Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2016 г. N 38-АПГ16-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по административному исковому заявлению акционерного общества "ТНС энерго Тула"
о признании не действующим в части постановления Комитета Тульской области по тарифам от 29 декабря 2015 г. N 47/2 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Тульской области, на 2016 год",
по апелляционной жалобе акционерного общества "ТНС энерго Тула"
на решение Тульского областного суда от 13 мая 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей акционерного общества "ТНС энерго Тула" Щебалевой Е.Н., Борисовой О.А., Галкина Н.С., представителей Комитета Тульской области по тарифам Подосенова А.А., Позднова А.А., Филимоновой И.В., Денисовой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "ТНС энерго Тула" (далее - АО "ТНС энерго Тула") обратилось в Тульский областной суд с исковым административным заявлением (уточненным в процессе рассмотрения дела) о признании недействующим постановления Комитета Тульской области по тарифам от 29 декабря 2015 г. N 47/2 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Тульской области, на 2016 год" в части установления размера сбытовых надбавок и коэффициента параметров деятельности для гарантирующего поставщика АО "ТНС энерго Тула".
По мнению общества, органом регулирования при установлении сбытовой надбавки и коэффициента параметра регулирования на 2016 год для гарантирующего поставщика АО "ТНС энерго Тула" нарушены требования законодательства, регулирующие правоотношения в сфере установления тарифов в области электроэнергетики.
Решением Тульского областного суда от 13 мая 2016 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Относительно апелляционной жалобы Комитет Тульской области по тарифам и прокуратура Тульской области представили возражения.
В судебное заседание представители прокуратуры Тульской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением о Комитете Тульской области по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Тульской области от 7 октября 2011 г. N 17 (далее - Положение), является Комитет по тарифам Тульской области.
Согласно подпункту 5 пункта 3 Положения к функциям Комитета по тарифам в сфере государственного регулирования деятельности гарантирующих поставщиков относится установление сбытовых надбавок.
Из материалов дела следует, что с 1 января 2014 г. АО "ТНС энерго Тула" (прежнее наименование - ОАО "Тульская энергосбытовая компания") согласно приказу Министерства энергетики Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. N 911 является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Тульской области.
Постановлением Комитета Тульской области по тарифам (далее - Комитет, регулирующий орган) от 29 декабря 2015 г. N 47/2 установлена и введена в действие на период регулирования с 1 января по 31 декабря 2016 года сбытовая надбавка гарантирующего поставщика электрической энергии АО "ТНС энерго Тула".
В соответствии с приложением к постановлению сбытовая надбавка (без учета НДС) гарантирующего поставщика электрической энергии АО "ТНС энерго Тула" на период регулирования с 1 января по 31 декабря 2016 года составляет на 1 и 2 полугодия 2016 года: для тарифной группы потребителей "население и приравненные к нему категории потребителей" - 0,21235 руб./кВт.ч. и 0,09876 руб./кВт.ч. соответственно; для тарифной группы потребителей "сетевые организации", покупающие электрическую энергию для компенсаций потерь электрической энергии" - 0,22490 руб./кВт.ч. и 0,09770 руб./кВт.ч соответственно; для тарифной группы "прочие потребители" - в виде приведенных формул на розничном рынке на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка (с определением значений доходности продаж и коэффициента параметров деятельности гарантирующего поставщика).
Указанное постановление официально опубликовано в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://npatula.ru.
Таким образом, оспариваемый нормативно-правовой акт принят регулирующим органом в пределах предоставленных полномочий.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
Пунктом 4 Основ ценообразования предусмотрено, что установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Законом об электроэнергетике и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов (доходов) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
В силу пунктов 15, 16, 17 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль.
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя: расходы на топливо; расходы на покупку электрической и тепловой энергии (мощности); расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172, договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530; расходы на сырье и материалы; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда и страховые взносы; расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, за исключением расходов сетевых организаций на установку приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности для потребителей услуг; прочие расходы
Величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 г. N 941 - Федеральной антимонопольной службой) (пункт 65 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 65.1 Основ ценообразования сбытовые надбавки устанавливаются для следующих групп (подгрупп) потребителей: население и приравненные к нему категории потребителей; сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии; прочие потребители, дифференцированно по подгруппам, предусмотренным методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, в том числе определяющих порядок расчета сбытовых надбавок в виде формулы для группы (подгрупп) "прочие потребители" исходя из размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, дифференцированного по группам (подгруппам) потребителей, и параметров деятельности гарантирующих поставщиков, а также размер доходности продаж гарантирующих поставщиков в зависимости от величины максимальной мощности принадлежащих им энергопринимающих устройств.
