Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Руководство по применению настоящего стандарта
А.1 Общие положения
Пояснительная информация, приведенная в данном приложении, предназначена для того, чтобы предотвратить неправильную интерпретацию требований, содержащихся в настоящем стандарте. Хотя эта информация относится к этим требованиям и согласована с ними, она не предназначена для добавления, исключения или какой-либо модификации этих требований.
Требования в настоящем стандарте необходимо рассматривать с системной или комплексной точки зрения. Пользователь не должен воспринимать конкретное предложение или раздел настоящего стандарта в отрыве от других разделов стандарта. Существует взаимосвязь между требованиями в одних разделах с требованиями в других разделах. Например, организации необходимо понимать взаимосвязь между обязательствами ее экологической политики и требованиями, которые установлены в других разделах.
Менеджмент изменений играет важную роль в поддержании системы экологического менеджмента, обеспечивая уверенность в том, что организация может достигать намеченных результатов системы экологического менеджмента на постоянной основе. Менеджмент изменений рассматривается в различных требованиях настоящего стандарта, включая:
- поддержание системы экологического менеджмента (4.4);
- экологические аспекты (6.1.2);
- внутренний обмен информацией (7.4.2);
- деятельность (8.1);
- программу внутреннего аудита (9.2.2);
- анализ со стороны руководства (9.3).
Организация должна учитывать, как часть менеджмента изменений, запланированные и незапланированные изменения для обеспечения того, чтобы нежелательные последствия этих изменений не оказывали негативного воздействия на намеченные результаты системы экологического менеджмента. Примеры изменений включают:
- запланированные изменения продукции, процессов, деятельности, оборудования или зданий, сооружений, инженерных сетей;
- изменения в кадровом составе или у внешних поставщиков, включая подрядчиков;
- новую информацию в отношении экологических аспектов, экологических воздействий и связанных с ними технологий;
- изменения в принятых обязательствах.
А.2 Пояснение структуры и терминологии
Структура разделов и некоторые термины настоящего стандарта были изменены для улучшения взаимосвязи с другими стандартами на системы менеджмента. Однако в настоящем стандарте отсутствует требование, чтобы его структура разделов и терминология применялись организацией в документации системы экологического менеджмента. Отсутствует требование в отношении замены терминов, применяемых организацией, на термины, используемые в настоящем стандарте. Организации могут выбирать для применения термины, походящие к их деятельности, например, "записи", "документация" или "протоколы", а не "документированная информация".
А.3 Пояснение основных понятий
В дополнение к терминам и определениям, приведенным в разделе 3, ниже приведены пояснения отдельных понятий для предотвращения их неправильного понимания.
- В настоящем стандарте использование слова "любой" подразумевает отбор или выбор.
- Слова "подходящий" и "применимый" не являются взаимозаменяемыми. Слово "подходящий" означает годный (для, к) и подразумевает некоторую степень свободы в употреблении, в то время как слово "применимый" означает уместный или осуществимый для применения и подразумевает, что если что-то может быть сделано, это необходимо сделать.
- Слово "рассматривать" означает, что есть необходимость обдумать тему, но тема может быть исключена; тогда как "учитывать" означает, что есть необходимость обдумать тему, но тема не может быть исключена.
- Слово "постоянный" указывает на продолжительность того, что происходит в течение определенного периода времени, но с интервалами на перерывы (в отличие от "непрерывного", который указывает продолжительность без перерыва). Поэтому "постоянный" является подходящим словом для использования в контексте улучшения.
- В настоящем стандарте слово "влияние" используется для описания результата изменения для организации. Словосочетание "экологическое воздействие" относится именно к результату изменения в окружающей среде.
- Слово "обеспечить" означает, что ответственность может быть делегирована, но не означает подотчетность.
- В настоящем стандарте используется термин "заинтересованная сторона"; термин "стейкхолдер" является синонимом, так как представляет собой то же понятие.
В настоящем стандарте используется новая терминология. Ниже приведены краткие пояснения для помощи новым пользователям и тем, кто уже применял предыдущие версии настоящего стандарта.
- Словосочетание "принятые обязательства" заменяет фразу "законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять", используемую в предыдущей версии настоящего стандарта. Значение новой фразы не отличается от фразы предыдущей версии.
- "Документированная информация" заменяет существительные "документация", "документы" и "записи", употребляемые в предыдущих версиях настоящего стандарта. Чтобы разграничить значение обобщенного термина "документированная информация", в настоящем стандарте теперь применяется фраза "регистрировать и сохранять документированную информацию как свидетельство..." для обозначения записей и "разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию" для обозначения документации, отличной от записей. Фраза "как свидетельство..." не является требованием о правовой необходимости доказательств; смысл фразы только в том, чтобы указать на необходимость регистрации и сохранения объективного свидетельства.
- Словосочетание "внешний поставщик" подразумевает внешнего провайдера организации (включая подрядчика), который предоставляет продукцию или услугу.
