В соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 17.04.2009 N 164 "О разработке концепций решения комплексных задач социально-экономического развития Новосибирской области":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию охраны окружающей среды Новосибирской области на период до 2015 года (далее - Концепция).
2. Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (Петрик А.И.) обеспечить реализацию Концепции.
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Юрченко В.А.
|
В.А. Толоконский |
Концепция
охраны окружающей среды Новосибирской области на период до 2015 года
(утв. распоряжением Губернатора Новосибирской области от 17 ноября 2009 г. N 283-р)
I. Анализ состояния окружающей среды,
ключевые проблемы развития
Новосибирская область не относится к экологически неблагополучным территориям России, однако принимая во внимание, что социально-экономическое развитие Новосибирской области напрямую связано с увеличением нагрузки на окружающую среду, необходимо в среднесрочной и долгосрочной перспективе принять меры, позволяющие минимизировать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения, обеспечить экологическую безопасность при устойчивом развитии области.
В настоящее время состояние окружающей среды характеризуется следующими проблемными ситуациями, требующими государственного регулирования.
1. Загрязнение атмосферного воздуха.
В четырех городах Новосибирской области, в которых проживает около 60% населения, уровень загрязнения воздуха оценивается как высокий и повышенный. Основными источниками загрязнения атмосферы на территории области являются автомобильный транспорт (64%), ТЭЦ и отопительные котельные (21%), промышленные предприятия (15%), удельные нормативы выбросов которых существенно выше европейских норм.
2. Несоответствие системы сбора, размещения, переработки и утилизации отходов производства и потребления современным требованиям и нормам.
Большинство объектов размещения твердых бытовых отходов (далее - ТБО) находятся на пределе своей емкости, не отвечают современным экологическим требованиям к их обустройству и эксплуатации. Отсутствует система раздельного сбора ТБО, низка доля утилизируемых отходов, не развита индустрия их переработки и дальнейшего использования.
Особо остро стоит проблема организации системы сбора и утилизации отходов эксплуатации автотранспортных средств, ртутьсодержащих отходов у населения, утилизации золошлаковых отходов ТЭЦ, иловых осадков очистных сооружений, отходов горнодобывающих производств. Требует совершенствования система утилизации медицинских отходов, система комплексной переработки отходов животноводства с использованием современных технологий.
3. Несоответствие состояния поверхностных водных объектов и прибрежных территорий действующим экологическим и градостроительным требованиям.
Ежегодно сбрасывается в поверхностные водные объекты и на рельеф местности более 100 млн. м3 загрязненных сточных вод без очистки и недостаточно очищенных. Река Обь и многие другие водные объекты в пределах Новосибирской области стабильно загрязнены нефтепродуктами, фенолом, тяжелыми металлами и соединениями азота.
Нормативную очистку хозяйственно-бытовых сточных вод обеспечивают только очистные сооружения канализации в городе Новосибирске, остальные - работают неэффективно, характеризуются значительным физическим и моральным износом основных фондов, при этом часть городов и населенных пунктов области вообще не имеет очистных сооружений.
4. Недостаточность источников питьевого водоснабжения, отвечающих действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Около 1 млн. жителей области проживает в городах и населенных пунктах, где основным источником питьевого водоснабжения являются подземные воды, которые имеют повышенные жесткость, щелочность, содержание натрия, бора, железа, марганца, дефицит фтора и не соответствуют важнейшим требованиям, предъявляемым к источникам питьевой воды для населения.
В силу недостаточной природной защищенности водоносные горизонты питьевого назначения подвержены загрязнению, связанному с промышленной и сельскохозяйственной деятельностью, размещением свалок бытовых отходов, а также существованием более 800 бесхозяйных, заброшенных и неэксплуатируемых скважин.
5. Неудовлетворительное состояние русел и берегов водных объектов.
6. Неудовлетворительное техническое состояние значительного числа напорных гидротехнических сооружений (далее - ГТС).
Техническое состояние около 80 % ГТС, особенно бесхозяйных, угрожает созданием чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах и на хозяйственных объектах области, особенно во время паводка. Периодически подвергаются затоплению в период весеннего половодья г. Куйбышев, р. ц. Северное, Кыштовка, Венгерово.
7. Подтопление грунтовыми водами населенных пунктов и сельскохозяйственных площадей, которое усугубляется причинами техногенного характера.
8. Недостаточность мониторинга радиационного фона.
В основании города Новосибирска залегают тектонически нарушенные горные породы, на 70 % представленные гранитоидами с повышенным содержанием урана-238, продуктом распада которого является радон-222. Для исключения негативного влияния высокого природного радиационного воздействия радона и иных негативных факторов геолого-геофизической природы на здоровье населения необходимо совершенствование системы мониторинга.