При расчете сбытовых надбавок в отношении населения и приравненных к нему категорий потребителей, а также при определении размера доходности продаж гарантирующих поставщиков учитываются следующие расходы, связанные с обеспечением предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика в отношении соответствующих групп (подгрупп) потребителей (покупателей): расходы на осуществление деятельности гарантирующего поставщика и обеспечение соблюдения стандартов по качеству обслуживания потребителей (покупателей) электрической энергии, соответствующих требованиям, установленным основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, в том числе расходы на создание центров очного и заочного обслуживания потребителей, ведение баз данных потребителей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, обеспечение размещения необходимой потребителям информации, обеспечение различных способов внесения платы и комиссионное вознаграждение за сбор платежей, а также расходы, связанные с выполнением иных обязательных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации; расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей электрической энергии (мощности), а также кредитов, привлекаемых для целей обеспечения стандартов качества обслуживания; расходы на формирование резерва по сомнительным долгам, а в отсутствие такого резерва - расходы по списанию задолженности, признанной безнадежной к взысканию в предшествующий период регулирования.
Основные положения расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии определены Методическими указаниями, утвержденными приказом ФСТ России от 30 октября 2012 г. N 703-э (далее - Методические указания N 703-э).
Согласно пункту 11 Методических указаний N 703-э необходимая валовая выручка гарантирующего поставщика для целей расчета сбытовой надбавки для населения на расчетный период регулирования включает расходы, относимые на регулируемую деятельность на обеспечение реализации (сбыта) в объемах потребления электрической энергии населением, и определяется исходя из предложений гарантирующего поставщика о величине экономически обоснованных расходов на расчетный период регулирования, относимых на население в соответствии с пунктом 65.1 Основ ценообразования на основании данных раздельного учета расходов гарантирующего поставщика на обслуживание населения и прочих групп потребителей, по составу прямых расходов, определяемых согласно учетной политике, принятой гарантирующим поставщиком, с их подтверждением бухгалтерской отчетностью.
В силу положений пункта 22 Методический указаний N 703-э необходимая валовая выручка гарантирующего поставщика для целей расчета коэффициента параметров деятельности гарантирующего поставщика, используемого в формуле для расчета сбытовой надбавки гарантирующего поставщика для потребителей, относящихся к группе "прочие потребители", определяется исходя из предложений гарантирующего поставщика на расчетный период регулирования о величине экономически обоснованных расходов, относимых на все группы потребителей, по составу прямых и косвенных расходов, определяемых согласно учетной политики, принятой гарантирующим поставщиком.
Как следует из материалов дела, согласно экспертному заключению необходимая валовая выручка на сбытовую деятельность АО "ТНС энерго Тула" по ряду предлагаемых административным истцом показателей была снижена, в том числе по статьям расходов: "заработная плата", "отчисления на страховые фонды", "капитальные вложения", "топливо и ГСМ", "амортизация материальных активов", "амортизация нематериальных активов", "снятие показаний приборов учета", "расходы на осуществление полномочий единоличного исполнительного органа", "убытки прошлых лет", "обслуживание кредитов, необходимых для под держания достаточного размера оборотного капитала", "резерв по сомнительным долгам", "налог на прибыль".
Проверяя доводы административного истца, суд установил следующее.
По статье затрат "Заработная плата" обществом заявлены расходы в сумме 246 646 452,08 руб. исходя из численности работников за 11 месяцев 2015 г. в количестве 559 чел. и среднемесячной заработной платы на одного работника 36 769 руб.
По статье "Отчисления на страховые фонды" обществом предложены затраты в размере 74 487 228,53 руб.
Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В силу пункта 2 Основ ценообразования, "период регулирования" - период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы)".
На основании представленных обществом по запросу органа регулирования от 6 октября 2015 г. N 40-01-09/2472 материалов расходы по заработной плате приняты регулирующим органом в размере 242 237 229 руб. Фонд оплаты труда на 2016 год определен Комитетом исходя из фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования - 549 чел. (данные статистической отчетности по форме N П-4 за сентябрь 2015 года), среднемесячной заработной платы в размере 36 769 руб., с учетом индекса потребительских цен на 2016 год 1,074 (в соответствии с СЭП на 2016 год) к величине, утвержденной на 2015 год.