- Переход от "идентифицировать" к "определять" предназначен для гармонизации со стандартизированной терминологией на системы менеджмента. Термин "определять" подразумевает процесс познания, результатом которого являются знания. Смысл не отличается от предыдущих версий стандарта.
- Словосочетание "намеченный результат" - это то, что организация намеревается достичь посредством внедрения ее системы экологического менеджмента. Минимум намеченных результатов включает улучшение экологических результатов деятельности, выполнение принятых обязательств и достижение экологических целей. Организации могут устанавливать дополнительные намеченные результаты для их систем экологического менеджмента. Например, в соответствии с обязательством защищать окружающую среду организация может установить как намеченный результат работу по направлению устойчивого развития.
- Фраза "лицо(а), выполняющее(ие) работу под ее управлением", включает лиц, работающих на организацию , и тех, кто работает в ее интересах, за которых организация несет ответственность (например, подрядчики). Это словосочетание заменяет фразу "люди, работающие для нее или по ее поручению" и фразу "лица, работающие для организации или по ее поручению", употребляемые в предыдущей версии настоящего стандарта. Значение этой новой фразы не отличается от тех, что были в предыдущей версии.
- Понятие "задача", употребляемое в предыдущей версии настоящего стандарта, заключено теперь в термине "экологическая цель".
А.4 Среда организации
А.4.1 Понимание организации и ее среды
Целью подраздела 4.1 является представление высокоуровневого концептуального понимания важности факторов, которые могут оказывать влияние, положительное или отрицательное, на способ, которым организация осуществляет менеджмент собственной экологической ответственности. Эти факторы являются важными темами для организации, проблемами для дискуссий и обсуждения или изменяющимися обстоятельствами, которые оказывают влияние на способность организации достигать намеченных результатов, установленных для системы экологического менеджмента.
Примеры внутренних и внешних факторов, которые могут быть отнесены к среде организации, включают в себя:
a) экологические условия, такие как климат, качество воздуха и воды, землепользование, имеющиеся загрязнения, наличие природных ресурсов, биологическое разнообразие, которые могут оказывать влияние на цель организации или быть подверженными влиянию экологических аспектов организации;
b) внешние культурные, социальные, политические, правовые, нормативные, финансовые, технологические, экономические, природные и конкурентные обстоятельства, будь то на международном, национальном, региональном или местном уровне;
c) внутренние характеристики или условия организации, такие как виды деятельности, продукция и услуги, стратегическое направление, культура и возможности (т.е. люди, знания, процессы, системы).
Понимание среды организации используется для разработки, внедрения, поддержания и постоянного улучшения ее системы экологического менеджмента (4.4). Внутренние и внешние факторы, определенные в соответствии с 4.1, могут привести к возникновению рисков или возможностей для организации или для системы экологического менеджмента (6.1.1 - 6.1.3). Организация определяет те факторы, которые требуют своего рассмотрения и в отношении которых необходимо осуществлять менеджмент (6.1.4, 6.2, раздел 7, раздел 8 и 9.1).
А.4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
Ожидается, что организация получит общее (то есть высокоуровневое, не детализированное) понимание выраженных потребностей и ожиданий тех внутренних и внешних заинтересованных сторон, которые были определены организацией как соответствующие. Организация рассматривает полученные знания при определении потребностей или ожиданий, которым она должна или выбирает соответствовать, то есть ее принятых обязательств (6.1.1).
В случае, когда заинтересованная сторона воспринимает себя как подверженную влиянию решений или действий организации, касающихся экологических результатов деятельности, организация рассматривает соответствующие потребности и ожидания, которые были известны или сообщены организации заинтересованной стороной.
Требования заинтересованных сторон не обязательно являются требованиями организации. Некоторые требования заинтересованных сторон отражают потребности и ожидания, которые являются обязательными, потому что были включены в законы, постановления, разрешения и лицензии правительственным решением или даже постановлением суда. Организация может добровольно принимать решения о том, согласиться или принять другие требования заинтересованных сторон (например, вступая в договорные отношения или подписываясь под добровольной инициативой). Такие требования, будучи принятыми организацией, становятся требованиями организации (то есть принятыми обязательствами) и должны быть учтены при планировании системы экологического менеджмента (4.4). Более подробный анализ принятых обязательств представлен в 6.1.3.
А.4.3 Определение области применения системы экологического менеджмента
Область применения системы экологического менеджмента предназначена для уточнения физических и организационных границ применения системы экологического менеджмента, особенно если организация является частью более крупной организации. Организация обладает свободой и гибкостью в определении этих границ. Организация может выбирать внедрять ли настоящий стандарт во всей организации или только в определенной(ых) части(ей) организации, если высшее руководство этой (этих) части(ей) организации имеет полномочия для создания системы экологического менеджмента.
При определении области применения доверие к системе экологического менеджмента зависит от выбора организационных границ. Организация учитывает степень управления или влияния по отношению к видам деятельности, продукции и услугам с учетом концепции жизненного цикла. Определение области применения не должно быть использовано для исключения видов деятельности, продукции, услуг или объектов, которые имеют или могут иметь значимые экологические аспекты, или в целях уклонения от выполнения принятых обязательств. Область применения - это фактическое и представительное заявление о видах деятельности организации, включенных в границы ее системы экологического менеджмента, которое не должно вводить в заблуждение заинтересованные стороны.
