Environmental management systems. Requirements with guidance for use
Дата введения - 1 марта 2017 г.
Взамен ГОСТ Р ИСО 14001-2007
Предисловие
1 Подготовлен Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") на основе официального перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4, который выполнен рабочей группой в составе представителей ОАО "ВНИИС" и ООО "Интерсертифика - ТЮФ"
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 "Системы менеджмента"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 апреля 2016 г. N 285-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14001:2015 "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению" (ISO 14001:2015 "Environmental management systems - Requirements with guidance for use", IDT).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 Взамен ГОСТ Р ИСО 14001-2007
Введение
0.1 Основные положения
Достижение баланса между окружающей средой, обществом и экономикой считается необходимым условием для удовлетворения существующих потребностей без создания рисков для будущих поколений удовлетворять свои потребности. Устойчивое развитие как цель достигается за счет баланса между тремя составляющими устойчивости.
Ожидания общества в отношении устойчивого развития, прозрачности и подотчетности развивались наряду с ужесточением законодательства, растущим воздействием загрязнений на окружающую среду, неэффективным использованием ресурсов, неправильным управлением отходами, климатическими изменениями, деградацией экосистем и потерей биологического разнообразия.
Это побудило организации к применению системного подхода к экологическому менеджменту посредством внедрения систем экологического менеджмента с целью содействия экологической составляющей устойчивости.
0.2 Цель системы экологического менеджмента
Цель настоящего стандарта - предложить организациям подход для защиты окружающей среды и реагирования на изменяющиеся экологические условия в балансе с социально-экономическими потребностями. Он устанавливает требования, позволяющие организации достигать намеченных результатов, которые она установила для ее системы экологического менеджмента.
Системный подход к экологическому менеджменту может обеспечить высшее руководство информацией для достижения успеха в долгосрочной перспективе и создания возможностей для содействия устойчивому развитию посредством:
- защиты окружающей среды путем предотвращения или смягчения неблагоприятных экологических воздействий;
- смягчения потенциального неблагоприятного воздействия условий окружающей среды на организацию;
- оказания помощи в выполнении принятых обязательств;
- улучшения экологических результатов деятельности;
- управления или влияния на методы проектирования, производства, поставки, потребления и утилизации продукции и услуг организации с применением концепции жизненного цикла, что может предотвратить экологическое воздействие от случайного отклонения на каком-либо этапе цикла;
- достижения финансовых и операционных преимуществ, которые могут быть результатом внедрения экологически значимых решений, направленных на укрепление позиции организации на рынке;
- доведения до соответствующих заинтересованных сторон экологической информации.
Настоящий стандарт, как и другие национальные стандарты, не предназначен для усиления или изменения законодательных требований к организации.
0.3 Факторы успеха
Успех системы экологического менеджмента зависит от приверженности работников всех уровней и подразделений организации, возглавляемых высшим руководством. Организации могут использовать возможности для предотвращения или смягчения неблагоприятных экологических воздействий и усиления благоприятных экологических воздействий, в особенности тех которые связаны со стратегическими и конкурентными последствиями. Высшее руководство может результативно учитывать риски и возможности посредством интеграции экологического менеджмента в бизнес-процессы организации, стратегию и процесс принятия решений, согласуя их с другими приоритетами бизнеса, и посредством включения экологического управления в общую систему менеджмента. Демонстрация успешного внедрения настоящего стандарта может быть использована для того, чтобы заинтересованные стороны удостоверились в наличии у организации действующей результативной системы экологического менеджмента.
Применение настоящего стандарта, однако, не гарантирует само по себе получение оптимальных экологических результатов. Применение настоящего стандарта может отличаться от одной организации к другой в зависимости от среды организации. Две организации могут осуществлять аналогичную деятельность, но иметь разные принятые обязательства, обязательства, изложенные в экологической политике, экологические технологии и цели, и при этом обе могут соответствовать требованиям настоящего стандарта.
Степень детализации и сложности системы экологического менеджмента будет меняться в зависимости от среды организации, области применения системы экологического менеджмента, принятых ею обязательств и характера видов деятельности, продукции и услуг, включая их экологические аспекты и связанные с ними экологические воздействия.
0.4 Модель "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй"
В основу подхода, на котором базируется система экологического менеджмента, положена концепция "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" (Plan, Do, Check and Act) (PDCA). Модель PDCA представляет циклический процесс, применяемый организацией для достижения постоянного улучшения. Модель может применяться к системе экологического менеджмента и к ее отдельным элементам. Модель может быть описана следующим образом:
- Планируй (Plan): разработка экологических целей и процессов, необходимых для получения результатов, соответствующих экологической политике организации.
- Делай (Do): внедрение процессов, как запланировано.
- Проверяй (Check): проведение мониторинга и измерения процессов в отношении реализации экологической политики, включая содержащиеся в ней обязательства, экологических целей и критериев работы, а также отчетность о результатах.
- Действуй (Act): выполнение действий по постоянному улучшению.
Рисунок 1 показывает, как подход, внедренный в настоящем стандарте, может быть интегрирован в модель PDCA, которая окажет помощь новым и существующим пользователям в понимании важности системного подхода.
Рисунок 1 - Взаимосвязь между моделью PDCA и структурой настоящего стандарта
0.5 Содержание настоящего стандарта
Настоящий стандарт соответствует требованиям ИСО к стандартам на системы менеджмента. Эти требования включают структуру высокого уровня, идентичный текст, общие термины с основными определениями, разработанные в интересах пользователей, внедряющих несколько стандартов ИСО на системы менеджмента.