Определение Комитетом размера фонда оплаты труда с учетом численности персонала 549 чел. не противоречит приведенным выше пунктам 2 и 26 Основ ценообразования, поскольку фактическая численность работников определена в соответствии со средними статистическими данными последнего расчетного периода регулирования (с учетом подачи тарифного предложения в срок до 1 мая 2015 г. - 12 месяцев 2014 г.), представленными обществом и уточненными органом регулирования в порядке, предусмотренном пунктом 19 Правил регулирования цен (тарифов), путем запроса дополнительных сведений за 9 месяцев 2015 г.
Расходы на отчисления в страховые фонды рассчитаны Комитетом исходя из определенного им фонда оплаты труда.
По статье "Капитальные вложения" обществом заявлены расходы в размере 147 105 535 руб.
Согласно пункту 65 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку гарантирующего поставщика включаются иные экономически обоснованные расходы на осуществление деятельности гарантирующего поставщика.
В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении, с учетом особенностей, предусмотренных абзацами 2-10 настоящего пункта.
Как следует из материалов дела в обоснование указанных расходов обществом в орган регулирования представлена инвестиционная программа на 2016 год, утвержденная Советом директоров общества (протокол N 24 от 22 апреля 2015 г.).
Стоимость мероприятий, включенных в инвестиционную программу, составила 160 510 165 руб., в том числе по источникам финансирования: амортизационные отчисления - 13 404 630 руб. и прочие источники финансирования - 147 105 535 руб.
Не оспаривая права общества на самостоятельное определение мероприятий, подлежащих включению в инвестиционную программу, Комитет, руководствуясь положениями статей 23, 29 Закона об электроэнергетике, и учитывая, что включение в инвестиционную программу общества расходов, в том числе на приобретение автомобилей, мебели, зданий, по своей сути не относится к числу мероприятий, способствующих энергосбережению, а фактически направлено на капитализацию общества, пришел к правильному выводу о том, что инвестиционная программа на 2016 год не соответствует установленным приведенным выше нормам права и нарушает экономические интересы потребителей.
Таким образом, расходы в размере 147 105 535 руб. правомерно исключены органом регулирования из состава необходимой валовой выручки общества на 2016 год в связи с отсутствием их экономической обоснованности. Кроме того, при принятии решения органом регулирования учтена позиция Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) и Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России), содержащаяся в приказах от 18 июня 2014 г. N 159-э/14 и от 11 декабря 2015 г. N 1244/15.
В силу пункта 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике при государственном регулировании цен (тарифов) должен соблюдаться принцип учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
При установлении сбытовых надбавок гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования может применяться метод индексации.
Согласно экспертному заключению по статье затрат "Топливо и ГСМ" обществом заявлены расходы в размере 10 543 290 руб., в том числе по автотранспорту, находящемуся в эксплуатации - 6 997 647 руб., и по включенному в инвестиционную программу - 3 545 643 руб.
В связи с тем, что затраты на реализацию инвестиционной программы, включающей в себя планируемое приобретение транспортных средств Комитетом не приняты в расчет необходимой валовой выручки, затраты на топливо и ГСМ приняты только по автотранспорту, находящемуся в эксплуатации, в сумме 4 555 661 руб. - с учетом индекса цен производителей 1,064, в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год, к величине затрат, установленных на 2015 год в размере 4 281 636 руб., что не противоречит положениям пункта 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике и пункту 40 Основ ценообразования.
Кроме того, обществом не приведено экономического обоснования ни по количеству автомобилей, ни по порядку их использования. С учетом этого при отсутствии нормативов по статье расходов "Топливо и ГСМ" в части необходимого количества и порядка использования (пробега) служебного транспорта сбытовых компаний Комитетом обоснованно применен предусмотренный пунктом 31 Основ ценообразования метод экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность за предшествующий период регулирования с применением к затратам, заложенным в необходимую валовую выручку общества на 2015 год, индекса цен на 2016 год.
Также согласно экспертному заключению по статье затрат "Амортизация материальных активов" обществом заявлены расходы на сумму 13 404 630 руб. Комитетом по указанной статье приняты затраты в размере 9 479 1132 руб., в том числе начисленная амортизация за ноябрь 2015 года (за исключением амортизации автомобилей представительского класса - TOYOTA LAND CRAUZER - 2 ед.) и амортизация основных средств, включенных в инвестиционную программу на 2016 год (автомобили УАЗ - 2 ед., введенные в эксплуатацию в декабре 2015 года, и автомобили Renault Logan - 2 ед., ввод в эксплуатацию которых планируется в января 2016 года).
В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере бухгалтерского учета.
