Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2016 г. N 70-АПГ16-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Городской Думы муниципального образования город Салехард на решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 июля 2016 года, которым удовлетворён административный иск заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании пункта 3 решения Городской Думы муниципального образования город Салехард от 15 ноября 2005 года N 34 "Об установлении учётной нормы площади жилого помещения, размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими, а также нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
15 ноября 2005 года Городской Думой муниципального образования город Салехард принято решение N 34 "Об установлении учётной нормы площади жилого помещения, размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими, а также нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма". Указанное решение официально опубликовано 24 ноября 2005 года в газете "Полярный круг" N 3.
25 июня 2008 года Городской Думой муниципального образования город Салехард принято решение N 30 "О внесении изменений в решение Городской Думы города Салехарда от 15 ноября 2005 года N 34". Данное решение официально опубликовано 3 июля 2008 года в газете "Полярный круг" N 27/1.
Пунктом 3 решения Городской Думы муниципального образования город Салехард от 15 ноября 2005 года N 34 в редакции решения Городской Думы муниципального образования город Салехард от 25 июня 2008 года N 30 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма) установлена в размере 33 квадратных метров общей площади жилого помещения - для семей, состоящих из одного человека; не менее 16 квадратных метров и не более 20 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - для семей, состоящих из двух и более человек.
Заместитель прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд с административным иском о признании приведённой нормы недействующей со дня вступления в силу решения суда в части установления нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма) для семей, состоящих из двух и более человек, в размере не менее 16 квадратных метров и не более 20 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В обоснование заявленного требования административный истец ссылался на противоречие оспариваемой нормы положениям статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и наличие в ней коррупциогенных факторов.
Решением Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 июля 2016 года административный иск удовлетворён.
Пункт 3 решения Городской Думы муниципального образования город Салехард от 15 ноября 2005 года N 34 в редакции решения Городской Думы муниципального образования город Салехард от 25 июня 2008 года N 30 признан недействующим со дня вступления в силу решения суда в части установления верхней границы нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма) для семей, состоящих из двух и более человек, в размере не более 20 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В апелляционной жалобе Городская Дума муниципального образования город Салехард просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Согласно частям 1-3 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
При рассмотрении и разрешении настоящего административного дела суд первой инстанции правомерно исходил из того, что частью 1 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является именно минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что оспариваемая норма не соответствует общеправовым критериям ясности и определённости правового регулирования, а также не отвечает требованиям конституционного принципа равенства, поскольку установление нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, выраженной в минимальных и максимальных значениях, предоставляет правоприменителю широту дискреционных полномочий в связи с неопределенностью условий и оснований принятия решения, вводит различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о признании заявленного требования обоснованным.
Вместе с тем из резолютивной части обжалуемого решения суда усматривается, что административный иск удовлетворён частично, поскольку пункт 3 решения Городской Думы муниципального образования город Салехард от 15 ноября 2005 года N 34 оспаривался в части слов "не менее 16 квадратных метров и не более 20 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - для семей, состоящих из двух и более человек", а судом данная норма признана недействующей в части установления только верхней границы нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не более 20 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, состоящей из двух и более человек, то есть такая норма фактически установлена судом самостоятельно, что выходит за пределы его компетенции при осуществлении нормоконтроля.
В этой связи, учитывая, что оспариваемой нормой минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, не установлен, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда подлежащим изменению.
Оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Городской Думы муниципального образования город Салехард, не имеется, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 июля 2016 года изменить.
Признать недействующим со дня вступления в силу решения суда пункт 3 решения Городской Думы муниципального образования город Салехард от 15 ноября 2005 года N 34 "Об установлении учётной нормы площади жилого помещения, размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими, а также нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" (в редакции решения Городской Думы муниципального образования город Салехард от 25 июня 2008 года N 30) в части установления нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма) для семей, состоящих из двух и более человек, в размере не менее 16 квадратных метров и не более 20 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2016 г. N 70-АПГ16-2
Текст определения официально опубликован не был