Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2016 г. N 37-АПГ16-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел"
на решение Орловского областного суда от 14 июня 2016 года, которым удовлетворен административный иск Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Орловской области о признании экстремистской и ликвидации местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения председателя комитета местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" Мельника В.В., представителей данной организации Филина А.С., адвокатов Палагина С.А. и Богданова А.Н., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Орловской области Яськова В.С. и Борисовой С.К., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
управление Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать местную религиозную организацию Свидетелей Иеговы "Орел" экстремистской, ликвидировать данную организацию с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области ссылалось на выявление новых фактов, свидетельствующих о наличии признаков экстремизма в деятельности указанной организации, в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения о недопустимости такой деятельности.
Решением Орловского областного суда от 14 июня 2016 года административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области удовлетворен: местная религиозная организация Свидетелей Иеговы "Орел" признана экстремистской и ликвидирована с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
В апелляционной жалобе местная религиозная организация Свидетелей Иеговы "Орел" просит указанное решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 и пунктом 7 статьи 14 этого же Федерального закона действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности, являются основаниями для ликвидации религиозной организации в судебном порядке.
Религиозная организация может быть ликвидирована в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
Согласно абзацу одиннадцатому пункта 1, пунктам 2 и 3 статьи 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" экстремистская деятельность (экстремизм) выражается, в том числе, в массовом распространении заведомо экстремистских материалов, а равно в их изготовлении или хранении в целях массового распространения.
Экстремистской организацией признается общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности.
Путем выявления, предупреждения и пресечения экстремистской деятельности религиозных объединений осуществляется противодействие экстремистской деятельности (статья 3 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности").
Частями 1, 3 и 4 статьи 7 этого же Федерального закона закреплено, что религиозному объединению в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из его региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.
Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.
В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок религиозным объединением либо его региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном настоящим Федеральным законом порядке религиозное объединение подлежит ликвидации.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 9 этого же Федерального закона в случае, предусмотренном частью 4 статьи 7 настоящего Федерального закона, религиозное объединение может быть ликвидировано по решению суда на основании заявления федерального органа государственной регистрации или его соответствующего территориального органа.
В силу частей 1, 2 и 5 статьи 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.
Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.
Поводом для обращения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области в суд с административным иском о ликвидации местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" послужили факты неоднократного массового распространения и хранения в целях массового распространения данной организацией экстремистских материалов в поселке городского типа Кромы Орловской области.
Как установил при рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции, 24 августа 2015 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области местная религиозная организация Свидетелей Иеговы "Орел" с указанием конкретных оснований, как того требует часть 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", письменно предупреждена о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. Данное предупреждение в установленном порядке было обжаловано в суд и решением Советского районного суда города Орла от 25 декабря 2015 года, вступившим в силу, признано законным.
26 ноября 2015 года в деятельности местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии в ней признаков экстремизма.
Так, 26 ноября 2015 года в арендуемом местной религиозной организацией Свидетелей Иеговы "Орел" помещении, расположенном по адресу: Орловская область, пгт. Кромы, пер. Вожовский, д. 1, в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия по обследованию помещения обнаружены и изъяты следующие информационные материалы, признанные судами экстремистскими и включенные в федеральный список экстремистских материалов: брошюра "Пробудитесь", брошюра "Как сохранить счастье в браке?", издания "Как узнать истинных христиан?" и "Армагеддон. Что это? Когда он наступит?".
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что в течение двенадцати месяцев со дня вынесения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности в деятельности этой организации выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии в ней признаков экстремизма.
Приведенные обстоятельства суд первой инстанции обоснованно признал продолжением осуществления местной религиозной организацией Свидетелей Иеговы "Орел" экстремистской деятельности, выраженной в массовом распространении и хранении в целях массового распространения заведомо для нее экстремистских материалов.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании заявленных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области требований обоснованными, поскольку местная религиозная организация Свидетелей Иеговы "Орел" мер к устранению ранее допущенных нарушений не приняла, продолжила осуществление экстремистской деятельности по массовому распространению и хранению в целях массового распространения литературы, заведомо для нее признанной судами экстремистской и включенной в федеральный список экстремистских материалов, что свидетельствует о целенаправленности экстремистской деятельности организации, неэффективности предупредительных мер и необходимости применения крайней меры в виде ее ликвидации, являющейся соразмерной и оправданной.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации также учитывает, что соразмерность применяемой меры подтверждается установленными судом фактическими обстоятельствами административного дела, надлежащая оценка которым дана в решении.