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
Доводы общества о необоснованном исключении из названной статьи расходов амортизационных отчислений на иные объекты, включенные обществом в инвестиционную программу на 2016 год, обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку они являются планируемыми, а не фактическими, что по смыслу пункта 27 Основ ценообразования в совокупности с пунктом 48 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) от 29 июля 1998 г. N 34н, не предусматривает возможности начисления в отношении них амортизации.
В соответствии с пунктом 17, подпунктом 7 пункта 18 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку гарантирующего поставщика подлежат включению расходы на амортизацию нематериальных активов.
Согласно экспертному заключению по статье затрат "Амортизация нематериальных активов" обществом заявлено 37 358 460 руб. - затраты на компенсацию расходов, понесенных административным истцом в связи с приобретением с 1 января 2014 г. в результате проведения конкурса статуса гарантирующего поставщика по зоне деятельности АОО "МРСК центра и Приволжья", обязательным условием которого являлось принятие на себя обязательств по оплате задолженности кредиторам прежнего гарантирующего поставщика ОАО "Тулаэнергосбыт" путем переуступки (цессии) прав требования со стороны кредиторов победителю конкурса (новому гарантирующему поставщику) в размере 747 000 000 руб.
Указанная сумма обществом была выплачена и в соответствии с пунктами 29, 44 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов", утвержденного приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н (ПБУ 14/2007), расценивается им в качестве нематериального актива, поставленного на баланс общества и подлежащего амортизации в течение 20 лет срока его полезного использования.
Сумма амортизационных отчислений нематериальных активов, заявленная обществом, не принята органом регулирования в расчет необходимой валовой выручки на 2016 год в связи с отсутствием ее экономического обоснования.
Орган регулирования обоснованно исходил из того, что приобретение статуса гарантирующего поставщика являлось управленческим решением организации, связанным с осуществление им предпринимательской деятельности. Обязанность по уплате 747 000 000 руб. возникла до начала осуществления административным истцом деятельности в качестве гарантирующего поставщика и с непосредственным осуществлением указанной деятельности не связана. В связи с этим данные расходы не могут быть возложены на потребителя.
Кроме того, при рассмотрении данного вопроса Комитет руководствовался позицией федеральных органов исполнительной власти (письмо Министерства энергетики Российской Федерации от 26 мая 2014 г. N ВК-5442/09, приказ ФАС России от 11 декабря 2015 г. N 1244/15) и решением Арбитражного суда Тульской области от 31 октября 2014 г. по делу N А68-7882/2014.
По статье "Убытки прошлых лет" обществом заявлено к включению в состав необходимой валовой выручки на 2016 год 151 471 824 руб. арифметической разницы между необходимой валовой выручкой на 2014 год, установленной, в том числе в соответствии с решением Арбитражного суда Тульской области от 31 октября 2014 г. по делу N А68-7882/2014 и фактически собранной организацией. Органом регулирования расходы по данной статье не приняты также в связи с их экономической необоснованностью.
При рассмотрении спора судом установлено, что во исполнение решения Арбитражного суда Тульской области от 31 октября 2014 г. по делу N А68-7882/2014 Комитет издал постановление от 27 ноября 2014 г. N 44/1 "О внесении изменений в постановление комитета Тульской области по тарифам от 25 декабря 2013 г. N 50/2 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электроэнергию (мощность) на розничном рынке на территории Тульской области, на 2014 год" (далее - постановление от 27 ноября 2014 г. N 44/1), включив в необходимую валовую выручку предприятия на 2014 год дополнительные средства на формирование резерва по сомнительным долгам в размере 203 694 204 руб., указанном в резолютивной части судебного акта.
Сбытовая надбавка и иные параметры регулирования рассчитаны органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями N 703-э, а также в соответствии с приказом ФСТ России от 28 марта 2013 г. N 313-э, предусматривающим установление сбытовых надбавок только по полугодиям периода регулирования.
Таким образом, довод общества об установлении сбытовой надбавки на 2014 год постановлением Комитета от 27 ноября 2014 г. N 44/1 на срок один месяц (декабрь 2014 года) является несостоятельным.
Кроме того, при принятии решения органом регулирования учтено получение организацией прибыли по итогам деятельности за 2014 год в размере 2 738 000 руб. и по итогам 2015 года в размере 8 481 000 руб., что по существу указывает на компенсацию тарифной выручкой данного периода регулирования всех понесенных предприятием в этом периоде расходов, в связи с чем отнесение административным истцом заявленной по данной статье расходов суммы в размере 151 471 000 руб. к убыткам является необоснованным.