После того как организация заявляет о соответствии настоящему стандарту, применяется требование о доступности заявленной области применения для заинтересованных сторон.
А.4.4 Система экологического менеджмента
Организация устанавливает полномочия и подотчетность, чтобы определить, как обеспечить выполнение требований настоящего стандарта, включая уровень детализации и границы, в соответствии с которыми организация:
a) устанавливает один или более процессов для создания уверенности, что он(они) управляется(ются), выполняется(ются) как запланировано и достигает(ют) желаемых результатов;
b) интегрирует требования системы экологического менеджмента в свои различные бизнес процессы, такие как проектирование и разработка, закупки, человеческие ресурсы, продажи и маркетинг;
c) учитывает факторы, связанные со средой организации (4.1) и требованиями заинтересованных сторон (4.2), в своей системе экологического менеджмента.
Если настоящий стандарт внедряется для отдельной(ых) части(ей) организации, то политики, процессы и документированная информация, разработанные другими частями организации, могут использоваться для выполнения требований настоящего стандарта при условии, что они применимы для этой(этих) отдельной части(ей).
Для информации по поддержанию системы экологического менеджмента как части менеджмента изменений (А.1.)
А.5 Лидерство
А.5.1 Лидерство и приверженность
Высшее руководство проявляет лидерство и приверженность в рамках обязанностей, относящихся к системе экологического менеджмента, выполнением которых оно руководит или в выполнение которых вовлечено лично. Высшее руководство может делегировать обязанности по выполнению этих действий другим лицам, но оно сохраняет за собой ответственность за их выполнение.
А.5.2 Экологическая политика
Экологическая политика - это совокупность принципов, сформулированных как обязательства, в которых высшее руководство выражает намерения организации поддерживать и улучшать экологические результаты ее деятельности. Экологическая политика позволяет организации установить экологические цели (6.2), предпринимать действия для достижения намеченных результатов системы экологического менеджмента и достижения постоянного улучшения (раздел 10).
Три основных обязательства экологической политики сформулированы в настоящем стандарте:
a) защищать окружающую среду;
b) выполнять принятые организацией обязательства;
c) постоянно совершенствовать систему экологического менеджмента для улучшения экологических результатов деятельности.
Эти обязательства отражаются в процессах, устанавливаемых организацией, чтобы учесть конкретные требования настоящего стандарта и обеспечить устойчивость и надежность системы экологического менеджмента, а также доверие к ней.
Обязательство защищать окружающую среду предполагает не только предупреждение неблагоприятных экологических воздействий посредством предотвращения загрязнения, но и защиту естественной среды от вреда и разрушения, связанных с деятельностью организации, ее продукцией и услугами. Конкретное(ые) обязательство(а) организации, должно(ы) соответствовать среде организации, включая местные и региональные условия окружающей среды. Обязательства могут относиться, например, к качеству воды, утилизации отходов, качеству воздуха, а также могут включать в себя обязательства, относящиеся к смягчению последствий изменения климата и адаптации, защите биоразнообразия и экосистем и рекультивации.
В то время как все обязательства являются важными, некоторые заинтересованные стороны особенно волнует обязательство организации выполнять принятые обязательства, в особенности применимые правовые требования. Настоящий стандарт определяет ряд взаимосвязанных требований, вытекающих из этого обязательства. Это включает необходимость:
a) определять принятые обязательства;
b) убедиться в том, что деятельность выполняется в соответствии с этими принятыми обязательствами;
c) оценивать степень выполнения этих принятых обязательств;
d) устранять несоответствия.
А.5.3 Функции, ответственность и полномочия в организации
Лицам, вовлеченным в систему экологического менеджмента организации, следует иметь ясное понимание их функций, ответственности и полномочий в целях соответствия требованиям настоящего стандарта и для достижения намеченных результатов.
Конкретные функции и ответственность, определенные в соответствии с 5.3, могут быть переданы отдельному лицу, иногда называемому "представитель руководства", разделены между несколькими лицами или переданы члену высшего руководства.
А.6 Планирование
А.6.1 Действия в отношении рисков и возможностей
А.6.1.1 Общие положения
Общей целью процесса(ов), указанного(ых) в 6.1.1, является обеспечение уверенности в том, что организация может достигать намеченных результатов ее системы экологического менеджмента, предотвращать или снижать нежелательные воздействия, и достигать постоянного улучшения. Организация может обеспечить это путем определения рисков и возможностей, которые должны быть рассмотрены, и планированием соответствующих действий. Эти риски и возможности могут относиться к экологическим аспектам, принятым обязательствам, другим факторам или другим потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон.
Экологические аспекты (6.1.2) могут создавать риски и возможности, связанные с неблагоприятными экологическими воздействиями, благоприятными экологическими воздействиями или с другим влиянием на организацию. Риски и возможности, относящиеся к экологическим аспектам, могут быть определены как в ходе оценки значимости этих аспектов, так и отдельно.
