Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 15456-7 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов " (далее - законопроект о бюджете Фонда) представлен в Государственную Думу в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, действующего пенсионного законодательства, проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и внесенных проектов федеральных законов, касающихся пенсионного обеспечения.
Основные показатели бюджета Фонда на 2016 - 2019 годы представлены в следующей таблице:
Особенности формирования бюджета Фонда на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов обусловлены положениями следующих проектов федеральных законов:
"О приостановлении действия частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях";
"О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи";
"О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда";
"О единовременной выплате пенсионерам".
В соответствии с нормами данных законопроектов предусматривается:
- сохранение в 2019 году тарифа страховых взносов в размере 22% с сумм до предельной величины базы и тарифа 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов;
- проведение индексации ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) отдельным категориям граждан и пособий на погребение в соответствии с фактическим индексом потребительских цен за предыдущий год в 2017 году на 5,8%, в 2018 году - на 4% и в 2019 году - на 4%;
- сохранение размера материнского (семейного) капитала на уровне предыдущих лет в сумме 453 026 рублей;
- продление на 2017 - 2019 годы "моратория" по направлению страховых взносов на финансирование накопительной пенсии на финансирование страховой пенсии;
- перенос срока введения нормы Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливающей повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, на весь период их проживания на 1 января 2020 года;
- поступление страховых взносов от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (по "самозанятым" гражданам), в соответствии с нормами действующего законодательства исходя из размера МРОТ в 2017 году - 7500 рублей (в 2016 году 6204 рубля), в 2018 году исходя из размера МРОТ - 7800 рублей и в 2019 году исходя из планируемого к увеличению размера МРОТ - 8112 рублей.
В отношении плательщиков - субъектов малого и среднего предпринимательства в 2017-2018 годах сохраняется льготный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 20%: для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и аптек, применяющих специальные режимы налогообложения.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих технико-внедренческую деятельность в особых экономических зонах и в области информационных технологий, для созданных научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ установлены пониженные тарифы страховых взносов на 2017 - 2019 годы в размерах 8, 13 и 20 процентов.
Для категорий плательщиков, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя; резидентов территории опережающего социально-экономического развития, а также для получивших статус резидента свободного порта Владивосток, установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 6 процентов.
Для организации, получившие статус участника проекта "Сколково", установлен тариф страховых взносов в размере 14 процентов, для плательщиков, производящих выплаты членам экипажей судов - 0 процентов.
Страховые взносы по дополнительным тарифам для отдельных категорий страхователей в отношении выплат работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, определены с учетом специальной оценки условий труда на рабочих местах и установления дифференцированных тарифов от 0 до 8 процентов. Для плательщиков, не прошедших оценку условий труда и не имеющие результатов аттестации, установлены дополнительные тарифы для Списка N 1 - 9%, Списка N 2 и малых списков - 6 процентов.
При этом в законопроекте не предусматривается разделение кодов бюджетной классификации по признаку применяемых тарифных ставок. В связи с этим оценить численность страхователей, перешедших на оплату дополнительного тарифа с учетом класса условий труда по результатам специальной оценки, и объем уплаченных ими страховых взносов не представляется возможным.
С 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, дополнительным тарифам, по взносам организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, организаций угольной промышленности, а также недоимки, пеней и штрафов по взносам в Фонд возложено на Федеральную налоговую службу.
Фонд остается администратором дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, доходов от инвестирования и временного размещения средств пенсионных накоплений, средств, поступивших от негосударственных пенсионных фондов, доходов от возмещения ущерба, сдачи в аренду, использования и реализации имущества, средств гарантийного возмещения, безвозмездных поступлений, а также денежных взысканий (штрафов), налагаемых Фондом, за нарушение законодательства Российской Федерации.
Бюджет Фонда на 2017 год сформирован по доходам в сумме 8 363,5 млрд. рублей с ростом к уточненному уровню 2016 года на 9,7% и по расходам в сумме 8 583,9 млрд. рублей с ростом к уточненному уровню 2016 года на 10,0% (с учетом проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год").