Настоящий стандарт не включает требования к другим системам менеджмента, таким как менеджмент качества, менеджмент безопасности труда и охраны здоровья, энергетический или финансовый менеджмент. Однако настоящий стандарт позволяет организации применять общий подход и риск-ориентированное мышление для интеграции ее системы экологического менеджмента с требованиями к другим системам менеджмента.
Настоящий стандарт содержит требования, применяемые для оценки соответствия. Организация, которая желает продемонстрировать соответствие настоящему стандарту, может сделать это посредством:
- проведения самооценки и самодекларирования или
- подтверждения ее соответствия сторонами, которые заинтересованы в организации, такими как потребители, или
- подтверждения ее самодекларирования стороной, являющейся внешней по отношению к организации, или
- сертификации/регистрации ее системы экологического менеджмента внешней организацией.
В приложении А приведена пояснительная информация для предотвращения неправильного толкования требований настоящего стандарта. В приложении B представлено широкое техническое соответствие между предыдущей и настоящей версиями данного стандарта. Руководящие указания по внедрению систем экологического менеджмента включены в стандарт ИСО 14004.
В настоящем стандарте используются следующие глагольные формы:
- "должна" указывает на требование;
- "следует" указывает на рекомендацию;
- "могло бы" указывает на разрешение;
- "может" указывает на способность или возможность.
Информация, обозначенная как "Примечание", предназначена для помощи в понимании или применении стандарта. "Примечания" раздела 3 предоставляют дополнительную информацию, которая добавляет терминологические данные и может содержать условия по использованию термина.
Термины и определения в разделе 3 располагаются в концептуальном порядке, а в конце стандарта приведен алфавитный указатель терминов.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе экологического менеджмента, которую организация может применять для улучшения экологических результатов ее деятельности. Настоящий стандарт предназначен для использования организацией, стремящейся к управлению ее ответственностью в области экологии на системной основе, внося таким образом вклад в экологическую составляющую устойчивости.
Настоящий стандарт помогает организации достигать намеченных результатов ее системы экологического менеджмента, представляющих ценность для окружающей среды, для самой организации и заинтересованных сторон. В соответствии с экологической политикой организации намеченные результаты системы экологического менеджмента включают себя:
- улучшение экологических результатов деятельности;
- выполнение принятых обязательств;
- достижение экологических целей.
Настоящий стандарт предназначен для применения любой организацией независимо от размера, вида и характера, а также применяется к тем экологическим аспектам ее деятельности, продукции и услуг, которыми она может управлять или на которые может влиять с учетом концепции жизненного цикла.
Настоящий стандарт не устанавливает конкретных критериев экологических результатов деятельности. Настоящий стандарт может применяться в целом или частично для систематического улучшения экологического менеджмента. Заявления о соответствии настоящему стандарту, как правило, не принимаются пока все требования настоящего стандарта не включены в систему экологического менеджмента организации и выполнены без исключения.
2 Нормативные ссылки
Не имеется нормативных ссылок.
3 Термины и определения
Для целей настоящего стандарта используются следующие термины и определения.
3.1 Термины, относящиеся к организации и лидерству
3.1.1 система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации (3.1.4) для разработки политик, целей (3.2.5) и процессов (3.3.5) для достижения этих целей.
Примечания
1 Система менеджмента может относиться к одному или нескольким аспектам деятельности (например, менеджмент качества, экологический менеджмент, менеджмент безопасности труда и охраны здоровья, энергоменеджмент, финансовый менеджмент).
2 Элементы системы включают в себя структуру организации, роли и ответственность, планирование и функционирование, оценку результатов деятельности и улучшение.
3 Область применения системы менеджмента может охватывать всю организацию, определенные функции организации, определенные части организации, одну или более функций в группе организаций.
3.1.2 система экологического менеджмента (environmental management system): Часть системы менеджмента (3.1.1), используемая для управления экологическими аспектами (3.2.2), выполнения принятых обязательств (3.2.9) и учитывающая риски и возможности (3.2.11).
3.1.3 экологическая политика (environmental policy): Намерения и направление организации (3.1.4) в отношении экологических результатов деятельности (3.4.11), официально сформулированные ее высшим руководством (3.1.5).
3.1.4 организация (organization): Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей (3.2.5).
Примечание - Понятие организации включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, благотворительное учреждение, а также их часть или их объединение, вне зависимости от того, являются они юридическим лицом или нет, государственными или частными.
3.1.5 высшее руководство (top management): Лицо или группа людей, осуществляющих руководство и управление организацией (3.1.4) на высшем уровне.
Примечания
1 Высшее руководство имеет право делегировать полномочия и предоставлять ресурсы в рамках организации.
2 Если область применения системы менеджмента (3.1.1) охватывает только часть организации, под высшим руководством подразумевают тех, кто осуществляет руководство и управляет этой частью организации.
3.1.6 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или организация (3.1.4), которые могут влиять на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их влиянию или воспринимать себя в качестве последних.
Примечания
1 "Воспринимать себя в качестве подверженных влиянию" означает, что это восприятие стало известно организации.
Пример - Потребители, сообщества, поставщики, регулирующие органы, негосударственные организации, инвесторы и наемные работники.
3.2 Термины, относящиеся к планированию
3.2.1 окружающая среда (environment): Окружение, в котором функционирует организация (3.1.4), включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимоотношения.
Примечания
1 Понятие "окружение" может распространяться на среду в пределах от организации до местной, региональной или глобальной системы.