Принятые обязательства (6.1.3) могут создавать риски и возможности, такие как невыполнение этих обязательств (которое сможет навредить репутации организации или привести к судебному иску) или их перевыполнение (что может улучшить репутацию организации).
У организации могут также быть риски и возможности, относящиеся к другим факторам, включая экологические условия или потребности и ожидания заинтересованных сторон, которые могут повлиять на способность организации достигать намеченных результатов ее системы экологического менеджмента, например:
a) экологические утечки из-за барьеров грамотности или языка между работниками, которые не могут понять местные рабочие процедуры;
b) затопления вследствие климатических изменений, которые могут повлиять на недвижимость организации;
c) отсутствие доступных ресурсов для поддержания результативной системы экологического менеджмента из-за экономических ограничений;
d) внедрение новых технологий, финансируемых государственными субсидиями, которые могли бы улучшить качество воздуха;
e) нехватка воды в периоды засухи, что может повлиять на способность организации управлять ее оборудованием контроля выбросов.
Аварийные и другие нештатные ситуации - это незапланированные или неожиданные события, в которых необходимо экстренное применение особых компетентностей, ресурсов или процессов для предотвращения либо смягчения их фактических или потенциальных последствий. Аварийные и другие нештатные ситуации могут привести к неблагоприятным экологическим воздействиям или другим влияниям на организацию. При определении потенциальных аварийных и других нештатных ситуаций (например, пожар, утечка химикатов, суровые погодные условия) организации следует рассмотреть:
- характер опасностей на объекте (например, огнеопасные жидкости, резервуары для хранения, сжатые газы);
- наиболее вероятный тип и масштаб аварийной и другой нештатной ситуации;
- возможность возникновения аварийной и другой нештатной ситуации на соседнем объекте (например, фабрика, дорога, железная дорога).
Хотя риски и возможности необходимо определить и рассмотреть, нет требования по осуществлению формализованного менеджмента рисков или документированного процесса менеджмента риска. Организация сама выбирает метод, который она будет применять для определения ее рисков и возможностей. Метод может включать в себя простую качественную или полную количественную оценку в зависимости от среды, в которой организация функционирует.
Идентифицированные риски и возможности (6.1.1 - 6.1.3) являются входами для планирования действий (6.1.4) и для установления экологических целей (6.2).
А.6.1.2 Экологические аспекты
Организация определяет свои экологические аспекты и связанные с ними экологические воздействия, а также определяет те аспекты, которые являются значимыми и, следовательно, должны быть рассмотрены в системе экологического менеджмента.
Изменения окружающей среды, неблагоприятные или благоприятные, которые являются в целом или частично последствиями экологических аспектов, называются экологическими воздействиями. Экологическое воздействие может происходить в локальном, региональном и глобальном масштабе, а также может быть прямым, косвенным или накопительным по своему характеру. Связь между экологическими аспектами и экологическими воздействиями является причинно-следственной.
При определении экологических аспектов организация рассматривает концепцию жизненного цикла. Это не требует детальной оценки жизненного цикла; достаточно тщательно продумать стадии жизненного цикла, находящиеся под управлением или влиянием организации. Типичные стадии жизненного цикла продукции (или услуги) включают приобретение сырья, проектирование, производство, транспортирование/поставку, применение, переработку и утилизацию. Применимые стадии жизненного цикла будут меняться в зависимости от деятельности, продукции или услуг.
Организации необходимо определить экологические аспекты в рамках области применения ее системы экологического менеджмента с учетом входов и выходов (намеренных и непреднамеренных), связанных с текущими и прошлыми видами деятельности, продукцией и услугами, запланированными или новыми разработками, а также новыми или измененными видами деятельности, продукцией и услугами. Применяемый метод должен включать рассмотрение нормальных и ненормальных условий функционирования, условий остановки и запуска, а также предсказуемых аварийных и других нештатных ситуаций, определенных в 6.1.1. Следует уделить также ранее возникавшим аварийным и другим нештатным ситуациям. Для дополнительной информации по экологическим аспектам в рамках менеджмента изменений (А.1).
Организация не обязана рассматривать каждый продукт, компонент или материал в отдельности для определения и оценки их экологических аспектов; она может группировать или выбрать категории по видам деятельности, продукции и услугам, если они обладают общими характеристиками.
При определении своих экологических аспектов организация может рассмотреть:
a) выбросы в воздух;
b) сбросы в воду;
c) сбросы на землю;
d) использование сырья и природных ресурсов;
e) потребление энергии;
f) выделяемую энергию (например, нагрев, радиация, вибрация (шум), свет);
g) образование отходов и/или побочных продуктов;
h) использование пространства.