9. Продолжающиеся процессы ухудшения состояния земель.
В настоящее время наблюдается разрушение почвенного покрова, загрязнение земель химическими веществами, захламленность производственными и бытовыми отходами, развитие эрозионных процессов, зарастание сельхозугодий сорной растительностью, кустарником, что приводит к потере их плодородия и продуктивности.
10. Недостаточная эффективность системы сохранения лесного фонда.
Износ средств пожаротушения достигает 90%; наблюдается нехватка квалифицированных специалистов по тушению лесных пожаров; противопожарное обустройство территорий, прилегающих к лесному фонду на землях иных категорий, является недостаточным; отсутствует лесоустройство неохраняемых лесов на землях сельскохозяйственного назначения на площади около 115 тыс. га; объемы лесовосстановления недостаточны.
Требует решения проблема сохранения и поддержания городских лесов и парков, а также развитие их рекреационных качеств при осуществлении градостроительной деятельности.
11. Недостаточная вовлеченность в рыбохозяйственный оборот водных объектов области.
Объем рыбоводно-мелиоративных работ на основных рыбохозяйственных озерах существенно занижен, в водоемах происходит стихийное замещение ценных видов рыб на малоценные, снижены объемы выращивания рыбопосадочного материала. Пруды рыбопитомников зарастают, заболачиваются или вообще не используются.
12. Усиление негативного техногенного воздействия на растительный и животный мир.
Растительный и животный мир испытывает значительное техногенное воздействие, что вызывает серьезные, порой необратимые изменения его состояния. Обеспечение дальнейшего развития созданной на территории области сети особо охраняемых природных территорий, обеспечение их охраны и нормального функционирования позволит сохранить природное разнообразие и защитить среду от негативного воздействия. Приоритетными объектами охраны являются редкие виды растений и животных, которые занесены в Красную книгу Новосибирской области.
13. Низкий уровень экологической культуры населения.
14. Негативное воздействие на окружающую среду усугубляется недостаточностью государственного регулирования, несовершенством системы управления природоохранной деятельностью, в том числе следующими проблемами:
1) использованием устаревших технологий и оборудования, высокой ресурсо- и энергоемкостью производства;
2) недостаточной оснащенностью источников загрязнения окружающей среды газо-водоочистными сооружениями и средствами контроля за выбросами и сбросами вредных веществ, а также неэффективной работой действующих сооружений;
3) несовершенством систем и методов контроля за состоянием окружающей среды;
4) несовершенством нормативной правовой базы экологической сферы;
5) неэффективным экономическим механизмом природопользования, не стимулирующим природоохранную деятельность хозяйствующих субъектов;
6) слабостью систем ограничений для природопользователей, низким уровнем внедрения экологических аудита, сертификации, стандартизации производства, технологического нормирования с использованием наилучших доступных технологий;
7) недостаточным уровнем эффективности государственной экологической экспертизы, а также государственного экологического контроля;
8) отсутствием комплексного подхода к ведению экологического мониторинга.
II. Система целей и задач
Цель - обеспечение экологической безопасности Новосибирской области за счет стабилизации и улучшения экологической обстановки, сохранения и восстановления целостности природных экосистем.
В результате проведенного анализа состояния окружающей среды приоритетными задачами на период до 2015 года, на решении которых необходимо сконцентрировать усилия органов государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, являются следующие:
1. Комплексное решение проблемы обеспечения населения, особенно в северо-западных районах области, качественной питьевой водой в целях создания благоприятных условий для проживания и увеличения средней продолжительности жизни.
2. Совершенствование систем канализации сточных и поверхностных (ливневых и талых) вод в целях улучшения качества воды в водных объектах, обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения, сохранения естественной среды обитания водных биологических ресурсов.
3. Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в городах и районных центрах области, направленное на сокращение объемов образования и захоронения отходов, увеличение объемов их утилизации и переработки.