2 Окружение может быть описано с точки зрения биологического разнообразия, экосистем, климата и других характеристик.
3.2.2 экологический аспект (environmental aspect): Элемент деятельности организации (3.1.4), ее продукции или услуг, который взаимодействует или может взаимодействовать с окружающей средой (3.2.1).
Примечания
1 Экологический аспект может являться причиной экологического(их) воздействия(й) (3.2.4). Значимый экологический аспект оказывает или может оказать одно или более значимое экологическое(ие) воздействие(я) на окружающую среду.
2 Значимые экологические аспекты определяются организацией с применением одного или более критериев.
3.2.3 экологическое условие (environmental condition): Состояние или характеристика окружающей среды (3.2.1) в определенный момент времени.
3.2.4 экологическое воздействие (environmental impact): Изменение в окружающей среде (3.2.1) отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющееся результатом экологических аспектов (3.2.2) организации (3.1.4).
3.2.5 цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.
Примечания
1 Цель может быть стратегической, тактической или оперативной.
2 Цели могут относиться к разным аспектам (такие, как финансовые цели, цели в области здоровья и безопасности, экологии), а также применяться на разных уровнях (например, стратегическом, организации в целом, проекта, продукции и процесса (3.3.5)).
3 Цель может быть выражена разными способами, например, в виде намеченного результата, намерения, критерия работы, экологической цели (3.2.6) или другими словами со схожими значениями (например, целевая установка, заданная величина, задача).
3.2.6 экологическая цель (environmental objective): Цель (3.2.5), установленная организацией (3.1.4) в соответствии с ее экологической политикой (3.1.3).
3.2.7 предотвращение загрязнения (prevention of pollution): Использование процессов (3.3.5), практических методов, технических решений, материалов, продукции, услуг или энергии для того, чтобы избежать, уменьшить или управлять (по отдельности или в комбинации) образованием, выбросом или сбросом любого типа загрязняющего вещества или отходов с целью уменьшения негативных экологических воздействий (3.2.4).
Примечание - Предотвращение загрязнения может включать устранение или сокращение источника (загрязнения); изменения процесса, продукции или услуг; эффективное использование ресурсов; замену используемых материалов и видов энергии; повторное использование; восстановление; вторичную переработку, утилизацию; или очистку.
3.2.8 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
Примечания
1 Слова "обычно предполагается" означают, что это общепринятая практика организации (3.1.4) и заинтересованных сторон (3.1.6), что рассматриваемые потребность или ожидание предполагаются.
2 Установленным является такое требование, которое определено, например, в документированной информации (3.3.2).
3 Требования, не являющиеся правовыми, становятся обязательными, когда организация решает соответствовать им.
3.2.9 принятое обязательство (compliance obligation) (предпочтительный термин), правовые и другие требования (допустимый термин): Правовые требования (3.2.8), которым организация (3.1.4) должна соответствовать, и другие требования, которым организация должна соответствовать или выбирает для соответствия.
Примечания
1 Принятые обязательства относятся к системе экологического менеджмента (3.1.2).
2 Принятые обязательства могут возникать из обязательных требований, таких как применимые законы и правила, или как добровольные обязательства, такие как стандарты организации и отраслевые стандарты, договорные отношения, своды практик и соглашения с общественными группами или неправительственными организациями.
3.2.10 риск (risk): Влияние неопределенности.
Примечания
1 Влияние выражается в отклонении от ожидаемого результата - позитивном или негативном.
2 Неопределенность является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его последствиях и вероятности.
3 Риск часто определяют по отношению к потенциальным "событиям" (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.5.1.3) и их "последствиям" (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.3) или к их комбинации.
4 Риск часто выражается в терминах комбинации последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и связанных с ними "вероятностей" (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.1) возникновения.
3.2.11 риски и возможности (risks and opportunities): Потенциальные неблагоприятные влияния (угрозы) и потенциальные благоприятные влияния (возможности).
3.3 Термины, относящиеся к средствам обеспечения и деятельности
3.3.1 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.
3.3.2 документированная информация (documented information): Информация, которая должна управляться и поддерживаться организацией (3.1.4), и носитель, который ее содержит.
Примечания
1 Документированная информация может быть любого формата и на любом носителе и получена из любого источника.
2 Документированная информация может относиться:
- к системе экологического менеджмента (3.1.2), включая в себя соответствующие процессы (3.3.5);
- информации, созданной для функционирования организации (может также рассматриваться как документация);
- свидетельствам достигнутых результатов (может также рассматриваться как записи).
3.3.3 жизненный цикл (life cycle): Последовательные и взаимосвязанные стадии, проходимые продукцией (или услугой), от закупки сырья или переработки природных ресурсов до конечной утилизации.
Примечание - Стадии жизненного цикла включают в себя закупку сырья, проектирование, производство, транспортирование/поставку, использование, конечную обработку и/или переработку и окончательную утилизацию.
[Источник: ИСО 14044:2006, 3.1, модифицированный - Слова "(или услуга)" были включены в определение, и было добавлено примечание].
3.3.4 передача процесса (outsource): Заключение соглашения, в соответствии с которым внешняя организация (3.1.4) выполняет часть функции или процесса (3.3.5) организации.
Примечание - Внешняя организация не входит в область применения системы менеджмента (3.1.1), хотя переданная функция или процесс подпадают под область применения системы менеджмента.
3.3.5 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.
Примечание - Процессы могут быть документированными или нет.