Дефицит бюджета Фонда планируется в размере 220,4 млрд. рублей и формируется по накопительной составляющей бюджета.
В 2018 и 2019 годах доходы бюджета Фонда прогнозируются соответственно в сумме 8 530,5 млрд. рублей (с ростом к предыдущему году на 2,0%) и 8 919,9 млрд. рублей (с ростом на 4,6%). Расходы в 2018 году предусматриваются в сумме 8 727,2 млрд. рублей (с ростом к предыдущему году на 1,7%) и в 2019 году- 9 087,7 млрд. рублей (с ростом на 4,1%). Дефицит бюджета Фонда на 2018 - 2019 годы также планируется по накопительной составляющей бюджета в сумме 196,7 млрд. рублей и 167,9 млрд. рублей соответственно.
На исполнение публичных нормативных обязательств в 2017 году предусматривается направить 8 098,5 млрд. рублей или 94,4% всех расходов бюджета Фонда. В 2018 и 2019 годах на исполнение публичных нормативных обязательств планируется направить соответственно 8 232,1 млрд. рублей и 8 592,1 млрд. рублей.
Расходная часть бюджета Фонда на 2017 - 2019 годы сформирована как программной, так и непрограммной структуре.
Программная структура расходов Фонда включает мероприятия в рамках реализации государственных программ Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" и "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Расходы на осуществление программных мероприятий в 2017 году предусматриваются в объеме 985,3 млрд. рублей, или 11,5 % общего показателя расходов бюджета ПФР, в 2018 году - 1 021,1 млрд. рублей, или 11,7 %, в 2019 году - 1 005,9 млрд. рублей, или 11,1 %.
Сроки подготовки и принятия государственной программы Российской Федерации "Развитие пенсионной системы" перенесены.
Комитет разделяет мнение Счетной палаты Российской Федерации, что отсутствие государственной программы как инструмента формирования бюджетных расходов на пенсионное обеспечение оказывает негативное влияние на решение задач сбалансированности пенсионной системы Российской Федерации и обеспечения ее долгосрочной финансовой устойчивости.
Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2017 - 2019 годах соответствует объемам, предусмотренным проектом федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов для передачи в бюджет Фонда, и составляет соответственно 3 783,3 млрд. рублей, 3 630,6 млрд. рублей и 3 702,6 млрд. рублей.
Объем трансфертов из федерального бюджета в 2017 году по сравнению с уточненным уровнем 2016 года увеличивается на 375,6 млрд. рублей (на 11,0%) и составляет 45,2% от прогнозируемого объема доходов бюджета Фонда.
В 2017 - 2019 годах из федерального бюджета в бюджет Фонда предусматривается направить соответственно по годам на:
- на единовременную выплату пенсионерам (5 тысяч рублей) в 2017 году - 221,7 млрд. рублей;
- компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов - 433,97 млрд. рублей (с ростом к уровню 2016 года на 10,7%), 479,71 млрд. рублей и 508,95 млрд. рублей;
- обязательное пенсионное страхование - 989,1 млрд. рублей, 954,1 млрд. рублей и 955,0 млрд. рублей;
- валоризацию величины расчетного пенсионного капитала - 688,4 млрд. рублей, 687,4 млрд. рублей и 686,6 млрд. рублей;
- возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов - 16,9 млрд. рублей, 21,0 млрд. рублей и 26,1 млрд. рублей;
- выплату федеральной социальной доплаты к пенсии - 110,6 млрд. рублей, 113,5 млрд. рублей и 117,8 млрд. рублей;
- выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячных доплат, дополнительного ежемесячного материального обеспечения, пособий и компенсаций - 522,2 млрд. рублей, 553,3 млрд. рублей и 610,7 млрд. рублей;
- осуществление ежемесячной денежной (ЕДВ) выплаты отдельным категориям граждан - 452,5 млрд. рублей, 466,6 млрд. рублей и 480,9 млрд. рублей;
- предоставление материнского (семейного) капитала 330,1 млрд. рублей, 344,6 млрд. рублей и 306,5 млрд. рублей;
- компенсацию расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно в 2107 году - 3,2 млрд. рублей, 3,4 млрд. рублей и 3,3 млрд. рублей;
на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц за счет средств Фонда национального благосостояния - 6,8 млрд. рублей ежегодно.