Подлежат отклонению доводы административного ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, о нарушении прав участников местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" на свободу вероисповедания, поскольку права таких участников на исповедование избранной ими религии не будут нарушены, так как они не лишаются возможности осуществления самостоятельного отправления религиозных культов, не связанного с распространением религиозной литературы экстремистского содержания.
В апелляционной жалобе местная религиозная организация Свидетелей Иеговы "Орел" утверждает, что судом первой инстанции неправильно применена часть 4 статьи 7 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", так как отсутствуют новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в ее деятельности в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения.
По мнению административного ответчика, судом первой инстанции неправильно оценены доказательства по административному делу, в частности, представленные суду материалы оперативно-розыскной деятельности, которые, по утверждению административного ответчика, получены и оформлены с нарушением требований Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд; судом не учтено то обстоятельство, что помещение по адресу: Орловская область, пгт. Кромы, пер. Вожовский, д. 1 было арендовано местной религиозной организацией Свидетелей Иеговы "Орел" по просьбе иной религиозной группы, а богослужения административным ответчиком в названном помещении не проводились. Как полагает административный ответчик, не имеется доказательств наличия в деятельности организации признаков экстремизма, в том числе таких признаков, как массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а также их хранение именно в целях массового распространения.
Указанные доводы апелляционной жалобы повлечь отмены решения суда не могут, поскольку они аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая оценка, что нашло мотивированное отражение в судебном акте.
Так, достоверность сведений о фактах хранения заведомо экстремистских материалов в целях массового распространения местной религиозной организацией Свидетелей Иеговы "Орел", выявленных 16 июля 2015 года и 26 ноября 2015 года, нашла свое подтверждение в ходе исследования представленных по делу доказательств, в том числе пояснений свидетелей.
Тот факт, что помещение по адресу: Орловская область, пгт. Кромы, пер. Вожовский, д. 1 находилось в пользовании именно местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел", а не религиозной группы, а, соответственно, хранение в целях распространения экстремистских материалов осуществлялось административным ответчиком, подтверждается, среди прочего, положениями договора аренды от 30 апреля 2015 года, по условиям которого арендатором помещений является местная религиозная организация Свидетелей Иеговы "Орел". Положения приведенного договора не предоставляют арендатору права на передачу арендуемого помещения в пользование иных лиц, в то время как согласно пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации субаренда возможна только с согласия арендодателя.
Сведений о понуждении административного ответчика к заключению договора аренды помещений суду не представлено; напротив, свидетель Павалаки А.И., подписавший договор аренды со стороны арендодателя, пояснил, что данная сделка была заключена по инициативе руководителя местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" Мельника В.В.; в случае обращения к нему физического лица для заключения договора аренды, он был готов заключить соответствующий договор и с таким лицом.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе договора, местная религиозная организация Свидетелей Иеговы "Орел", заключив договор аренды помещения, тем самым подтвердила факт его использования в своих интересах, в том числе на период проведения оперативно-розыскных мероприятий 16 июля 2015 года и 26 ноября 2015 года.
Кроме того, обоснованность предупреждения от 24 августа 2015 года, вынесенного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области в адрес местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" по результатам проведенного 16 июля 2015 года оперативно-розыскного мероприятия, была подтверждена вступившим в законную силу решением Советского районного суда города Орла от 25 декабря 2015 года.
Доводы жалобы о том, что материалы оперативно-розыскной деятельности не могут выступать доказательствами по административному делу, основаны на неверном толковании норм процессуального права. Указанные материалы были направлены в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области не в связи с проведением проверки в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; при этом Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации возможности оценки таких материалов в качестве допустимых доказательств не исключает.
Суд первой инстанции проверил доводы административного ответчика об отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии в деятельности организации признаков экстремизма, и обоснованно их отклонил, как не нашедшие своего подтверждения при рассмотрении и разрешении административного дела.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам административного дела, нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права судом не допущено, в результате чего принято законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Орловского областного суда от 14 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2016 г. N 37-АПГ16-3
Текст определения официально опубликован не был