3.4 Термины, относящиеся к оценке результатов деятельности и улучшению
3.4.1 аудит (audit): Систематический, независимый и документируемый процесс (3.3.5) получения свидетельств аудита и их объективного оценивания для установления степени соответствия критериям аудита.
Примечания
1 Внутренний аудит проводит сама организация (3.1.4) или внешняя сторона от ее имени.
2 Аудит может быть комплексным (совмещать два или более аспекта деятельности).
3 Независимость может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за деятельность, подвергаемую аудиту, или отсутствием предвзятости и конфликта интересов.
4 "Свидетельство аудита" состоит из записей, изложений фактов или другой информации, имеющих отношение к критериям аудита и являющихся проверяемыми; а "критерий аудита" представляет собой совокупность политик, процедур или требований (3.2.8), используемых для сравнения со свидетельствами аудита, как определено в стандарте ИСО 19011:2011, 3.3 и 3.2 соответственно.
3.4.2 соответствие (conformity): Выполнение требования (3.2.8).
3.4.3 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования (3.2.8).
Примечание - Несоответствие относится к требованиям настоящего стандарта и дополнительным требованиям системы экологического менеджмента (3.1.2), которые устанавливает для себя организация (3.1.4).
3.4.4 корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения при чины несоответствия (3.4.3) и предупреждения его повторного возникновения.
Примечание - Несоответствие может иметь несколько причин.
3.4.5 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющаяся деятельность по улучшению результатов деятельности (3.4.10).
Примечания
1 Улучшение результатов деятельности относится к применению системы экологического менеджмента (3.1.2) с целью улучшения экологических результатов деятельности (3.4.11), соотносящихся с экологической политикой (3.1.3) организации (3.1.4).
2 Деятельность по улучшению не обязательно проходит одновременно или без перерыва во всех сферах.
3.4.6 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
3.4.7 показатель (indicator): Отображение в измеримом виде состояния или статуса операций, менеджмента или условий.
[Источник: ИСО 14031:2013, 3.15]
3.4.8 мониторинг (monitoring): Определение статуса системы, процесса (3.3.5) или деятельности.
Примечание - Для определения статуса может возникнуть необходимость проверить, проконтролировать или отследить.
3.4.9 измерение (measurement): Процесс (3.3.5) определения величины.
3.4.10 результаты деятельности (performance): Измеримый итог.
Примечания
1 Результаты деятельности могут относиться к количественным и качественным полученным данным.
2 Результаты деятельности могут относиться к менеджменту видов деятельности, процессам (3.3.5), продукции (включая услуги), системам или организациям (3.1.4).
3.4.11 экологические результаты деятельности (environmental performance): Результаты деятельности (3.4.10), относящиеся к менеджменту экологических аспектов (3.2.2).
Примечание - Для системы экологического менеджмента (3.1.2) результаты могут быть измерены в отношении реализации экологической политики (3.1.3) организации (3.1.4), достижения экологических целей (3.2.6) или степени соответствия другим критериям, с использованием показателей (3.4.7).
4 Среда организации
4.1 Понимание организации и ее среды
Организация должна определить внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее намерениям и влияющие на ее способность достигать намеченного(ых) результата(ов) ее системы экологического менеджмента. Такие факторы должны включать в себя экологические условия, на которые влияет организация, или которые способны повлиять на организацию.
4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
Организация должна определить:
a) заинтересованные стороны, имеющие отношение к системе экологического менеджмента;
b) соответствующие потребности и ожидания (т.е. требования) этих заинтересованных сторон;
c) какие из этих потребностей и ожиданий становятся ее принятыми обязательствами.
4.3 Определение области применения системы экологического менеджмента
Организация должна определить физические и организационные границы области системы экологического менеджмента, чтобы установить область ее применения.
При определении области применения организация должна рассматривать:
a) внешние и внутренние факторы (4.1);
b) принятые обязательства (4.2);
c) подразделения, функции. организации и ее физические границы;
d) виды деятельности, продукцию и услуги;
e) полномочия и возможность осуществлять управление и воздействие.
Как только область применения определена, все виды деятельности, продукция и услуги организации, охватываемые областью применения, должны быть включены в систему экологического менеджмента.
Область применения должна разрабатываться, актуализироваться и применяться как документированная информация и быть доступна заинтересованным сторонам.
4.4 Система экологического менеджмента
Для достижения намеченных результатов, включая улучшение экологических результатов деятельности, организация должна разработать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать систему экологического менеджмента, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Организация должна учитывать знания, полученные в соответствии с 4.1 и 4.2, при разработке и поддержании системы экологического менеджмента.
5 Лидерство
5.1 Лидерство и приверженность
Высшее руководство должно демонстрировать свое лидерство и приверженность в отношении системы экологического менеджмента посредством:
a) принятия ответственности за результативность системы экологического менеджмента;
b) обеспечения разработки экологической политики и экологических целей, которые согласуются со стратегическим направлением и условиями среды организации;
c) обеспечения интеграции требований системы экологического менеджмента в бизнес-процессы организации;
d) обеспечения доступности ресурсов, необходимых для системы экологического менеджмента;
e) распространения в организации понимания важности результативного экологического менеджмента и соответствия требованиям системы экологического менеджмента;
f) обеспечения достижения системой экологического менеджмента намеченных результатов;
g) руководства и оказания поддержки участия работников в обеспечении результативности системы экологического менеджмента;
h) поддержки постоянного улучшения;
i) поддержки других соответствующих руководителей в демонстрации ими лидерства в сфере их ответственности.
Примечание - Слово "бизнес" в настоящем стандарте следует понимать в широком смысле - как отображение видов деятельности, которые являются ключевыми для целей существования организации.
