Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2016 г. N 2-АПГ16-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энерготранзит Альфа" о признании недействующими в части приказов Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 29 декабря 2015 г. N 941 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Вологодской области на 2016 год", от 29 декабря 2015 г. N 942 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Вологодской области" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Энерготранзит Альфа" на решение Вологодского областного суда от 26 мая 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Энерготранзит Альфа" Бажанова А.С., представителя Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области Ситьковой Н.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Энерготранзит Альфа" обратилось в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приказа Региональной энергетической комиссии Вологодской области (далее - РЭК Вологодской области) от 29 декабря 2015 г. N 941 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Вологодской области на 2016 год" в части пункта 9 таблицы 1 приложения 1, приказа РЭК Вологодской области от 29 декабря 2015 г. N 942 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Вологодской области" в части строки 4 приложения 1, строки 2 приложения 15, строки 3 приложения 19.
Решением Вологодского областного суда от 26 мая 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Представители АО "Бываловский машиностроительный завод", АО "Вологодская областная энергетическая компания", Северного филиала ООО "Газпром энерго", Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, Филиала ПАО МРСК "Северо-Запада" "Вологдаэнерго", прокуратуры Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пунктам 16-18 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования), определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Согласно пункту 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания), на основании долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (начиная с 2014 года для первого и (или) последующих долгосрочных периодов регулирования - уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям); уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Подконтрольными расходами являются расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях (пункт 2 Основ ценообразования).
Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.
Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в Методических указаниях.
Пункт 11 Методических указаний содержит перечень неподконтрольных расходов, включающих в себя: расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли; оплату налогов на прибыль, имущество и иных налогов; амортизацию основных средств; расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений; расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов; расходы на оплату продукции (услуг) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, рассчитанные исходя из размера тарифов, установленных в отношении товаров и услуг указанных организаций (тыс. руб.); прочие расходы, учитываемые при установлении тарифов на i-й год долгосрочного периода регулирования.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с Методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
Приказом РЭК Вологодской области от 29 декабря 2015 г. N 941 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Вологодской области на 2016 год" на 2016 год утверждена необходимая валовая выручка ООО "Энерготранзит Альфа" в размере 25 993 тыс. руб., приказом РЭК Вологодской области от 29 декабря 2015 г. N 942 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Вологодской области" на 2016 год утверждены индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между ГП ВО "Областные электротеплосети" и ООО "Энерготранзит Альфа", а также между ООО "Энерготранзит Альфа" - филиал ПАО "МРСК Северо-Запада "Вологдаэнерго" и Северным филиалом ООО "Газпромэнерго", между АО "Бываловский машиностроительный завод" и ООО "Энерготранзит Альфа".
Тарифы установлены путем корректировки необходимой валовой выручки в рамках метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в течение долгосрочного периода регулирования 2015 - 2019 годов.
По мнению административного истца, РЭК Вологодской области неправильно определила размер производственных капитальных вложений в размере 2 045,00 тыс. руб., поскольку данные вложения составляют 5 428,99 тыс. руб. исходя из необходимой валовой выручки 45 241,615 тыс. руб. Такой размер необходимой валовой выручки обусловлен изменениями инвестиционной программы.
Так как налог на прибыль зависит от размера производственных капитальных вложений, общество не согласилось с расчетом РЭК Вологодской области по данной статье.
Кроме того, административный истец считает неправильным исключение из расходов по арендной плате 14 164,32 тыс. руб. (принято органом регулирования 4 432,78 тыс. руб.).
Также ООО "Энерготранзит Альфа" не согласилось с корректировкой необходимой валовой выручки в части уменьшения на 9 400,68 тыс. руб. по причине образовавшегося в 2014 году избытка средств в размере 9 229,64 тыс. руб.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции сделал вывод о законности оспариваемого нормативного правового акта, в том числе о правомерности расчетов органа регулирования.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции относительно правильности исключения расходов по арендной плате в размере 14 164,32 тыс. руб.
