Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 октября 2016 г. N 64-АПГ16-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Сахалинская Коммунальная Компания" об оспаривании приказа Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 4 декабря 2015 г. N 33-э "Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду в открытых системах теплоснабжения, платы за резервную тепловую мощность для потребителей АО "Сахалинская Коммунальная Компания" на 2016-2018 годы" по апелляционной жалобе АО "Сахалинская Коммунальная Компания" на решение Сахалинского областного суда от 31 мая 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., представителей Региональной энергетической комиссии Сахалинской области по доверенности Никулиной Г.В., Подшивалова А.В., Пановой Н.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Сахалинская Коммунальная Компания" (далее - АО "Сахалинская Коммунальная Компания") обратилось в Сахалинский областной суд с уточнённым административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 4 декабря 2015 г. N 33-э "Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду в открытых системах теплоснабжения, платы за резервную тепловую мощность для потребителей АО "Сахалинская Коммунальная Компания" на 2016-2018 годы" (далее - Приказ). В обоснование своих доводов общество указало на то, что оспариваемый приказ устанавливает тарифы на тепловую энергию, не учитывающие экономически обоснованные расходы АО "Сахалинская Коммунальная Компания", чем нарушаются его права и законные интересы.
Решением Сахалинского областного суда от 31 мая 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе АО "Сахалинская Коммунальная Компания" просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Региональной энергетической комиссией Сахалинской области (далее - РЭК Сахалинской области) и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ).
В целях реализации положений указанного федерального закона в части регулирования тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 г. принято постановление N 1075, которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), а также Федеральной службой по тарифам 13 июня 2013 г. издан приказ N 760-э, которым утверждены Методические указания по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания).
В силу части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведён в статье 8 названного закона, к числу которых относятся тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на территории Сахалинской области является РЭК Сахалинской области, к полномочиям которой относится установление упомянутых тарифов (пункт 3.2 Положения о Региональной энергетической комиссии Сахалинской области, утверждённого постановлением Правительства Сахалинской области от 17 мая 2013 г. N 244).
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемый приказ принят органом регулирования тарифов с соблюдением установленной процедуры, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами Закона о теплоснабжении.
Приказом установлены тарифы на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду в открытых системах теплоснабжения, долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов на 2016-2018 годы (приложения 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к Приказу), установлена плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности (приложение 7 к Приказу).
Согласно приложению 1 к Приказу установлены одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям АО "Сахалинская Коммунальная Компания", а приложением 2 к Приказу установлены одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям АО "Сахалинская Коммунальная Компания", имеющим право на льготы.
Данный приказ является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом и опубликованным в установленном порядке 12 декабря 2015 г. в официальном печатном издании "Губернские новости", N 228 (4876), и на официальном сайте РЭК Сахалинской области.
Как видно из материалов дела, АО "Сахалинская коммунальная система" обратилось в РЭК Сахалинской области с заявлением об установлении тарифов на производство и передачу тепловой энергии на 2016-2018 гг., представив свои расчёты и обосновывающие документы с предложением установить тарифы с применением метода индексации установленных тарифов. На основании этих заявлений РЭК были открыты дела об установлении тарифов от 5 мая 2015 г. N 21-1393, 22-1394. Специалистами РЭК Сахалинской области проведены экспертизы представленных обществом документов. Решения об установлении оспариваемых тарифов приняты на заседании РЭК Сахалинской области 4 декабря 2015 г. с участием представителей АО "Сахалинская коммунальная система" посредством открытого голосования единогласно с соблюдением требований пунктов 30, 31 Правил регулирования тарифов.
Суд первой инстанции, исследовав представленные материалы административного и тарифного дел и основываясь на правовом анализе приведённого федерального законодательства, правильно пришёл к выводу о том, что РЭК Сахалинской области, принимая оспариваемый нормативный правовой акт, требований действующего законодательства не нарушила и установила экономически обоснованные тарифы.
Рассматривая доводы административного истца об экономической необоснованности тарифов на тепловую энергию по причине уменьшения затрат на оплату труда, суд первой инстанции правомерно указал, что расходы на оплату труда РЭК Сахалинской области сформировала в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования, согласно которому при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключённым соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчётный период регулирования, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен. Расчёт расходов комиссией выполнен с учётом положений Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 годы, срок действия которого продлён на 2016-2018 годы, коллективного договора АО "Сахалинская Коммунальная Компания" на 2015-2017 годы, документально подтверждённых отчётных показателей по расходам на оплату труда и численности работников за 2014 год, а также иных обосновывающих документов, представленных АО "Сахалинская Коммунальная Компания" в составе материалов на регулирование и по дополнительному запросу экспертов. При этом РЭК Сахалинской области не допустила занижения или завышения затрат по фонду оплаты труда в расчёте тарифов, установленных оспариваемым приказом.
Доводы о необоснованном исключении расходов АО "Сахалинская коммунальная система" по расчётной предпринимательской прибыли не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, они основаны на документально не подтверждённых, ошибочных расчётах и предположениях, в связи с чем справедливо отклонены судом.
Судом первой инстанции также проверены и доводы административного истца о необоснованном занижении потерь тепловой энергии при передаче тепловой энергии (теплоносителя) по сетям. Как следует из материалов дела, в составе обосновывающих материалов на регулирование тарифов обществом представлен утверждённый в установленном порядке норматив технологических потерь только на 2015 год, поэтому потери тепловой энергии в тепловых сетях на 2016 год определены РЭК Сахалинской области по оценке эксперта с учётом анализа заявленных обществом потерь тепловой энергии на регулируемый период по каждой системе централизованного теплоснабжения в сопоставлении с аналогичными фактическими показателями 2014 года, что не противоречит действующему законодательству в сфере теплоснабжении.
Остальные доводы, приведённые в жалобе, также исследовались судом первой инстанции и получили оценку, основанную на установленных по делу фактических обстоятельствах и правильном применении норм права.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Сахалинского областного суда от 31 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "Сахалинская Коммунальная Компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 октября 2016 г. N 64-АПГ16-6
Текст определения официально опубликован не был