На осуществление выплаты материального обеспечения специалистам, осуществлявшим деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, в 2017 году предусмотрено направить из федерального бюджета 7,76 млрд. рублей. В 2018 и 2019 годах средства федерального бюджета на указанные цели в бюджете Фонда не предусмотрены. Указанные средства на 2018 и 2019 годы предусмотрены в федеральном бюджете и зарезервированы по главе Минфина России.
Софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, за счет средств федерального бюджета в 2017 - 2019 годах не предусматривается.
В целом объем трансфертов федерального бюджета, направляемых на пенсионное обеспечение, составляет в 2017 году 2 926,5 млрд. рублей или 77,4% от общего объема трансфертов из федерального бюджета и 35,7% от доходов бюджета Фонда по распределительной составляющей; в 2018 году - 2 740,3 млрд. рублей и в 2019 году - 2 831,6 млрд. рублей.
На социальное обеспечение трансферты из федерального бюджета составляют в 2017 году в сумме 526,6 млрд. рублей, в 2018 году - 545,6 млрд. рублей и в 2019 году - 564,4 млрд. рублей;
На охрану семьи и детства предусматривается направить трансферты из федерального бюджета в 2017 году в сумме 330,1 млрд. рублей, в 2018 году - 344,6 млрд. рублей и в 2019 году - 306,5 млрд. рублей.
Общий объем межбюджетных трансфертов, получаемых Фондом из бюджетов субъектов Российской Федерации через территориальные службы занятости субъектов Российской Федерации, предусмотрен в 2017 году в объеме 3,2 млрд. рублей, в 2018 году - 3,3 млрд. рублей и в 2019 году - 3,4 млрд. рублей.
Счетная палата отмечает, что до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утверждена Методика расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда, принятие которой предусмотрено статьей 17 Федерального закона N 167-ФЗ. Отсутствие методики позволяет осуществлять расчет трансфертов из федерального бюджета исходя из доведенных Минфином России предельных объемов финансирования.
По состоянию на 1 января 2017 года расчетный остаток трансфертов из федерального бюджета, предназначенных для исполнения публичных нормативных обязательств (за исключением выплаты страховой пенсии) с учетом оценки ожидаемого исполнения бюджета Фонда за 2016 год составит 18,7 млрд. рублей, сократившись по сравнению с 1 января 2016 года в 5,4 раза.
Бюджет Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии (далее - распределительная составляющая бюджета): по доходам в 2017 году прогнозируется в сумме 8 202,1 млрд. рублей и по расходам в сумме 8 202,1 млрд. рублей. Бюджет Фонда по распределительной составляющей сбалансирован.
В 2018 и 2019 годах бюджет Фонда по распределительной составляющей также сбалансирован и объем доходов и расходов по годам определен в сумме 8 333,3 млрд. рублей 8 689,9 млрд. рублей соответственно.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определена исходя из прогнозного размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2017 год - 38 434 рубля, 2018 год - 40 796 рублей, 2019 год - 43 100 рублей с учетом применения повышающих коэффициентов в 2017 году в размере 1,9, в 2018 году - 2,0, в 2019 году - 2,1.
С учетом этого предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2017 году - 876 тыс. рублей, в 2018 году - 979 тыс. рублей, в 2019 году - 1 086 тыс. рублей.
Коэффициент сбора в 2017 - 2019 годах планируется в размере 98,9 процента (в тоже время по Фонду социального страхования Российской Федерации планируется в 2017 году в размере 99,17%, а в 2018-2019 годах -98,91%).