Также при рассмотрении спора установлено, что, по статье расходов "Резерв по сомнительным долгам" в необходимую валовую выручку на 2015 год органом регулирования были включены расходы в максимально возможном размере (1,5% от валовой выручки на базовый период регулирования 2014 год), что составило 304 783 888 руб., тем самым компенсировав недополученную предприятием по итогам 2014 года сумму по той же статье в размере 151 471 000 руб.
Учитывая изложенное, применение в данном случае положений пункта 7 Основ ценообразования, предусматривающего включение в состав необходимой валовой выручки дохода, недополученного при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, является неправомерным.
Согласно экспертному заключению по статье расходов "Обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала" обществом заявлено 244 503 307 руб., из которых органом регулирования принято 199 677 701 руб.
При рассмотрении спора судом установлено, что сумма расходов заявленная обществом, рассчитана исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 1340 "О применении с 1 января 2016 г. ключевой ставки Банка России" в размере 11%, увеличенной на 4 процентных пункта, то есть 15%.
В соответствии с пункту 65 Основ ценообразования при расчете сбытовой надбавки учитываются расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей электрической энергии (мощности) исходя из процентной ставки, не превышающей среднюю ставку рефинансирования, рассчитанную на основании установленных Центральным банком Российской Федерации на год, предшествующий расчетному периоду регулирования, увеличенную на 4 процентных пункта.
В связи с тем, что годом предшествующим расчетному (2016 году) периоду регулирования, является 2015 год, то Комитетом в необходимую валовую выручку на 2016 год обоснованно учтены затраты исходя из ставки рефинансирования 2015 года - 8,25%, увеличенной на 4 процентных пункта, то есть 12,25%.
По статье расходов "Резерв по сомнительным долгам" в необходимую валовую выручку на 2016 год административным истцом заявлены расходы в размере 293 403 969 руб. Из указанной суммы Комитетом принято 5 934 437 рублей.
В соответствии с пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Из материалов дела следует, что в необходимую валовую выручку общества на 2014 год по данной статье были учтены затраты в сумме 277 243 314 руб. (в том числе 29 508 490 руб. - во исполнение приказа ФСТ России; 203 694 204 руб. - по решению Арбитражного суда Тульской области от 31 октября 2014 г. по делу N А68-7882/2014).
Судом установлено, что в отсутствии информации о фактическом использовании указанных средств за 2014 год на момент установления сбытовой надбавки на 2015 год, в соответствии с Методическими указаниями N 703-э в необходимую валовую выручку общества были включены расходы на формирование резерва по сомнительным долгам в размере 304 783 888 руб. По данным бухгалтерской и статистической отчетности административного истца, сумма начисленного резерва по состоянию на 31 декабря 2014 г. составляет 107 593 829 руб., в том числе за истекший период регулирования (2014 год) - 74 483 192 руб.
Таким образом, общая сумма резерва по состоянию на 31 декабря 2014 г., которая могла быть направлена на списание дебиторской задолженности, составляет 101 659 392 руб. Сумма списанной дебиторской задолженности за 2014 год (использованного резерва) составила 5 934 437 руб.
В связи с использованием резерва в указанном размере данная сумма - 5 934 437 руб. была восстановлена предприятию регулирующим органом при формировании резерва по сомнительным долгам на 2016 год.
Указанный подход к формированию названной статьи затрат не противоречит статье 266 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике.
Доводы общества о надлежащем формировании резерва по сомнительным долгам в максимально возможном размере - 1,5% от валовой выручки на базовый период регулирования - 2015 год являются несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании положений пункта 22 Методических указаний N 703-э, в соответствии с которым данный размер является предельным, в то время как его конкретная величина на регулируемый период регулирования подлежит применению органом регулирования с учетом фактических результатов деятельности организации за предшествующие периоды.
По статье затрат "Налог на прибыль" органом регулирования приняты в состав необходимой валовой выручки на 2016 год расходы в размере 3 182 586 руб. против заявленных обществом 39 958 992 руб.
Налог на прибыль учтен в размере 20% от величины затрат, осуществляемых за счет прибыли.
Поскольку требования по данной статье производны от требований по статье затрат "Капитальные вложения" (инвестиционная программа), то в связи с отказом в удовлетворении последних, требования по статье затрат "Налог на прибыль" также не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявленным в суд первой инстанции, которым дана соответствующая правовая оценка.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Тульского областного суда от 13 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "ТНС энерго Тула" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2016 г. N 38-АПГ16-4
Текст определения официально опубликован не был