В дополнение к экологическим аспектам, которыми она может управлять непосредственно, организация определяет, существуют ли экологические аспекты, на которые она может влиять. Они могут быть связаны с продукцией и услугами, используемыми организацией и поставляемыми другими, также как и с продукцией и услугами, которые она поставляет другим за пределами организации, в том числе связанными с процессом(ами) на аутсорсинге. В отношении продукции и услуг, которые организация поставляет и оказывает другим, она может иметь ограниченное влияние на использование продукции и услуг и их переработку по окончании жизненного цикла. При всех обстоятельствах, однако, именно организация определяет степень управления, которое она способна применять, экологические аспекты, на которые она может повлиять, и пределы, которые организация выбирает для такого влияния.
Следует уделить внимание экологическим аспектам, связанным с деятельностью организации, продукцией и услугами, таким как:
- проектирование и разработка зданий, процессов, продукции и услуг;
- приобретение сырья, включая добычу;
- рабочие или производственные процессы, включая хранение;
- эксплуатация и техническое обслуживание зданий, активов и инфраструктуры организации;
- экологические результаты деятельности и практики внешних поставщиков;
- транспортировка продукции и предоставление услуги, включая упаковку;
- хранение, использование и переработка продукции в конце жизненного цикла;
- менеджмент отходов, включая повторное использование, восстановление, переработку и утилизацию. Не существует единого метода определения значимых экологических аспектов, однако применяемые метод
и критерии должны обеспечивать согласующиеся результаты. Организация устанавливает критерии для определения ее значимых экологических аспектов. Экологические критерии являются основными и минимальными критериями для оценки экологических аспектов. Критерии могут относиться к экологическим аспектам (например, тип, размер, частота) или экологическим воздействиям (например, масштаб, тяжесть, продолжительность воздействия). Другие критерии могут быть также применены. Экологический аспект может не быть значимым, если рассматриваются только экологические критерии. Он может, однако, достигнуть или превысить пороговое значение важности, если рассматриваются другие критерии. Эти другие критерии могут включать в себя для организации такие вопросы, как правовые требования или вопросы, касающиеся заинтересованных сторон. Эти другие критерии не предназначены для использования с целью понизить уровень аспекта, который является значимым, основываясь на его экологическом воздействии.
Значимый экологический аспект может привести к одному или более значимому экологическому воздействию и, следовательно, может привести к рискам и возможностям, которые необходимо рассмотреть, чтобы убедиться в том, что организация может достигать намеченных результатов ее системы экологического менеджмента.
А.6.1.3 Принятые обязательства
Организация с достаточной подробностью определяет применимые к ее экологическим аспектам принятые обязательства, идентифицированные ею в соответствии с 4.2, и то, как они распространяются на организацию. Принятые обязательства включают в себя правовые требования, которым организация должна соответствовать, и другие требования, которым организация обязуется или выбирает соответствовать.
Обязательные правовые требования, относящиеся к экологическим аспектам организации, могут включать в себя, если это применимо:
a) требования государственных органов государственного управления или других соответствующих органов власти;
b) международные, государственные или местные законы и нормативные акты;
c) требования, установленные в разрешениях, лицензиях или других формах предоставления полномочий;
d) приказы, правила или руководящие указания, изданные регулирующими органами;
e) постановления судов или административных трибуналов.
Принятые обязательства могут также включать в себя другие требования заинтересованных сторон, относящиеся к ее системе экологического менеджмента, которые организация обязуется или выбирает для применения. Требования могут включать в себя, если это применимо:
- соглашения с общественными группами или неправительственными организациями;
- соглашения с органами самоуправления и потребителями;
- требования организации;
- добровольные принципы и кодексы практики;
- добровольная маркировка или экологические обязательства;
- обязательства, вытекающие из договорных соглашений с организацией;
- соответствующие стандарты организации и отраслевые стандарты.
А.6.1.4 Планирование действий
Организация планирует на высшем уровне действия, которые должны быть предприняты в рамках системы экологического менеджмента, чтобы рассмотреть ее значимые экологические аспекты, ее принятые обязательства, риски и возможности, определенные в соответствии с 6.1.1, которые являются приоритетными для организации для достижения намеченных результатов ее системы экологического менеджмента.
Запланированные действия могут включать в себя установление экологических целей (6.2) или могут быть включены в другие процессы системы экологического менеджмента, как отдельно, так и в комбинации. Некоторые действия могут приниматься в рамках других систем менеджмента, таких как безопасность труда и охрана здоровья или непрерывность бизнеса, а также в других бизнес-процессах, относящиеся к менеджменту рисков, финансов и человеческих ресурсов.
При рассмотрении (А.3) ее технологических возможностей организации следует рассмотреть применение лучших доступных технологий, где это экономически обосновано, экономически эффективно и считается целесообразным. Это не подразумевает, что организация обязана применять методологии учета экологических затрат.
А.6.2 Экологические цели и планирование их достижения
Высшее руководство может устанавливать экологические цели на стратегическом, оперативном или функциональном уровнях. Стратегический уровень включает самые высокие уровни организации, а экологические цели могут быть применены ко всей организации. Оперативный и функциональный уровни могут включать в себя экологические цели для конкретных единиц или функций внутри организации, и должны быть согласованы со стратегическим направлением.