Общая сумма поступлений страховых взносов на финансирование страховой пенсии с учетом погашения задолженности прогнозируется в 2017 году в сумме 4 410,2 млрд. рублей, в 2018 году - 4 693,6 млрд. рублей и в 2019 году - 4 977,6 млрд. рублей, в том числе:
от плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в 2017 году в сумме 4 226,3 млрд. рублей, в 2018 году - 4 502,5 млрд. рублей и в 2019 году - 4 781,0 млрд. рублей;
от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (от "самозанятых" граждан) прогнозируется в 2017 году в сумме 109,5 млрд. рублей, в 2018 году - 115,7 млрд. рублей и в 2019 году - 120,4 млрд. рублей,
по дополнительному тарифу, установленному для отдельных категорий страхователей в отношении выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на работах по списку N 1, по списку N 2 и "малым" спискам, в 2017 году в сумме 74,4 млрд. рублей, в 2018 году - 75,4 млрд. рублей и в 2019 году - 76,2 млрд. рублей.
Поступления взносов от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, на выплату доплат к пенсии, прогнозируются соответственно по годам: 5,4 млрд. рублей, 5,6 млрд. рублей, и 5,8 млрд. рублей, от организаций угольной промышленности планируются поступления на выплату доплат к пенсии работникам угольной промышленности соответственно в сумме 1,9 млрд. рублей, 2,0 млрд. рублей и 2,1 млрд. рублей,
Проектом бюджета Фонда учитывается увеличение общей численности получателей пенсий за 2017 год на 604,0 тыс. человек, которая на конец 2017 года ожидается в количестве 43,9 млн. человек.
В 2017 - 2019 годах увеличение страховых пенсий и фиксированной выплаты к ней, социальной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению планируется осуществить в установленные сроки в следующих размерах.
Расходные обязательства на выплату страховых пенсий на 2017 год определены с учетом увеличения стоимости пенсионного коэффициента (СПК) с 1 февраля 2017 года на 5,8% (на индекс роста потребительских цен за 2016 год) и установлением его с 1 апреля 2017 года в размере, равном 78 рублей 58 копеек (СПК на 1 января 2017 года установлена в размере, равном 74 рублям 27 копейкам).
СПК с 1 февраля 2018 года увеличивается на 4,0% (на индекс роста потребительских цен за 2017 год) и устанавливается с 1 апреля 2018 года в размере, равном 81 рублю 72 копейкам, с 1 февраля 2019 года увеличивается на 4,0% (на индекс роста потребительских цен за 2018 год) и устанавливается о с 1 апреля 2019 года в размере, равном 84 рублям 99 копейкам.
Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии определена в соответствии с нормами Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях": с 1 февраля - с учетом прогнозного индекса роста потребительских цен за предыдущий год (2017 год - 5,8%, 2018 год - 4,0%, 2019 год - 4,0%).
Индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению определена в соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 1 апреля ежегодно по прогнозному индексу роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год (2017 год - 2,6%, 2018 год - 4,5%, 2019 год - 9,6%).
Прожиточный минимум пенсионера (ПМП) прогнозируется на 2017 год в размере 8 540 рублей, на 2018 год - 9 364 рублей и на 2019 год - 9 729 рублей.
На 2017 - 2019 годы планируются следующие среднегодовые размеры пенсий:
- страховой пенсии: в 2017 году 13 168 рублей (154,2% к ПМП), в 2018 году - 13 556 рублей (144,8% к ПМП), в 2019 году - 13 950 рублей (143,4% к ПМП);
- страховой пенсии по старости: в 2017 году 13 657 рублей (159,9% к ПМП), в 2018 году - 14 045 рублей (150,0% к ПМП), в 2019 году - 14 439 рублей (148,4% к ПМП);
- социальной пенсии составит: в 2017 году - 8 803 рубля (103,1% к ПМП), в 2018 году - 9 159 рублей (97,8% к ПМП), в 2019 году - 9 926 рублей (102,0% к ПМП);
- накопительной пенсии: в 2017 году - 714 рублей, в 2018 году - 765 рублей, в 2019 году - 800 рублей;
- срочной пенсионной выплаты составит: в 2017 году - 950 рублей, в 2018 году - 1 042 рубля, в 2019 году - 1 107 рублей.
