Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Г
Пример определения изгибающих моментов в сечениях неразрезного сталежелезобетонного пролетного строения с учетом регулирования усилий
Общие данные
Пролетное строение выполнено по индивидуальному проекту применительно к типовому проекту серии 3.503-50, инв. N 1180/3, северное исполнение, с увеличением длины центрального пролета до 64 м. Продольная схема пролетного строения, в расчетных длинах пролетов составляет 42 + 64 + 42 м. Проектные нагрузки - Н-30 и НК-80 (по СН 200-62).
Для определения грузоподъемности по прочности сечений находят изгибающие моменты М в балках пролетного строения для крайних пролетов на расстоянии 1/3l от крайних опор, для промежуточного пролета - в 1/2l , где l - соответствующий расчетный пролет. Для определения грузоподъемности по устойчивости сжатого нижнего пояса опорных сечений находят изгибающие моменты в сечениях над промежуточными опорами.
Геометрические параметры поперечного сечения и материалы пролётного строения
Геометрические параметры рассчитываемого поперечного сечения, материалы пролётного строения, приняты по данным натурных измерений:
- материал главных балок - низколегированная сталь марок 15ХСНД;
- материал плиты проезжей части - конструкционный тяжёлый бетон класса прочности на сжатие В30;
- материал продольного армирования плиты проезжей части - арматурная сталь класса A-I.
В поперечном сечении пролётного строения установлено две главных балки (рисунок Г.1.1), параметры которых в расчетных сечениях приведены в таблице Г.1.1.
Таблица Г.1.1 Параметры главных балок пролетного строения в расчетных сечениях
Расчётное сечение |
Верхний горизонтальный лист, мм |
Нижний горизонтальный лист, мм |
Стенка балки, мм |
1/3 расчетной длины крайних пролетов |
420х20 |
560x25 |
2480x12 |
1/2 расчетной длины среднего пролёта |
420x20 |
850x32 |
2480x12 |
Опорное сечение на промежуточной и концевой опорах |
пакет листов 1050x32 и 950x32 |
пакет листов 1050x32 и 950x32 |
2480x14 |
Расстояние по осям главных балок - 7,6 м.
Плита проезжей части железобетонная, толщиной 160 мм. Размер свеса консоли плиты (во внешнюю сторону) составляет 4,05 м. Армирование плиты выполнено в 2 горизонтальных ряда, арматурой диаметром 10 мм, расположенной в сечении с шагом 200 мм.
Параметры плиты, включаемой в расчёт, определены в соответствии с требованиями п. 9.15 [3] и составляют (расчетное сечение балки показано на рисунке Г.1.2):
- свес в сторону соседнего стального элемента - 3,8 м;
- свес в сторону консоли - 4,05 м.
При расчете к характеристикам материалов, введены следующие коэффициенты условий работы:
- к стальной части конструкции m = 1,0;
- к железобетонной конструкции плиты проезжей части m = 1,0.
Расчетные воздействия от постоянных нагрузок
Расчетные воздействия от постоянных нагрузок определены из условия равномерного распределения постоянных нагрузок между балками.
Нормативные и расчетные интенсивности от нагрузок первой и второй стадии для балки пролетного строения приведены в таблице Г.1.2.
Учет последовательности возведения
Статический расчет конструкции на действие постоянных нагрузок первой и второй стадии выполнен методом конечных элементов с использованием сертифицированного программного комплекса, реализующего расчет с учетом последовательности монтажа.