5.2 Экологическая политика
Высшее руководство должно разработать, реализовывать и поддерживать в актуальном состоянии экологическую политику, которая в рамках установленной области применения системы экологического менеджмента:
a) соответствует целям и среде организации, включая характер, масштаб и экологические воздействия ее видов деятельности, продукции и услуг;
b) создает основу для установления экологических целей;
c) включает обязательство защищать окружающую среду, включая предотвращение загрязнения и другие отдельные обязательства, относящиеся к среде организации;
Примечание - Другие отдельные обязательства по защите окружающей среды могут включать в себя рациональное использование ресурсов, смягчение последствий изменения климата и адаптацию к ним, а также защиту биологического разнообразия и экосистем.
d) включает обязательство выполнять ее принятые обязательства;
e) включает обязательство постоянно улучшать систему экологического менеджмента для улучшения экологических результатов деятельности.
Экологическая политика должна:
- разрабатываться, актуализироваться и применяться как документированная информация;
- быть доведенной до сведения работников организации;
- быть доступной для заинтересованных сторон.
5.3 Функции, ответственность и полномочия в организации
Высшее руководство должно обеспечить определение и доведение до работников в организации обязанностей, ответственности и полномочий для выполнения соответствующих функций.
Высшее руководство должно распределить обязанности, ответственность и полномочия для:
а) обеспечения соответствия системы экологического менеджмента требованиям настоящего стандарта;
б) отчетности высшему руководству о результатах функционирования системы экологического менеджмента, включая экологические результаты деятельности.
6 Планирование
6.1 Действия в отношении рисков и возможностей
6.1.1 Общие положения
Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать процессы, необходимые для выполнения требований 6.1.1 - 6.1.4.
При планировании в системе экологического менеджмента организация должна рассмотреть:
a) факторы (4.1);
b) требования (4.2);
c) область применения ее системы экологического менеджмента;
а также определить риски и возможности, относящиеся:
- к экологическим аспектам (6.1.2);
- принятым обязательствам (6.1.3);
- другим факторам и требованиям, определенным в соответствии с подразделами 4.1 и 4.2;
и подлежащие рассмотрению для:
- обеспечения уверенности в том, что система экологического менеджмента может достичь своих намеченных результатов;
- предотвращения или уменьшения нежелательного влияния, включая потенциальную возможность влияния на организацию внешних экологических условий;
- достижения постоянного улучшения.
Организация в рамках области применения системы экологического менеджмента должна определить потенциальные аварийные и другие нештатные ситуации, включая в себя те, которые могут иметь экологическое воздействие.
Организация должна разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию в отношении:
- рисков и возможностей, которые должны быть учтены;
- процессов, требуемых 6.1.1 - 6.1.4, в объеме, необходимом для обеспечения уверенности, что они выполняются так, как это запланировано.
6.1.2 Экологические аспекты
Организация в рамках определенной области применения системы экологического менеджмента должна определить экологические аспекты ее видов деятельности, продукции и услуг, которыми она может управлять и на которые она может влиять, а также связанные с ними экологические воздействия, учитывая при этом жизненный цикл.
При определении экологических аспектов организация должна учитывать:
a) изменения, включая запланированные или новые разработки, и новые или модифицированные виды деятельности, продукцию и услуги;
b) аномальные условия и обоснованно прогнозируемые аварийные и другие нештатные ситуации.
Организация должна выявлять те аспекты, которые оказывают или могут оказать значимое экологическое воздействия, т.е. значимые экологические аспекты, применяя установленные критерии.
Организация должна подходящим образом доводить до сведения различных уровней и функций информацию о значимых экологических аспектах.
Организация должна разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию в отношении:
- экологических аспектов и связанных с ними экологических воздействий;
- критериев, используемых для выявления ее значимых экологических аспектов;
- значимых экологических аспектов.
Примечание - Значимые экологические аспекты могут привести к рискам и возможностям, связанным как с неблагоприятными экологическими воздействиями (угрозами), так и с благоприятными экологическими воздействиями (возможностями).
6.1.3 Принятые обязательства
Организация должна:
a) определять и иметь доступ к принимаемым обязательствам, относящимся к ее экологическим аспектам;
b) определять каким образом эти принятые обязательства следует применять в организации;
c) учитывать эти принятые обязательства при разработке, внедрении, поддержании и постоянном улучшении ее системы экологического менеджмента.
Организация должна разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию в отношении ее принятых обязательств.
Примечание - Принятые обязательства могут приводить к рискам и возможностям для организации.
6.1.4 Планирование действий
Организация должна планировать:
a) выполнение действий в отношении:
1) значимых экологических аспектов;
2) принятых обязательств;
3) рисков и возможностей (6.1.1);
b) то, каким образом:
1) интегрировать и внедрить эти действия в процессы системы экологического менеджмента (6.2, разделы 7 - 8 и 9.1) или другие бизнес-процессы;
2) оценивать результативность этих действий (9.1).
При планировании этих действий организация должна учитывать ее технологические возможности, а также финансовые и функциональные требования, требования бизнеса.
6.2 Экологические цели и планирование их достижения
6.2.1 Экологические цели
Организация должна установить экологические цели для соответствующих функций и уровней организации, учитывая при этом значимые экологические аспекты и связанные с ними принятые обязательства, а также рассматривать свои риски и возможности.
Экологические цели должны:
a) быть согласованными с экологической политикой;
b) быть измеримыми (если это осуществимо на практике);
c) подлежать мониторингу;
d) быть доведенными до работников;
e) актуализироваться подходящим образом.