Расходы, связанные с арендой имущества, являются неподконтрольными расходами и согласно пункту 28 Основ ценообразования определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
РЭК Вологодской области приняла по данной статье затрат 4 432,78 тыс. руб., поскольку это расходы по арендной плате на 2014 год, признанные экономически обоснованными в рамках дела N А13-10407/2014 Арбитражного суда Вологодской области о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 26 декабря 2013 г. N 889 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Вологодской области на 2014 год" в части величины необходимой валовой выручки общества на 2014 год.
Вместе с тем из судебных актов по указанному делу следует, что при установлении тарифов на 2014 год орган регулирования не принял заявленные затраты по арендной плате в полном размере по причине отсутствия соответствующих документов, подтверждающих обоснованность расходов на амортизацию.
Однако при корректировке необходимой валовой выручки на 2016 год ООО "Энерготранзит Альфа" представило органу регулирования все необходимые документы в обоснование понесенных расходов, в том числе сведения по переоценке имущества, послужившие основанием для увеличения амортизационных отчислений, а, следовательно, и расходов на аренду. Между тем РЭК Вологодской области не проанализировало представленную документацию, в связи с чем принятые расходы по арендной плате не могут быть признаны экономически обоснованными.
Выводы суда первой инстанции относительно принятого РЭК Вологодской области размера производственных капитальных вложений являются правильными.
Пунктом 32 Основ ценообразования определены общие требования к определению расходов на инвестиции в расчетном периоде регулирования на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Согласно пункту 38 расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли организации, тарифы на услуги по передаче электрической энергии для которой устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, не могут превышать 12 процентов необходимой валовой выручки и определяются в соответствии с утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Пунктом 11 Методических указаний предусмотрено, что расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли (в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования) (тыс. руб.) относятся к неподконтрольным расходам, определяемым методом экономически обоснованных расходов, соответственно для базового и i-го года долгосрочного периода регулирования. Указанные расходы с учетом возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, не могут превышать 12% от необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной в соответствии с настоящими Методическими указаниями без учета расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли и налога на прибыль на капитальные вложения, расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемых ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, используемого для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга).
Орган регулирования рассчитал размер производственных капитальных вложений в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования, в том числе с учетом установленного на 2015 год коэффициента индексации базового уровня подконтрольных расходов 1,116, входящих в затраты по данной статье.
Между тем расчет административного истца по расходам на финансирование капитальных вложений из прибыли не принят органом регулирования, поскольку подконтрольные расходы не проиндексированы обществом.
Ссылка регулируемой организации на изменения инвестиционной программы отклоняется, поскольку РЭК Вологодской области только согласовала мероприятия инвестиционной программы в соответствии со своей компетенцией.
Поскольку налог на прибыль зависит от размера принятых производственных капитальных вложений, РЭК Вологодской области рассчитала налог в размере 581,00 тыс. руб. с учетом ставки по налогу 20%.
Судебная коллегия считает правильными выводы суда первой инстанции относительно отклонения уровня расходов по оплате услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности.
На 2014 год для ООО "Энерготранзит Альфа" запланированы расходы на оплату услуг смежной территориальной организации филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Вологдаэнерго" в размере 160 107,20 тыс. руб. По факту 2014 года эти затраты составили 147 743,28 тыс. руб. Избыток в размере 12 363,92 тыс. руб. обусловлен разницей в заявленной мощности, так как расчеты со сторонней организацией в 2014 году производились по двухставочному тарифу, в предыдущие годы - по одноставочному тарифу.
При этом в целом в 2014 году у общества образовался недостаток средств в размере 3 134,28 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.
Поскольку в целом за 2014 год ООО "Энерготранзит Альфа" получило избыток средств в размере 9 229,64 тыс. руб., данная сумма признана органом регулирования необоснованным доходом и исключена из необходимой валовой выручки на 2016 год.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Вологодского областного суда от 26 мая 2016 г. отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энерготранзит Альфа" - удовлетворить.
Признать недействующим приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 29 декабря 2015 г. N 941 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Вологодской области на 2016 год" в части пункта 9 таблицы 1 приложения 1, приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 29 декабря 2015 г. N 942 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Вологодской области" в части строки 4 приложения 1, строки 2 приложения 15, строки 3 приложения 19 с даты принятия настоящего определения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2016 г. N 2-АПГ16-6
Текст определения официально опубликован не был