В то же время для достижения поставленной цели должны решаться и другие задачи:
1) улучшение качества окружающей среды, в том числе:
а) охрана атмосферного воздуха;
б) охрана, рациональное использование и восстановление водных ресурсов;
в) предупреждение чрезвычайных ситуаций на техногенных объектах;
2) защита населения и объектов жизнедеятельности от негативного воздействия вод, в том числе:
а) обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
б) защита территорий и населенных пунктов от подтопления грунтовыми водами;
3) обеспечение рационального использования природных ресурсов, восстановления природных комплексов и охраны биоразнообразия, в том числе:
а) внедрение энерго-, ресурсосберегающих и малоотходных технологий;
б) сохранение и восстановление почв;
в) охрана, восстановление и рациональное использование лесных ресурсов;
г) воспроизводство водных биологических ресурсов и аквакультуры;
д) развитие сети особо охраняемых природных территорий, сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия;
4) совершенствование системы управления экологической безопасностью, в том числе:
а) совершенствование системы управления и механизмов регулирования использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
б) совершенствование системы мониторинга окружающей среды;
в) выявление и минимизация экологических рисков для здоровья населения;
г) повышение уровня экологической культуры, развитие системы экологического образования и просвещения населения, обеспечение достоверной экологической информацией.
III. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов достижения целей и решения задач по временным периодам
Решение поставленных задач будет характеризоваться следующими целевыми показателями:
Наименование целевых индикаторов |
Единицы измерения |
2008 |
2015 |
Доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества: |
% |
63,0 |
88,0 |
городских поселений |
% |
79,7 |
95,0 |
сельских населенных пунктов |
% |
53,6 |
80,0 |
Доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть |
% |
7,5 |
7,0 |
Доля загрязненных сточных вод в общем объеме организованного сброса в поверхностные водные объекты сточных вод, подлежащих очистке |
% |
29,7 |
25,0 |
Количество населенных пунктов (крупных городов и районных центров), имеющих полигоны твердых бытовых отходов (далее - ТБО), отвечающих установленным требованиям |
шт. |
1 |
35 |
Доля переработанных и обезвреженных ТБО от образующихся в течение года; |
% |
24,0 |
50,0 |
Доля отходов, захораниваемых на полигонах ТБО, от образующихся в течение года |
% |
76,0 |
50,0 |
Доля аварийных и бесхозяйных ГТС |
% |
26,8 |
0,0 |
Количество бесхозяйных скважин |
шт. |
800 |
0 |
Лесовосстановление, тыс. га |
тыс. га |
7,3 |
9,7 |
Реализация Концепции позволит достичь следующих результатов:
снижение до нормативных показателей уровня загрязнения атмосферного воздуха в большинстве крупных населенных пунктов Новосибирской области;
обеспечение социально значимых объектов (детские сады, школы, лечебные учреждения и другие) доброкачественной питьевой водой в полном объеме;
создание межмуниципальных объектов размещения отходов ТБО, отвечающих установленным требованиям;
создание индустрии переработки и дальнейшего использования бытовых и промышленных отходов;
организация системы сбора и утилизации отходов эксплуатации автотранспорта, ртутьсодержащих, медицинских и биологических отходов в полном объеме;
существенное сокращение числа несанкционированных свалок;
разработка проектной документации и начало строительства и реконструкции очистных сооружений канализации в городах и районных центрах;
сокращение сброса загрязненных сточных вод на 15%;
обеспечение безопасности напорных гидротехнических сооружений территории Новосибирской области в полном объеме;
создание правовых, организационных условий для эффективного функционирования и развития системы управления экологической безопасностью в Новосибирской области, повышение эффективности государственного экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;
повышение ответственности природопользователей за экологические последствия своей деятельности;
внедрение экологического аудита, развитие рынка экологических услуг, создание системы добровольной экологической сертификации и страхования;
повышение уровня экологической культуры населения, развитие общественного экологического движения;
повышение уровня доступа общественности к экологическим информационным ресурсам.
IV. Основные механизмы и направления реализации мероприятий,
задачи исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по созданию условий и обеспечению реализации Концепции
Основными механизмами реализации Концепции, а также задачами исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по созданию условий и обеспечению решения задач и достижения целей Концепции являются:
1. Создание нормативной правовой базы на территории Новосибирской области, соответствующей современным требованиям в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также подготовка предложений по совершенствованию федерального законодательства.
Для успешной реализации положений Концепции необходимо в течение 2009-2010 годов разработать и принять:
1) Закон Новосибирской области "Об отходах производства и потребления в Новосибирской области";
2) иные нормативные правовые акты Новосибирской области по вопросам:
размещения на территории Новосибирской области межмуниципальных объектов размещения отходов;
сбора и утилизации на территории Новосибирской области отходов эксплуатации автотранспортных средств, ртутьсодержащих отходов электронного и электротехнического лома, полимерных материалов, медицинских и биологических отходов, крупногабаритного мусора, отходов строительства и сноса;
создания и внедрения системы добровольной экологической сертификации на территории Новосибирской области;
предоставления субсидий на обеспечение отдельных групп населения Новосибирской области питьевой водой заводского изготовления.