Организация должна разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию в отношении экологических целей.
6.2.2 Планирование действий по достижению экологических целей
При планировании действий по достижению экологических целей организация должна определить:
a) что должно быть сделано;
b) какие потребуются ресурсы;
c) кто будет нести ответственность;
d) когда эти действия будут завершены;
e) каким образом будут оцениваться результаты, включая показатели для мониторинга прогресса в достижении ее измеримых экологических целей (9.1.1).
Организация должна рассмотреть, как действия по достижению экологических целей могут быть интегрированы в бизнес-процессы организации.
7 Средства обеспечения
7.1 Ресурсы
Организация должна определить и обеспечить наличие ресурсов, необходимых для разработки, внедрения, поддержания и постоянного улучшения системы экологического менеджмента.
7.2 Компетентность
Организация должна:
a) определять необходимую компетентность лиц(а), выполняющих(его) работу под ее управлением, которая оказывает влияние на экологические результаты деятельности и способность выполнять принятые обязательства;
b) обеспечивать компетентность этих лиц на основе соответствующего образования, подготовки и/или опыта;
c) определять потребности в подготовке, связанные с ее экологическими аспектами и системой экологического менеджмента;
d) там, где это применимо, предпринимать действия, направленные на получение требуемой компетентности, и оценивать результативность предпринятых действий.
Примечание - Применимые действия могут включать в себя, например, проведение подготовки, наставничество или перераспределение обязанностей среди имеющихся работников; или же наем лиц, обладающих требуемым уровнем компетентности.
Организация должна регистрировать и сохранять соответствующую документированную информацию как свидетельство компетентности.
7.3 Осведомленность
Организация должна обеспечить, чтобы лица, выполняющие работу под управлением организации, были осведомлены:
a) об экологической политике;
b) значимых экологических аспектах и имеющих к ним отношение фактических и потенциальных экологических воздействиях, связанных с их работой;
c) о своем вкладе в результативность системы экологического менеджмента, включая пользу от улучшенных экологических результатов деятельности;
d) последствиях несоответствия требованиям системы экологического менеджмента, включая невыполнение принятых обязательств организации.
7.4 Обмен информацией
7.4.1 Общие положения
Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать процессы, необходимые для внутреннего и внешнего обмена информацией, относящиеся к системе экологического менеджмента, включая в себя:
a) какая информация будет передаваться;
b) когда будет передаваться информация;
c) кому будет передаваться информация;
d) каким образом она будет передаваться.
При разработке процесса(ов) обмена информацией организация должна:
- учитывать принятые ею обязательства;
- убедиться, что передаваемая экологическая информация согласуется с информацией, получаемой в рамках системы экологического менеджмента, и является достоверной.
Организация должна реагировать на соответствующую информацию о ее системе экологического менеджмента.
Организация должна подходящим для себя способом регистрировать и сохранять документированную информацию как свидетельство обмена информацией.
7.4.2 Внутренний обмен информацией
Организация должна:
a) подходящим для себя способом осуществлять внутренний обмен информацией, относящейся к системе экологического менеджмента, между различными уровнями и функциями организации, включая информацию об изменениях в системе экологического менеджмента;
b) обеспечивать, чтобы процесс(ы) обмена информацией позволял(и) лицам, выполняющим работу под управлением организации, вносить вклад в постоянное улучшение.
7.4.3 Внешний обмен информацией
Организация должна осуществлять внешний обмен информацией, относящейся к системе экологического менеджмента, как это определено процессом(ами) обмена информацией организации и как это требуется ее принятыми обязательствами.
7.5 Документированная информация
7.5.1 Общие положения
Система экологического менеджмента организации должна включать в себя:
a) документированную информацию, требуемую настоящим стандартом;
b) документированную информацию, определенную организацией как необходимую для обеспечения результативности системы экологического менеджмента.
Примечание - Объем документированной информации системы экологического менеджмента одной организации может отличаться от другой в зависимости от:
- размера организации и вида ее деятельности, процессов, продукции и услуг;
- необходимости продемонстрировать выполнение ее принятых обязательств;
- сложности процессов и их взаимодействия;
- компетентности персонала, выполняющего работу под управлением организации.
7.5.2 Создание и актуализация
При создании и актуализации документированной информации организация должна соответствующим образом обеспечить:
a) идентификацию и описание (например, название, дата, автор, ссылочный номер);
b) формат (например, язык, версия программного обеспечения, графические средства) и носитель (например, бумажный или электронный);
c) анализ и одобрение с точки зрения пригодности и адекватности.
7.5.3 Управление документированной информацией
Документированная информация, требуемая системой экологического менеджмента и настоящим стандартом, должна находиться под управлением в целях обеспечения:
a) ее доступности и пригодности, где и когда она необходима;
b) ее достаточной защиты (например, от несоблюдения конфиденциальности, от ненадлежащего использования или потери целостности).
Для управления документированной информацией организация должна предусматривать следующие действия в той степени, насколько это применимо:
- распределение, обеспечение ее доступности и поиска, а также использование;
- хранение и защиту, включая сохранение разборчивости;
- управление изменениями (например, управление версиями);
- соблюдение сроков хранения и порядка уничтожения.
Документированная информация внешнего происхождения, определенная организацией как необходимая для планирования и функционирования системы экологического менеджмента, должна быть соответствующим образом идентифицирована и находиться под управлением.
