Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы (далее - комплекс мер) разработан во исполнение поручения Президента РФ по итогам форума Общероссийского народного фронта "Форум действий. Регионы", состоявшегося 25 апреля 2016 г. (N Пр-1191 от 22.06.2016, подп. "б" п. 3).
Комплексом мер предусмотрены мероприятия по совершенствованию нормативно-правового регулирования, организационно-управленческих, научно-методических и информационных механизмов системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся. Также предусмотрены меры, направленные на развитие системы среднего профессионального образования с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии и на развитие механизмов и форм взаимодействия реального сектора экономики и образовательных организаций.
Комплекс мер утвержден заместителем Председателя Правительства Ольгой Голодец.
Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы
Об организации в Минобрнауки России и Федеральном агентстве по делам молодежи работы работы по выполнению настоящего комплекса мер см. приказ Минобрнауки России от 29 сентября 2016 г. N 1243
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
Вид документа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Совершенствование нормативно-правового регулирования системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся
| ||||
1 |
Внесение изменений в федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования в части детализации требований к предметным результатам изучения предметной области "Технология" |
Минобрнауки России |
2017 год |
приказ Минобрнауки России |
2 |
Внесение изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования с учетом требований профессиональных стандартов |
Минобрнауки России, учебно-методические объединения в сфере среднего профессионального образования, объединения работодателей |
июнь 2017 г. |
приказ Минобрнауки России |
II. Совершенствование организационно-управленческих механизмов системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся
| ||||
1 |
Разработка проектов концепций модернизации содержания и технологий преподавания предметных областей и (или) учебных предметов в общеобразовательных организациях Российской Федерации |
Минобрнауки России |
2016-2017 годы |
проекты концепций |
2 |
Создание в субъектах РФ многофункциональных центров прикладных квалификаций |
Органы государственной власти субъектов РФ |
2016-2018 годы |
доклад в Минобрнауки России |
3 |
Разработка региональных программ (комплексов мер) по развитию системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся |
Органы государственной власти субъектов РФ |
2016 год |
доклад в Минобрнауки России |
4 |
Выявление и распространение лучших практик, проектов, содействующих профессиональному самоопределению молодежи (премия "Траектория") |
Федеральное агентство по делам молодежи, Минобрнауки России, Минтруд России, |
ежегодно |
база данных лучших практик, проектов и технологий |
5 |
Выявление и распространение лучшего опыта работы межшкольных учебно-производственных комбинатов по профориентации и самореализации обучающихся |
Минобрнауки России, органы государственной власти субъектов РФ |
2017 год |
информационно-аналитические материалы |
6 |
Выявление и распространение лучших моделей профориентационной работы с учащимися |
Минобрнауки России, органы государственной власти субъектов РФ |
2017 год |
информационно-аналитические материалы |
7 |
Организация работы по обеспечению учета достижений обучающихся общеобразовательных организаций (портфолио) в целях их дальнейшего профессионального самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития |
Органы государственной власти субъектов РФ |
ежегодно |
доклад в Минобрнауки России |
8 |
Расширение форм профориентационной работы для обучающихся общеобразовательных организаций |
Органы государственной власти субъектов РФ |
ежегодно |
доклад в Минобрнауки России |
9 |
Развитие форм временной занятости учащихся, в том числе посредством включения их в работу студенческих отрядов, добровольческих организаций, реализацию волонтерских и социокультурных проектов |
Минобрнауки России, Минспорт России, Минтруд России, Минкультуры России, Минпромторг России, органы государственной власти субъектов РФ, общественные организации |
ежегодно |
доклад в Правительство РФ |
10 |
Проведение мероприятий по профессиональной ориентации в рамках молодежных форумов и семинаров-практикумов |
Федеральное агентство по делам молодежи |
ежегодно |
информационно-аналитические материалы |
11 |
Проведение Всероссийского конкурса лучших практик работодателей по работе с детьми и молодежью |
Минобрнауки России, заинтересованные организации |
ежегодно |
информационно-аналитические материалы |
12 |
Проведение Единого дня профессионального самоопределения в общеобразовательных организациях |
Федеральное агентство по делам молодежи |
ежегодно |
информационно-аналитические материалы |
13 |
Проведение всероссийского конкурса видеоматериалов (видеороликов), направленных в том числе на популяризацию рабочих и инженерно- технических профессий |
Минтруд России, Молодежный парламент при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации |
ежегодно |
информационно-аналитические материалы |
14 |
Организация и проведение в летний период профильных смен для детей в организациях отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
Органы государственной власти субъектов РФ |
ежегодно |
доклад в Минобрнауки России |
III. Развитие кадрового потенциала
| ||||
1 |
Информационно-методическое сопровождение деятельности педагогических работников в системе профессиональной ориентации, социализации и общественно полезной деятельности учащихся |
Минобрнауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ |
ежегодно |
методические рекомендации |
IV. Развитие научно-методических механизмов в системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся
| ||||
1 |
Разработка методических рекомендаций по предоставлению учащимся возможности одновременно с получением среднего общего образования пройти профессиональную подготовку по выбранным ими профессиям, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций |
Минобрнауки России, органы государственной власти субъектов РФ, работодатели |
2016-2017 годы |
методические рекомендации |
2 |
Разработка методических пособий для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и образовательных организаций по вопросам развития волонтерского движения |
Минобрнауки России |
2016 год |
методические пособия |
3 |
Проведение межрегиональных и общероссийских мероприятий по актуальным вопросам развития системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся |
Минобрнауки России, Минтруд России, Минпромторг России, Минспорт России, Минкультуры России, органы государственной власти субъектов РФ |
ежегодно, начиная с 2017 года |
информационно-аналитические материалы |
4 |
Проведение всероссийского конкурса методических материалов среди специалистов, занимающихся вопросами профессиональной ориентации молодежи |
Минтруд России, Молодежный парламент при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ |
ежегодно |
методический сборник |
V. Развитие информационных механизмов системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся
| ||||
1 |
Информационное освещение ключевых событий по профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся в средствах массовой информации и интернет-ресурсах (официальные сайты органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, образовательных и общественных организаций) |
Органы государственной власти субъектов РФ, образовательные организации, Минобрнауки России |
ежегодно |
информационно-аналитические материалы |
2 |
Создание и обеспечение функционирования информационных порталов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по развитию добровольческого (волонтерского) движения в субъектах РФ |
Органы государственной власти субъектов РФ |
ежегодно |
доклад в Минобрнауки России |
VI. Развитие системы среднего профессионального образования с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии
| ||||
1 |
Актуализация перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования и профессионального обучения |
Минобрнауки России Минтруд России, объединения работодателей |
2016 год |
нормативные правовые акты |
2 |
Разработка и апробация моделей обучения, предусматривающих совмещение теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии |
Минобрнауки России, Агентство стратегических инициатив (АСИ), органы государственной власти субъектов РФ |
ежегодно |
доклад в Правительство РФ |
3 |
Распространение положительного опыта реализации образовательных программ среднего профессионального, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения, обеспечивающих совмещение теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии |
Минобрнауки России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, объединения работодателей |
ежегодно |
методический сборник |
4 |
Организация и проведение олимпиад и конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций, в том числе проведение чемпионатов в рамках международного движения Ворлдскиллс Интернешнл (WorldSkills International) |
Минобрнауки России, Минкультуры России, органы государственной власти субъектов РФ, объединения работодателей |
ежегодно |
доклад в Правительство РФ |
5 |
Развитие международного сотрудничества профессиональных образовательных организаций по обмену опытом в части совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии |
Органы государственной власти субъектов РФ, объединения работодателей, Минобрнауки России |
ежегодно |
информационно-аналитические материалы |
VII. Развитие механизмов и форм взаимодействия реального сектора экономики и образовательных организаций
| ||||
1 |
Разработка рекомендаций по вариантам будущего трудоустройства обучающихся с учетом их уровня знаний, практических навыков и психометрических характеристик |
Минобрнауки России, органы государственной власти субъектов РФ |
2017-2018 годы |
информационно-аналитические материалы |
2 |
Реализация программы "Арт-Профи-Форум", направленной на популяризацию профессий и специальностей |
Минобрнауки России, органы государственной власти субъектов РФ |
ежегодно |
информационно-аналитические материалы |
3 |
Развитие практики целевого обучения студентов с заключением соответствующих договоров с последующим трудоустройством на предприятия и в организации |
Минобрнауки России, органы государственной власти субъектов РФ, объединения работодателей |
ежегодно |
доклад в Правительство РФ |
4 |
Развитие практики создания структурных подразделений профессиональных образовательных организаций на предприятиях и в организациях, обеспечивающих совмещение теоретической подготовки практическим обучением |
Минобрнауки России, органы государственной власти субъектов РФ, объединения работодателей |
ежегодно |
методический сборник |
5 |
Проведение Всероссийского инженерного конкурса |
Минобрнауки России, государственные корпорации, объединения работодателей |
ежегодно |
информационно-аналитические материалы |
Заместитель Председателя Правительства РФ |
О. Голодец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы (утв. Правительством РФ 27 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован в журнале "Образование в документах" (ОВД), октябрь 2016 г., N 10