Экологические цели должны быть доведены до лиц, работающих под управлением организации и имеющих возможность влиять на достижение экологических целей.
Требование "учитывать значимые экологические аспекты" не означает, что экологическая цель должна быть установлена для каждого значимого экологического аспекта, однако они имеют высокую приоритетность при установлении экологических целей.
"Согласованность с экологической политикой" подразумевает, что экологические цели в целом согласованы и гармонизированы с обязательствами, принятыми высшим руководством в экологической политике, включая обязательство по постоянному улучшению.
Для оценки достижения измеримых экологических целей выбираются показатели. "Измеримый" подразумевает способность применить качественные или количественные методы по отношению к специальной шкале, чтобы определить, была ли достигнута экологическая цель. Посредством указания "там, где это применимо", признается тот факт, что могут быть ситуации, когда может оказаться невозможным измерить экологическую цель, однако важно, чтобы организация была способна определить, была ли или нет достигнута экологическая цель.
Дополнительную информацию по экологическим показателям можно найти в ИСО 14031.
А.7 Средства обеспечения
А.7.1 Ресурсы
Ресурсы необходимы для результативного функционирования и улучшения системы экологического менеджмента, а также для улучшения экологических результатов деятельности. Высшему руководству следует обеспечить, чтобы те, кто имеет обязанности и ответственность в системе экологического менеджмента, поддерживались необходимыми ресурсами. Внутренние ресурсы могут пополняться внешним(и) поставщиком(ами).
Ресурсы могут включать в себя человеческие ресурсы, природные ресурсы, инфраструктуру, технологии и финансовые ресурсы. Примеры человеческих ресурсов включают специальные навыки и знания. Примеры ресурсов в отношении инфраструктуры включают здания организации, оборудование, подземные резервуары и дренажные системы.
А.7.2 Компетентность
Требования настоящего стандарта в отношении компетентности применяются к лицам, работающим под управлением организации и влияющим на ее экологические результаты деятельности, включая лиц:
a) чья работа потенциально может стать причиной значимого экологического воздействия;
b) имеющих обязанности и ответственность в системе экологического менеджмента, в том числе тех лиц, которые:
1) определяют и оценивает экологические воздействия или принятые обязательства;
2) вносят вклад в достижение экологических целей;
3) реагируют на аварийные и другие нештатные ситуации;
4) проводят внутренние аудиты;
5) проводят оценку соответствия.
А.7.3 Осведомленность
Осведомленность об экологической политике не должна толковаться в том смысле, что обязательства должны быть выучены или что лица, выполняющие работу под управлением организации, должны иметь копию документированной экологической политики. Предпочтительнее, чтобы эти лица были осведомлены о ее существовании, сути и их роли в достижении обязательств, включая то, как их работа может повлиять на способность организации выполнять принятые обязательства.
А.7.4 Обмен информацией
Обмен информацией позволяет организации предоставлять и получать информацию, относящуюся к системе экологического менеджмента, включая информацию о значимых экологических аспектах, экологических результатах деятельности, принятых обязательствах и рекомендациях по постоянному улучшению. Обмен информацией - это двусторонний процесс, направленный внутрь организации и вовне ее.
При разработке процесса(ов) обмена информацией должна быть рассмотрена внутренняя организационная структура, чтобы обеспечить информацией наиболее подходящие уровни и функции. Для удовлетворения потребностей многих различных заинтересованных сторон может быть достаточным один подход, а для учета конкретных потребностей отдельных заинтересованных сторон могут быть необходимы несколько подходов.
Информация, получаемая организацией, может содержать запросы от заинтересованных сторон конкретной информации, относящейся к менеджменту ее экологических аспектов, а также может содержать общие мнения или взгляды на то, каким образом организация осуществляет этот менеджмент. Эти мнения или взгляды могут быть положительными или отрицательными. В последнем случае (например, претензии) важно, чтобы организация предоставила оперативный и понятный ответ. Последующий анализ этих претензий может дать ценную информацию для выявления возможностей улучшения системы экологического менеджмента.
Обмен информацией должен быть:
a) прозрачным, то есть организация предоставляет информацию открыто;
b) соответствующим, то есть информация удовлетворяет потребности соответствующих заинтересованных сторон, позволяя им принимать участие в обмене;
c) достоверным и не вводящем в заблуждение тех, кто полагается на полученную информацию;
d) фактическим, точным и заслуживающим доверие;
e) не исключать соответствующую информацию;
f) быть понятным для заинтересованных сторон.
Для дополнительных сведений по обмену информацией как части менеджмента изменений (А.1). Для дополнительных сведений по обмену информацией - ИСО 14063.
А.7.5 Документированная информация
Организация должна разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию способом, достаточным для обеспечения пригодной, адекватной и результативной системы экологического менеджмента. Внимание должно быть направлено прежде всего на внедрение системы экологического менеджмента и на экологические результаты деятельности, а не на сложную систему управления документированной информацией.