Расходы на выплату страховой пенсии в 2017 году запланированы в сумме 6 382,9 млрд. рублей (или 74,4% всех расходов Фонда), в 2018 году -6 680,9 млрд. рублей, в 2019 году - 7 000,3 млрд. рублей. Расходы на доставку составят 38,2 млрд. рублей, 39,9 млрд. рублей и 41,6 млрд. рублей соответственно.
По данным Счетной палаты обеспеченность выплат страховой пенсии поступлениями страховых взносов в 2016 году ожидается 68,3 %, в 2017 году планируется 68,7 %, в 2018 году - 73,1 % и в 2019 году - 77,5 %. Указанный уровень обеспеченности достигается в том числе за счет продления моратория на начисление страховых взносов на накопительную пенсию.
За счет средств федерального бюджета в 2017 - 2019 годах Фондом произвести следующие расходы.
На осуществление единовременной выплаты пенсионерам в размере 5 тысяч рублей в 2017 году предусматривается направить в сумме 221,7 млрд. рублей с учетом доставки, исходя из прогнозной численности получателей 44,05 млн. человек, в том числе получателей страховой пенсии 40,48 млн. человек и получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению - 3,57 млн. человек.
Расходы на осуществление ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) с учетом индексации запланированы в 2017 году на общую сумму 452,5 млрд. рублей, в 2018 году - 466,6 млрд. рублей и в 2019 году - 480,8 млрд. рублей, из них:
инвалидам в 2017 году в сумме 359,5 млрд. рублей, в 2018 году - 371,2 млрд. рублей, в 2019 году - 383,1 млрд. рублей;
ветеранам 2017 году в сумме 73,8 млрд. рублей, в 2018 году - 75,1 млрд. рублей, в 2019 году - 76,4 млрд. рублей;
гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний в 2017 году 17,3 млрд. рублей, в 2018 году - 18,4 млрд. рублей, в 2019 году - 19,6 млрд. рублей;
Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы - в 2017 году в сумме 1,23 млрд. рублей, в 2018 году - 1,22 млрд. рублей, в 2019 году - 1,20 млрд. рублей;
Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы в 2017 году в сумме 0,66 млрд. рублей, в 2018 году - 0,63 млрд. рублей и в 2019 году - 0,61 млрд. рублей.
На дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) предусматривается направить:
некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов - в 2017 году в сумме 4,3 млрд. рублей, в 2018 году - 3,8 млрд. рублей и в 2019 году - 3,3 млрд. рублей, исходя из среднегодовой выплаты в 2017 году в размере 748,94 рубля в месяц, в 2018 году - 745,52 рубля и в 2019 году - 724,78 рубля;
инвалидов вследствие военной травмы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. N 887 - в 2017 году в сумме 0,73 млрд. рублей, в 2018 году - 0,68 млрд. рублей и в 2019 году - 0,65 млрд. рублей, исходя из выплаты в размере 1 000 рублей.
Расходы на выплату дополнительного материального обеспечения (ДМО) гражданам за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией предусмотрены в 2017 году в сумме 4,2 млрд. рублей, в 2018 году - 3,8 млрд. рублей и в 2019 году - 4,0 млрд. рублей, исходя из среднегодового размера выплаты: в 2017 году - 17 203,09 рубля, в 2018 году - 17 679,97 рубля и в 2019 году - 19 462,35 рубля в месяц.
На обеспечение социальной доплаты неработающим пенсионерам, у которых минимальный уровень пенсионного обеспечения с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, окажется ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации, не превышающей величину ПМП в целом по Российской Федерации, предусматривается в 2017 году в сумме 110,6 млрд. рублей, в 2018 году - 113,5 млрд. рублей и в 2019 году - 117,8 млрд. рублей.
