Федеральная налоговая служба в связи с письмом сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.8 главы 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом право пользования участком недр в целях добычи подземных вод возникает на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (статьи 10.1, 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
При отсутствии у организации соответствующего разрешения на осуществление водопользования, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация также признается плательщиком водного налога.
Поскольку фактическое отсутствие лицензии не может служить основанием для освобождения от уплаты водного налога, в случае осуществления организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, водопользования, требующего лицензирования, без соответствующей лицензии водный налог уплачивается по ставкам, установленным статьей 333.12 Кодекса для данного вида водопользования.
Ставки водного налога установлены пунктом 1 статьи 333.12 Кодекса, которые дифференцируются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. При этом в отношении водных объектов, расположенных на территории Республики Крым и города Севастополь, ставки водного налога Налоговым кодексом не предусмотрены.
В случае забора водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения ставки водного налога установлены пунктом 3 статьи 333.12 Кодекса (вне зависимости от места расположения водного объекта).
В этой связи при осуществлении водопользования (за исключением водоснабжения населения) на территории Республики Крым и города Севастополь водный налог в части этого вида водопользования не исчисляется и не уплачивается.
Согласно пункту 1 статьи 333.15 Кодекса налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.
Таким образом, обязанность по представлению налоговой декларации по водному налогу возникает у пользователя водным объектом, осуществляющего вид водопользования, подлежащий лицензированию, вне зависимости от наличия суммы водного налога, подлежащей уплате в бюджет.
Вопрос об установлении ставок водного налога в отношении видов водопользования, по которым ставки водного налога дифференцированы по экономическим районам, при осуществлении водопользования на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь в настоящее время рассматривается Министерством финансов Российской Федерации в рамках исполнения письма Аппарата Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N П13-33007.
Государственный советник |
Д.С. Сатин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФНС России пояснила, что при отсутствии у организации соответствующего разрешения на осуществление водопользования, подлежащего лицензированию, лицо также признается плательщиком водного налога.
Применяются ставки, определенные НК РФ для вида водопользования.
Ставки дифференцируются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. При этом в отношении водных объектов, расположенных на территории Крыма и Севастополя, ставки не предусмотрены.
Обязанность по представлению декларации возникает у пользователя, осуществляющего вид водопользования, подлежащий лицензированию, вне зависимости от наличия суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
Письмо Федеральной налоговой службы от 15 ноября 2016 г. N СД-4-3/21560@ "О водном налоге"
Текст письма официально опубликован не был