В дополнение к документированной информации, требуемой в конкретных разделах настоящего стандарта, организация может создать дополнительную документированную информацию с целью прозрачности, подотчетности, непрерывности, последовательности, обучения или удобства в проведении аудита.
Может быть применена документированная информация, первоначально созданная для иных целей, чем система экологического менеджмента. Документированная информация, относящаяся к системе экологического менеджмента, может быть интегрирована с другими системами менеджмента информации, внедренными организацией. Документированная информация необязательно должна быть в виде руководства.
А.8 Деятельность
А.8.1 Планирование и управление
Тип и объем управления деятельностью зависят от характера деятельности, рисков и возможностей, значимых экологических аспектов и принятых обязательств. Организация может проявлять гибкость в выборе типа методов управления деятельностью по отдельности или в комбинации, необходимых для обеспечения уверенности в том, что процесс(ы) является(ются) результативным(и) и достигает(ют) желаемых результатов. Такие методы могут включать в себя:
a) проектирование процесса(ов) таким образом, чтобы предотвратить ошибку и обеспечить согласующиеся результаты;
b) применение технологии управления процессом(ами) и предупреждение неблагоприятных результатов (т.е. техническое управление);
c) использование компетентного персонала для обеспечения желаемых результатов;
d) выполнение процесса(ов) определенным способом;
e) мониторинг или измерение процесса(ов) для проверки результатов;
f) определение способов использования и объема необходимой документированной информации.
Организация решает, какой объем управления ей необходим в рамках ее бизнес-процессов (например, процесса закупок), чтобы управлять или влиять на аутсорсинговый процесс(ы) или на поставщиков продукции и услуг. Эти решения должны быть основаны на таких факторах, как:
- знания, компетентность и ресурсы, включая:
- компетентность внешнего поставщика для удовлетворения требований системы экологического менеджмента организации,
- техническую компетентность организации для определения соответствующих средств управления или оценки достаточности средств управления;
- важность и потенциальное влияние продукции и услуг на способность организации достигать намеченных результатов системы экологического менеджмента;
- степень участия в управлении процессом;
- способность достижения необходимого управления посредством применения общего процесса закупок;
- доступных возможностей улучшения.
Когда процесс находится на аутсорсинге или когда продукция или услуги поставляются внешним(и) поставщиком(ами), способность организации осуществлять управление или оказывать влияние может различаться от прямого управления до ограничения или отсутствия влияния. В некоторых случаях аутсорсинговый процесс, выполняемый на площадке организации, может находиться под прямым управлением организации; в других случаях способность организации влиять на такой процесс или на внешнего поставщика может быть ограничено.
При определении типа и объема средств управления деятельностью, относящейся к внешним поставщикам, включая подрядчиков, организация может рассматривать один или более факторов, таких как:
- экологические аспекты и связанные с ними экологические воздействия;
- риски и возможности, связанные с производством ее продукции или предоставлением ее услуг;
- принятые обязательства организации.
Для дополнительной информации по управлению деятельностью как частью менеджмента изменений (А.1). Для дополнительной информации по концепции жизненного цикла (А.6.1.2).
Аутсорсинговый процесс - это процесс, который отвечает следующим требованиям:
- находится в рамках области применения системы экологического менеджмента;
- является неотъемлемой частью функционирования организации;
- является необходимым для достижения системой экологического менеджмента намеченных результатов;
- ответственность за соответствие требованиям сохраняется за организацией;
- организация и внешний поставщик имеют взаимоотношения, при которых процесс воспринимается заинтересованными сторонами как выполняемый организацией.
Экологические требования являются потребностями и ожиданиями организации, связанными с окружающей средой, которые она устанавливает для ее заинтересованных сторон и которые она доводит до них (например, внутренние функции, такие как закупка, потребитель, внешний поставщик).
Некоторые значимые экологические воздействия организации могут возникать во время транспортировки, поставки, использования, переработки в конце жизненного цикла и утилизации ее продукции и услуг. Предоставляя информацию, организация может потенциально предотвратить или смягчить неблагоприятные экологические воздействия в течение этих стадий жизненного цикла продукции.
А.8.2 Готовность к аварийным и другим нештатным ситуациям и ответные действия
Каждая организация отвечает за подготовку и ответные действия на аварийные и другие нештатные ситуации таким образом, который соответствует ее собственным потребностям. Для дополнительной информации по определению аварийных и других нештатных ситуаций (А.6.1.1).
При планировании процесса(ов) готовности к аварийным и другим нештатным ситуациям и ответных действий организация должна рассматривать:
a) наиболее приемлемые методы реагирования на аварийные и другие нештатные ситуации;
b) процесс(ы) внутреннего и внешнего обмена информацией;
c) действие(я), необходимые для предотвращения или смягчения экологических воздействий;
d) смягчающее(ие) и ответное(ые) действие(я), предпринимаемые при различных видах аварийных и других нештатных ситуаций;
e) необходимость проведения оценки после произошедшей аварийной или другой нештатной ситуации для определения и реализации корректирующих действий;
f) периодическое тестирование запланированных ответных действий на аварийные или другие нештатные ситуации;
g) подготовку персонала по ответным действиям при аварийных и других нештатных ситуациях;
h) перечень ответственных лиц и аварийных служб, включая контактную информацию (например, пожарная часть, служба ликвидации утечек);
i) маршруты эвакуации и пункты сбора;
j) возможность взаимопомощи со стороны соседних организаций.