Таблица Г.1.2 Нормативные и расчетные интенсивности постоянных нагрузок
Наименование нагрузки |
Толщина, м |
Удельный вес, |
Норм. интенсивность, тс/м |
Коэфф. надежности, |
Расчетная интенсивность, тс/м |
Нагрузки первой стадии
| |||||
Собственный вес металлической балки |
1,23 |
1,1 |
1,35 |
||
Собственный вес железобетонной плиты |
3,59 |
1,1 |
3,95 |
||
Итого нагрузки первой стадии |
4,82 |
|
5,30 |
||
Нагрузки второй стадии
| |||||
Перила |
|
|
0,14 |
1,1 |
0,15 |
Ограждение безопасности |
|
|
0,055 |
1,1 |
0,06 |
Подготовительный слой |
0,03 |
2,2 |
0,52 |
1,15 |
0,60 |
Гидроизоляция |
0,006 |
1,0 |
0,05 |
1,15 |
0,05 |
Защитный слой |
0,04 |
2,4 |
0,75 |
1,15 |
0,87 |
Асфальтобетон |
0,07 |
2,3 |
1,26 |
1,15 |
1,45 |
Итого нагрузки второй стадии |
2,78 |
|
3,18 |
Итоговая пространственная модель пролетного строения представлена стержневыми конечными элементами общего вида, жестко объединенными между собой. Граничные условия заданы в узлах расчетной схемы в соответствии с местом их фактической установки. Геометрические характеристики сечений главных балок приняты соответствующими типовому проекту серии 3.503-50, инв. N 1180/3, приведенным к металлу. Продольные стержневые конечными элементы главных балок жестко объединены между собой поперечными стержневыми конечными элементами, жесткостные характеристики которых определены сечением железобетонной плиты между главными балками, а также стержневыми элементами, по своему размещению и жесткостным характеристикам соответствующим нижним продольным связям. Объединение узлов элементов, имитирующих нижние продольные связи, с узлами стержней главных балок выполнено через двухузловые упругие связи с характеристиками жестких вставок, длина которых соответствует реальному расстоянию от центра тяжести главных балок до уровня размещения продольных связей.
Шаг разбивки в продольном направлении принят переменным, исходя из необходимости размещения в расчетной модели узлов нижних продольных связей и разбиения плиты проезжей части, но не более 1/10 пролета.
В расчете учтена стадийность монтажа, а также изменение геометрических характеристик сечений балки (на первых стадиях монтажа металлическое сечение, после монтажа железобетонной плиты - включение ее в работу сталежелезобетонного сечения). Последовательность возведения конструкции принята по типовому проекту серии 3.503-50, выпуск 3.
Деформированный вид конструкции в процессе расчета показан на рисунках Г.1.3-Г.1.7. Эпюры изгибающих моментов на различных этапах расчета приведены на рисунках Г.1.8-Г.1.12.
Усилия в элементах главных балок
Полученные значения накопленных усилий приведены в таблице Г.1.3.
Таблица Г.1.3 Накопленные изгибающие моменты в расчетных сечениях от постоянных нагрузок первой и второй стадии .
N п/п |
l/2 (средний пролет) |
опорное сечение |
l/3 (крайний пролет) |
1 |
184,7 |
-485,1 |
104,5 |
2 |
-247,7 |
-909,8 |
16,5 |
3 |
300,4 |
-2329,1 |
298,8 |
4 |
1024 |
-1605,4 |
503,6 |
5 |
1539,9 |
-2667,3 |
772,7 |
I стадия |
300,4 |
-2329,1 |
298,8 |
II стадия (5-3) |
1239,5 |
-338,2 |
473,9 |
Прочие параметры
Нагрузка от пешеходов учтена согласно п. 5.2 [2].
При ширине тротуара 1,5 м нормативная интенсивность пешеходной нагрузки на один тротуар составляет
тс/м.
Коэффициент надежности по нагрузке (п. 5.2.1 [2]) .
Итоговая расчетная интенсивность - 0,36 тс/м.
Расчетные изгибающие моменты в рассматриваемых сечениях от действия пешеходной нагрузки приведены в таблице Г.1.4.
Таблица Г.1.4 Изгибающие моменты от пешеходной нагрузки
Нагрузка |
l/2 (средний пролет) |
опорное сечение |
l/3 (крайний пролет) |
Пешеходная |
125,3 |
191,2 |
81,9 |
Ширина полос безопасности принята равной 2,0 м.
При построении поверхностей влияния учтены также зоны раскрытия трещин в плите путем назначения жесткости железобетонной плиты, входящей в сечение главных балок в указанных зонах, согласно п. 9.12 [3].
<< Приложение В. Определение механических свойств стали |
||
Содержание Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.4.027-2016 "Методические рекомендации по определению грузоподъёмности... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.