Примечание - Доступ подразумевает разрешение только просмотра документированной информации или разрешение просмотра с полномочиями по внесению изменений в документированную информацию.
8 Деятельность
8.1 Планирование и управление деятельностью
Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать процессы, необходимые для выполнения требований системы экологического менеджмента и для выполнения действий, определенных в 6.1 и 6.2, и осуществлять управление этими процессами посредством:
- установления рабочих критериев для процесса(ов);
- управления процессом(ами) в соответствии с рабочими критериями.
Примечание - Средства управления могут включать в себя технические средства управления и процедуры. Средства управления могут быть реализованы в иерархической последовательности (например, отмена, замена, управление) и могут быть применены отдельно или в комбинации.
Организация должна управлять запланированными изменениями и анализировать последствия непредусмотренных изменений, предпринимая, при необходимости, меры по смягчению любых негативных воздействий.
Организация должна обеспечивать, чтобы процесс(ы), переданный(ые) внешним организациям, находились под управлением или влиянием. Тип и степень управления или влияния, применяемые к этим процессам, должны быть определены в рамках системы экологического менеджмента.
В соответствии с концепцией жизненного цикла организация должна:
a) в подходящем виде устанавливать средства управления для обеспечения того, что ее экологическое(ие) требование(я) учтено(ы) в процессе проектирования и разработки продукции или услуги, и рассмотрена каждая стадия их жизненного цикла;
b) подходящим способом определять экологическое(ие) требование(я) к закупкам продукции и услуг;
c) доводить до сведения внешних поставщиков, включая подрядчиков, соответствующее(ие) экологическое(ие) требование(я);
d) рассматривать потребность в предоставлении информации о потенциальных значимых экологических воздействиях, связанных с транспортировкой или поставкой, использованием, конечной обработкой и окончательной утилизацией ее продукции или услуг.
Организация должна разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию в объеме, необходимом для обеспечения уверенности, что процессы выполняются так, как это запланировано.
8.2 Готовность к аварийным и другим нештатным ситуациям и ответные действия
Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать процессы, необходимые для подготовки и реагирования на потенциальные аварийные и другие нештатные ситуации (6.1.1). Организация должна:
a) подготавливаться к реагированию посредством планирования действий по предотвращению или смягчению негативных экологических воздействий от аварийных и других нештатных ситуаций;
b) реагировать на возникающие аварийные и другие нештатные ситуации;
c) предпринимать действия для предотвращения или смягчения экологических последствий аварийных и других нештатных ситуаций, соответствующих масштабам ситуации и потенциальному экологическому воздействию;
d) периодически тестировать запланированные ответные действия, где это возможно;
e) периодически анализировать и пересматривать процесс(ы) и запланированные ответные действия, в особенности после имевших место аварийных и других нештатных ситуаций или проведенных тестирований;
f) предоставлять подходящим способом соответствующие информацию и обучение, относящиеся к готовности к аварийным и другим нештатным ситуациям и ответным действиям, соответствующим за интересованным сторонам, включая лиц, работающих под управлением организации.
Организация должна разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию в объеме, необходимом для обеспечения уверенности в том, что процессы выполняются в соответствии с тем, как это было запланировано.
9 Оценка результатов деятельности
9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка
9.1.1 Общие положения
Организация должна осуществлять мониторинг, измерять, анализировать и оценивать ее экологические результаты деятельности.
Организация должна определить:
a) что должно подлежать мониторингу и измерениям;
b) методы мониторинга, измерения, анализа и оценки, насколько это применимо, необходимые для обеспечения признания их результатов;
c) критерии, на соответствие которым организация будет оценивать экологические результаты деятельности, и соответствующие показатели;
d) когда должны проводиться мониторинг и измерения;
e) когда результаты мониторинга и измерений должны быть проанализированы и оценены.
Организация должна обеспечивать, чтобы в той мере, насколько это подходит для мониторинга и измерения, использовалось калиброванное или поверенное оборудование и проводилось его техническое обслуживание.
Организация должна оценивать экологические результаты деятельности и результативность системы экологического менеджмента.
Организация должна сообщать информацию о своих экологических результатах деятельности внутри организации и вовне, как это определено процессом(ами) обмена информацией и как того требуют принятые обязательства.
Организация должна регистрировать и сохранять соответствующую документированную информацию как свидетельство результатов проведения мониторинга, измерения, анализа и оценки.
9.1.2 Оценка соответствия
Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать процессы, необходимые для оценки выполнения принятых ею обязательств.
Организация должна:
a) определять периодичность, с которой будет проводиться оценка соответствия;
b) оценивать соответствие и предпринимать действия, при необходимости;
c) поддерживать знание и понимание ее статуса соответствия.
Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию как свидетельство соответствия результата(ов) оценивания.
9.2 Внутренний аудит
9.2.1 Общие положения
Организация должна проводить внутренние аудиты через запланированные интервалы времени для получения информации, что система экологического менеджмента:
a) соответствует:
1) собственным требованиям организации к ее системе экологического менеджмента;
2) требованиям настоящего стандарта;
b) результативно внедрена и функционирует.
9.2.2 Программа внутреннего аудита
Организация должна разрабатывать, реализовывать и поддерживать в актуальном состоянии программу(мы) аудитов, включая периодичность и методы проведения аудитов, а также ответственность, планируемые для проверки требования и предоставление отчетности.
При разработке программы аудитов организация должна учитывать экологическую важность проверяемых процессов, изменения, оказывающие влияние на организацию, и результаты предыдущих аудитов.