А.9 Оценка результатов деятельности
А.9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка
А.9.1.1 Общие положения
При определении того, что должно подлежать мониторингу и измерению, кроме мониторинга достижения экологических целей, организация должна учитывать ее значимые экологические аспекты, принятые обязательства и средства управления деятельностью.
Методы, применяемые организацией для мониторинга и измерения, анализа и оценки, должны быть определены в системе экологического менеджмента для обеспечения того, чтобы:
a) сроки мониторинга и измерения были согласованы с потребностями в анализе и оценке результатов;
b) результаты мониторинга и измерения являлись достоверными, воспроизводимыми и прослеживаемыми;
c) анализ и оценка являлись достоверными и воспроизводимыми, а также позволяли организации отслеживать тенденции.
Результаты анализа и оценки экологических результатов деятельности должны быть доведены до тех, кто несет ответственность и обладает полномочиями инициировать необходимые действия.
Для дополнительной информации по оценке экологических результатов деятельности - ИСО 14031.
А.9.1.2 Оценка соответствия
Периодичность и сроки проведения оценки соответствия могут варьироваться в зависимости от важности требования, изменений в условиях функционирования, изменений в принятых обязательствах и прошлых результатов деятельности организации. Организация может использовать различные методы для поддержания ее знаний и понимания ее принятых обязательств, однако все принятые обязательства необходимо периодически оценивать.
Если результаты оценки соответствия укажут на несоблюдения правовых требований, организации необходимо определить и реализовать действия, необходимые для достижения соответствия. Это может потребовать взаимодействия с регулирующими органами и соглашения по действию, направленному на выполнение правовых требований. При наличии такого соглашения оно становится принятым обязательством.
Несоблюдение не обязательно может подняться до уровня несоответствия если, например, оно определено и корректируется процессами системы экологического менеджмента. Несоответствия, связанные с несоблюдением, необходимо корректировать, даже если эти несоответствия не привели к фактическому несоблюдению правовых требований.
А.9.2 Внутренний аудит
Аудиторы должны быть независимыми по отношению к проверяемой деятельности, где это практически возможно, и должны действовать во всех случаях таким образом, чтобы быть свободными от предвзятости и конфликта интересов.
Несоответствия, выявленные при проведении внутренних аудитов, являются предметом соответствующих корректирующих действий.
При рассмотрении результатов предыдущих аудитов организация должна учитывать:
a) предыдущие выявленные несоответствия и результативность предпринятых действий;
b) результаты внутренних и внешних аудитов.
Для дополнительной информации по разработке программы внутреннего аудита, проведению аудитов системы экологического менеджмента и оценке компетентности аудиторов см. ИСО 19011. Для дополнительной информации по программе внутреннего аудита как части менеджмента изменений см. А.1.
А.9.3 Анализ со стороны руководства
Анализ со стороны руководства следует проводить на самом высоком уровне; нет необходимости проводить всесторонний анализ детализированный информации. Нет необходимости рассматривать темы анализа со стороны руководства все сразу. Анализ может проводиться через определенный интервал времени и быть частью регулярных запланированных действий по менеджменту, таких как собрания или оперативные совещания; нет необходимости осуществлять анализ как отдельный вид деятельности.
Соответствующие претензии, полученные от заинтересованных сторон, анализируются высшим руководством с целью определения возможностей для улучшения.
Для дополнительной информации по анализу со стороны руководства как части менеджмента изменений см. А.1.
Под "пригодностью" подразумевается то, как система экологического менеджмента подходит организации, ее деятельности, культуре и бизнес-системе. "Адекватность" относится к тому, насколько она соответствует требованиям настоящего стандарта и внедрена подходящим образом. "Результативность" означает достигаются ли желаемые результаты.
А.10 Улучшение
А.10.1 Общие требования
Организации следует рассматривать результаты анализа и оценки экологических результатов деятельности, оценки соответствия, внутренних аудитов и анализа со стороны руководства при выполнении действий по улучшению.
Примеры улучшения включают корректирующие действия, постоянное улучшение, прорывное изменение, инновации и реорганизацию.
А.10.2 Несоответствия и корректирующие действия
Одно из ключевых предназначений системы экологического менеджмента является функционирование ее как превентивного инструмента. Концепция предупреждающего действия теперь отражена в 4.1 (т.е. "Понимание организации и ее среды") и в 6.1 (т.е. "Действия в отношении рисков и возможностей").
А.10.3 Постоянное улучшение
Уровень, объем и сроки действий по поддержанию постоянного улучшения определяются организацией. Экологические результаты деятельности могут быть улучшены посредством применения системы экологического менеджмента в целом или посредством улучшения одного или более ее элементов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.