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Казанской городской Думы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2016 г. N 11-АПГ16-14
Текст определения официально опубликован не был