Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2016 г. N 49-АПГ16-37
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании не действующими отдельных положений постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 мая 2013 г. N 218 "О предоставлении мер социальной поддержки отдельным группам населения в обеспечении лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи" по апелляционным жалобам Правительства Республики Башкортостан и Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 июня 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Правительства Республики Башкортостан Калеевой Н.О. и представителя Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Азнагулова Ю.Р., поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я. о законности решения суда, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительством Республики Башкортостан принято постановление от 28 мая 2013 г. N 218 "О предоставлении мер социальной поддержки отдельным группам населения в обеспечении лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи", опубликованное 30 мая 2013 г. на официальном интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан и 24 июня 2013 г. в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 18.
Этим же постановлением утверждён Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются гражданам по рецептам врачей бесплатно за счёт средств бюджета Республики Башкортостан (далее - Перечень N 1), и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются гражданам по рецептам врачей с 50-процентной скидкой за счёт средств бюджета Республики Башкортостан (далее - Перечень N 2).
В Перечне N 1 указана группа населения (дети первых трёх лет жизни; дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет; отдельные группы населения, страдающие гельминтозами), и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются бесплатно.
В Перечне N 2 к группам населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются с 50-процентной скидкой, отнесены пенсионеры, получающие пенсию по старости или по случаю потери кормильца в минимальных размерах; лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограниченно свободы, в том числе в рабочих колоннах НКВД, иным ограничениям прав и свобод; необоснованно помещённые в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные, в том числе лица из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной и иной принадлежности; лица признанные пострадавшими от политических репрессий, включая граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной и иной принадлежности.
Прокурор Республики Башкортостан просил признать не действующими и не соответствующими федеральному законодательству приведённых выше Перечни, полагая, что содержащие в них нормы ограничивают круг лиц и категории заболеваний по сравнению с аналогичными положениями федерального законодательства, а также приняты с нарушением компетенции субъекта Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 июня 2016 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах Правительства Республики Башкортостан и Министерства здравоохранения Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене судебного акта по мотиву нарушения судом первой инстанции норм материального права.
Относительно апелляционных жалоб участвующим в деле прокурором поданы возражения о несостоятельности их доводов и законности судебного постановления.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Специальным законом, регулирующим отношения в сфере отпуска, передачи и реализации лекарственных средств является Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", которым проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения лекарственными препаратами граждан в Российской Федерации отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти (статья 5), перечень полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации является исчерпывающим и включает разработку и реализацию региональных программ обеспечения населения лекарственными препаратами; установление предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; осуществление регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (статья 6).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), который к таковым в том числе относит организацию обеспечения лекарственными препаратами (пункт 7 части 1 статьи 16 поименованного закона).
Решение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, и подпунктом 21.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Частью 2 статьи 19 Федерального закона N 323-ФЗ закреплено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановлением от 28 ноября 2014 г. N 1273 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи), которая в разделе V предусматривает осуществление обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно предписаниям названного раздела Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи обеспечение лекарственными препаратами бесплатно или с 50-процентной скидкой осуществляется исключительно за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно и перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Указанные перечни утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 890).
Пункт 5 приведённого постановления в абзаце четвёртом предусматривает право субъекта Российской Федерации вводить дополнительные льготы на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для групп населения, не указанных в приложениях N 1 и 2 этого же постановления, в том числе ветеранам войны и труда, многодетным и малоимущим семьям, а также беременным женщинам и безработным, одновременно предусматривая в пункте 4 обязанность своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Таким образом, анализ приведённых правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что федеральный законодатель, устанавливая льготное (бесплатно или со скидкой) обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счёт бюджетов субъектов Российской Федерации данную государственную гарантию в соответствии с перечнями групп населения и категорий заболеваний, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, который субъект Российской Федерации может только дополнить. Иных полномочий в сфере обеспечения лекарством граждан субъекта Российской Федерации федеральным законодательством не предусмотрено.
При таком положении суд первой инстанции, сопоставив оспариваемый региональный нормативный правовой акт с приложениями 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 890, сделал правильное заключение о том, что оспариваемые Перечни вопреки федеральному законодательству ограничивают круг лиц, имеющих право на бесплатное и льготное получение лекарственных препаратов за счёт средств бюджета субъекта федерации.
Установив противоречие оспариваемых региональных нормативных правовых актов федеральному законодательству, суд первой инстанции, подробно мотивировав свою позицию, принял законное решение об удовлетворении административного иска прокурора Республики Башкортостан.
Доводы апелляционных жалоб основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают, аналогичны позиции Правительства Республики Башкортостан и Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, аргументированно приведённая в обжалуемом судебном акте.
Апелляционные жалобы не содержат основания для отмены или изменения правильного судебного акта, предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Республики Башкортостан и Министерства здравоохранения Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2016 г. N 49-АПГ16-37
Текст определения официально опубликован не был