Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2016 г. N 32-АПГ16-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Машино-технологическая станция Ершовская" об оспаривании решения Собрания депутатов Краснопартизанского муниципального района Саратовской области от 24 декабря 2015 г. N 387 "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Краснопартизанского муниципального района Саратовской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов"
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Машино-технологическая станция Ершовская" на решение Саратовского областного суда от 27 мая 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Машино-технологическая станция Ершовская" по доверенности Анощенкова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения главы администрации Краснопартизанского муниципального района Бодрова Ю.Л., представителя Собрания депутатов Краснопартизанского муниципального района Саратовской области Русаковой О.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Машино-технологическая станция Ершовская" (далее - ООО "МТС Ершовская") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с момента принятия решения Собрания депутатов Краснопартизанского муниципального района Саратовской области от 24 декабря 2015 г. N 387 "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Краснопартизанского муниципального района Саратовской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов" (далее - Решение N 387) в части установления в абзаце пятнадцатом пункта 1 ставки арендной платы за аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в размере 1,8 процента кадастровой стоимости.
Общество полагает, что Решение N 387 в оспариваемой части противоречит части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") и не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
В обоснование своих доводов административный истец указал на то, что ООО "МТС Ершовская" является арендатором находящихся в муниципальной собственности земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения. Оспариваемая ставка арендной платы, установленная в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся в муниципальной собственности, существенно выше ставки арендной платы, установленной в отношении земельных участков той же категории, находящихся в собственности Саратовской области. По мнению общества, Решение N 387 нарушает права ООО "МТС Ершовская" на уплату экономически обоснованной ставки арендной платы и создает дискриминационные условия хозяйствования в сфере сельскохозяйственной деятельности.
Решением Саратовского областного суда от 27 мая 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "МТС Ершовская", ссылаясь на то, что выводы суда первой инстанции о наличии экономического обоснования оспариваемой ставки, изложенные в решении суда, не соответствуют материалам дела, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Собранием депутатов Краснопартизанского муниципального района Саратовской области и прокуратурой Саратовской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (подпункт 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 и частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Как усматривается из материалов дела, Решение N 387 принято в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 21, пунктом 1 статьи 45 Устава Краснопартизанского муниципального района Саратовской области уполномоченным органом в установленной форме и официально опубликовано 21 января 2016 г. в газете "Заволжские степи", N 3 (9940).
Оспариваемым решением размер ставки арендной платы в отношении земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения повышен с 0,5 до 1,8 процента.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции сделал вывод, что оспариваемый размер ставки арендной платы установлен на основе анализа и оценки доходности земельных участков и не нарушает положения Федерального закона "О защите конкуренции" и Постановления N 582.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правомерным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. К числу таких принципов, содержащихся в Постановлении N 582, относится принцип экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, и с учётом схожести правового регулирования земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Как усматривается из материалов дела, финансово-экономическое обоснование арендной платы к проекту Решения N 387 содержит детальный расчет размера ставки арендной платы в отношении земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно указанному документу корректировка размера арендной платы за пользование земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения в Краснопартизанском районе Саратовской области в соответствии с уровнем инфляции, установленном в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не проводилась на протяжении 15 лет.
Исходя из статистических данных об урожайности и цены реализации различных видов сельхозпродукции, выращиваемой на землях сельскохозяйственного назначения данного муниципального образования, определены затраты на обработку 1 га и доходы с 1 га земельных участков в отношении каждого вида сельхозпродукции и рассчитана средневзвешенная прибыль от эксплуатации такого земельного участка.
Дополнительно проведен анализ размеров ставок арендной платы в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения Краснопартизанского муниципального района Саратовской области, находящихся в частной собственности, а также ставок, установленных по результатам аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Сопоставление ставок арендной платы выявило несоответствие размера арендной платы, уплачиваемой арендаторами за пользование земельными участками из той же категории земель, находящимися в собственности Краснопартизанского муниципального района Саратовской области, и дохода, получаемого от их эксплуатации.
С учетом указанных расчетов определена доля арендной платы в расходах, связанных с использованием земельного участка сельскохозяйственного назначения, и обоснована необходимость повышения ставки арендной платы до 1,8 процента, что соответствует доходности указанных земельных участков в данном муниципальном образовании.
Не может быть принят довод апелляционной жалобы об экономически необоснованном повышении арендной платы при снижении одной из составляющей формулы ее расчета - кадастровой стоимости земельных участков. Названное финансово-экономическое обоснование, напротив, содержит подтверждение соответствия оспариваемой ставки арендой платы среднему значению кадастровой стоимости 1 га земли сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, не нашло подтверждения утверждение административного истца о ненадлежащем обосновании увеличения оспариваемого размера ставки арендной платы. Финансово-экономическое обоснование к проекту Решения N 387 содержит многофакторный анализ, подтверждающий необходимость корректировки арендной платы, уплачиваемой за пользование названными земельными участками, в соответствии с уровнем их доходности.
Довод апелляционной жалобы о том, что индексация коэффициентов арендной платы земли, государственная собственность на которую не разграничена, не предусмотрена постановлением Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 г. N 412-П, подлежит отклонению, поскольку обществом оспаривается ставка арендной платы в отношении земель, находящихся в собственности муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд отказывает в удовлетворении требований по административному делу.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Саратовского областного суда от 27 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Машино-технологическая станция Ершовская" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2016 г. N 32-АПГ16-6
Текст определения официально опубликован не был