2. Безусловный учет экологических интересов при разработке инвестиционных проектов, территориальном планировании и градостроительном зонировании.
3. Создание системы государственного регулирования и стимулирования деятельности по охране окружающей среды, в том числе путем:
1) оказания содействия в разработке и реализации муниципальных целевых программ в сфере охраны окружающей среды;
2) оказания государственной поддержки природоохранной деятельности, в том числе строительству, реконструкции полигонов ТБО, строительству мусороперерабатывающих заводов, очистных сооружений канализации, обеспечению населения бутилированной водой заводского изготовления;
3) развития практики государственно-частного партнерства;
4) внедрения механизмов экономического стимулирования сокращения антропогенной нагрузки на окружающую среду;
5) развития систем экологического аудита, экологической сертификации, экологического страхования.
4. Разработка и реализация целевых программ и проектов по направлениям:
1) обеспечение населения области качественной питьевой водой;
2) совершенствование систем канализации сточных и поверхностных вод;
3) совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления;
4) охрана атмосферного воздуха от загрязнения;
5) охрана, восстановление и рациональное использование водных ресурсов;
6) обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
7) защита территорий и населенных пунктов от подтопления грунтовыми водами;
8) сохранение и восстановление почв;
9) охрана, восстановление и рациональное использование лесных ресурсов;
10) воспроизводство водных биологических ресурсов и аквакультуры;
11) развитие сети особо охраняемых природных территорий, сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия.
5. Повышение роли гражданского общества в решении природоохранных проблем, в том числе путем развития системы экологического образования и просвещения населения.
Общая координация деятельности по реализации Концепции осуществляется департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области.
Перечень основных направлений реализации мероприятий, необходимых для решения задач и достижения цели Концепции приведен в приложении.
V. Оценка ресурсных возможностей решения комплексной задачи
социально-экономического развития Новосибирской области
Реализация Концепции предполагает привлечение средств хозяйствующих субъектов на принципах государственно-частного партнерства, привлечение средств муниципальных образований Новосибирской области в рамках разрабатываемых ими целевых программ в сфере охраны окружающей среды.
Средства областного бюджета Новосибирской области, направляемые на реализацию Концепции, определяются в соответствии с законом Новосибирской области об областном бюджете Новосибирской области на очередной финансовый год и должны играть стимулирующую роль.
Финансовые затраты, связанные с сокращением и предупреждением "текущего" загрязнения окружающей среды и ликвидацией вредных для здоровья населения последствий этого загрязнения, должны нести организации-природопользователи, исходя из принципа "загрязнитель платит".
Финансовые затраты, связанные с ликвидацией последствий "старых" загрязнений окружающей среды в случае отсутствия виновной организации-природопользователя, восстановлением и охраной природных комплексов области, созданием системы реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, экологическим образованием и воспитанием населения, в большей степени осуществляются за счет областного бюджета Новосибирской области и местных бюджетов муниципальных образований Новосибирской области.
Поступление дополнительных финансовых средств может быть обеспечено:
за счет формирования тарифной политики, предусматривающей, в том числе, обоснованное увеличение тарифов на услуги по водоотведению и по утилизации твердых бытовых отходов;
за счет стимулирования на муниципальном уровне выкупа хозяйствующими субъектами занимаемых ими земельных участков в собственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях обеспечения экологической безопасности за счет стабилизации и улучшения экологической обстановки, сохранения и восстановления целостности природных экосистем разработана концепция охраны окружающей среды Новосибирской области на период до 2015 года.
Основными задачами, на которых необходимо сконцентрировать усилия, являются решение проблемы обеспечения населения качественной питьевой водой в целях создания благоприятных условий для проживания и увеличения средней продолжительности жизни, совершенствование систем канализации сточных и поверхностных вод, обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населения, сохранение естественной среды обитания водных биологических ресурсов, совершенствование системы обращения с отходами производства и жизнедеятельности, направленное на сокращение объемов образования и захоронения отходов, увеличение объемов их утилизации и переработки.
Реализация Концепции предполагает привлечение средств хозяйствующих субъектов на принципах государственно-частного партнерства, привлечение средств муниципальных образований области. Средства областного бюджета определяются в соответствии с законом Новосибирской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Распоряжение Губернатора Новосибирской области от 17 ноября 2009 г. N 283-р "Об утверждении Концепции охраны окружающей среды Новосибирской области на период до 2015 года"
Текст распоряжения опубликован на сайте Губернатора и Правительства Новосибирской области www.adm.nso.ru от 18 ноября 2009 г.