Организация должна:
a) определять критерии аудита и область проверки для каждого аудита;
b) отбирать аудиторов и проводить аудиты так, чтобы обеспечивалась объективность и беспристрастность процесса аудита;
c) обеспечивать передачу информации о результатах аудитов соответствующим руководителям.
Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию как свидетельство реализации программы аудитов и полученных результатов аудитов.
9.3 Анализ со стороны руководства
Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы времени систему экологического менеджмента организации в целях обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности.
Анализ со стороны руководства должен включать в себя рассмотрение:
a) статуса действий по результатам предыдущих анализов со стороны руководства;
b) изменений:
1) во внешних и внутренних факторах, касающихся системы экологического менеджмента;
2) в потребностях и ожиданиях заинтересованных сторон, включая принятые обязательства;
3) в ее значимых экологических аспектах;
4) в рисках и возможностях;
c) степени достижения экологических целей;
d) информации об экологических результатах деятельности организации, включая тенденции, относящиеся к:
1) несоответствиям и корректирующим действиям;
2) результатам мониторинга и измерений;
3) выполнению принятых обязательств;
4) результатам аудитов;
e) достаточности ресурсов;
f) информации от внешних заинтересованных сторонам, включая претензии;
g) возможностей для постоянного улучшения;
Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать в себя:
- заключения о постоянной пригодности, адекватности и результативности системы экологического менеджмента;
- решения, относящиеся к возможностям для постоянного улучшения;
- решения, относящиеся к потребностям в любых необходимых изменениях системы экологического менеджмента, включая ресурсы;
- действия, если необходимо, когда экологические цели не были достигнуты;
- возможности улучшать интеграцию системы экологического менеджмента с другими бизнес-процессами, если необходимо;
- любые выводы для стратегического направления развития организации.
Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию как свидетельство результатов анализов со стороны руководства.
10 Улучшение
10.1 Общие положения
Организация должна определять возможности для улучшения (9.1, 9.2 и 9.3) и осуществлять необходимые действия для достижения намеченных результатов ее системы экологического менеджмента.
10.2 Несоответствия и корректирующие действия
При появлении несоответствий организация должна:
a) реагировать на данное несоответствие и, насколько применимо:
1) предпринимать действия по управлению и коррекции выявленного несоответствия;
2) предпринимать действия в отношении последствий данного несоответствия, включая смягчение негативных экологических воздействий;
b) оценивать необходимость действий по устранению причин данного несоответствия с тем, что бы избежать его повторного появления или появления в другом месте посредством:
1) анализа несоответствия;
2) определения причин, вызвавших появление несоответствия;
3) определения наличия аналогичного несоответствия или возможности его возникновения где-либо еще;
c) выполнение всех необходимых действий;
d) проанализировать результативность каждого предпринятого корректирующего действия;
e) вносить, при необходимости, изменения в систему экологического менеджмента. Корректирующие действия должны соответствовать значимости последствий выявленных несоответствий, включая экологическое(ие) воздействие(я).
Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию как свидетельство:
- характера выявленных несоответствий и последующих предпринятых действий;
- результатов всех корректирующих действий.
10.3 Постоянное улучшение
Организация должна постоянно улучшать пригодность, адекватность и результативность системы экологического менеджмента для улучшения экологических результатов деятельности.
Библиография
Алфавитный указатель терминов на русском языке
аудит 3.4.1
высшее руководство 3.1.5
документированная информация 3.3.2
жизненный цикл 3.3.3
заинтересованная сторона 3.1.6
законодательные и другие требования (допустимый термин для принятых обязательств) 3.2.9
измерение 3.4.9
компетентность 3.3.1
корректирующее действие 3.4.4
мониторинг 3.4.8
несоответствие 3.4.3
окружающая среда 3.2.1
организация 3.1.4
передача процесса 3.3.4
показатель 3.4.7
постоянное улучшение 3.4.5
предотвращение загрязнения 3.2.7
принятое обязательство 3.2.9
процесс 3.3.5
результативность 3.4.6
результаты деятельности 3.4.10
риск 3.2.10
риски и возможности 3.2.11
система менеджмента 3.1.1
система экологического менеджмента 3.1.2
соответствие 3.4.2
требование 3.2.8
цель 3.2.5
экологическая цель 3.2.6
экологическая политика 3.1.3
экологические результаты деятельности 3.4.11
экологический аспект 3.2.2
экологическое воздействие 3.2.4
экологическое условие 3.2.3
Алфавитный указатель терминов на английском языке
audit 3.4.1
competence 3.3.1
compliance obligations 3.2.9
conformity 3.4.2
continual improvement 3.4.5
corrective action 3.4.4
documented information 3.3.2
effectiveness 3.4.6
environment 3.2.1
environmental aspect 3.2.2
environmental condition 3.2.3
environmental impact 3.2.4
environmental management system 3.1.2
environmental objective 3.2.6
environmental performance 3.4.11
environmental policy 3.1.3
indicator 3.4.7
interested party 3.1.6
legal requirements and other requirements (admitted term for compliance obligations) 3.2.9
life cycle 3.3.3
management system 3.1.1
measurement 3.4.9
monitoring 3.4.8
nonconformity 3.4.3
objective 3.2.5
organization 3.1.4
outsource (verb) 3.3.4
performance 3.4.10
prevention of pollution 3.2.7
process 3.3.5
requirement 3.2.8
risk 3.2.10
risks and opportunities 3.2.11
top management 3.1.5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14001-2016 "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 апреля 2016 г. N 285-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2016 г.
Дата введения - 1 марта 2017 г.