Планируется предоставить социальные доплаты к пенсиям 4,0 млн. неработающим пенсионерам в 2017 году в 2018-2019 годах соответственно - 4,1 и 4,2 млн. пенсионеров.
Расходы, осуществляемые за счет федерального бюджета, на предоставление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход:
- за нетрудоспособными гражданами, запланированы в 2017 году в сумме 37,6 млрд. рублей, в 2018 году - 39,1 млрд. рублей, в 2019 году - 40,7 млрд. рублей, исходя из размера компенсационной выплаты - 1 200 рублей в месяц;
за детьми-инвалидами в 2017 году запланированы в сумме 32,7 млрд. рублей, в 2018 году - 35,7 млрд. рублей и в 2019 году - 38,8 млрд. рублей.
В расходах бюджета Фонда учтены средства федерального бюджета на предоставление материнского (семейного) капитала (МСК) на 2017 год в общей сумме 330,1 млрд. рублей, на 2018 год - 344,6 млрд. рублей и на 2019 год - 306,5 млрд. рублей. Указанные средства на основании поданных заявлений о распоряжении средствами МСК в установленном порядке будут направлены на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, на улучшение жилищных условий, на получение образования ребенком (детьми), на накопительную пенсию матери, на компенсацию или оплату расходов на приобретение товаров и услуг, способствующих социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.
Расходы бюджета Фонда за счет средств федерального бюджета на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматриваются на 2017 год в сумме 3,2 млрд. рублей, в 2018 году - 3,4 млрд. рублей и в 2019 году - 3,3 млрд. рублей, исходя из прогнозируемой численности получателей в 2017 году 209,4 тыс. человек, в 2018 году 215,8 тыс. человек, в 2019 году 198,2 тыс. человек.
Также на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, неработающих пенсионеров и членам их семей, находящимся на их иждивении, предусматривается направить в 2017 - 2019 годах ежегодно 0,3 млрд. рублей (или 33,8% к уровню 2016 года) с учетом замечаний Счетной палаты в отношении планирования численности получателей выплаты и ожидаемого исполнения за 2016 год.
Расходы на оказание поддержки в связи с погребением умерших предусмотрены в следующих объемах:
на выплату социального пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг за умерших пенсионеров, получавших пенсию по государственному пенсионному обеспечению (за счет средств федерального бюджета) - в 2017 году в сумме 0,33 млрд. рублей, в 2018 году - 0,36 млрд. рублей и в 2019 году - 0,38 млрд. рублей;
на выплату социального пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг за умерших, получавших страховую или накопительную пенсии, - в 2017 году в сумме - 8,6 млрд. рублей, в 2018 году - 8,8 млрд. рублей, в 2019 году - 9,2 млрд. рублей;
на выплату социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию, и оказание услуг по погребению (за счет средств, передаваемых из бюджетов субъектов Российской Федерации через органы службы занятости населения) в 2017 году 0,96 млн. рублей, в 2018 году 1,0 млн. рублей, в 2019 году - 1,04 млн. рублей.
Расходы на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение гражданам, осуществлявшим деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации в 2017 году предусматриваются в сумме 7,76 млрд. рублей и соответствуют межбюджетному трансферту из федерального бюджета.
Расходы на выплату ежемесячных доплат к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, запланированы в 2017 году в сумме 5,4 млрд. рублей, в 2018 году - 5,6 млрд. рублей и в 2019 году - 5,8 млрд. рублей, исходя из среднегодового размера доплат в 2017 году - 10 580 рублей, в 2018 году - 11 105 рублей и в 2019 году - 11 711 рублей.
Расходы на выплату ежемесячных доплат к пенсии работникам организаций угольной промышленности, финансируемые за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности, запланированы в 2017 году в сумме 1,9 млрд. рублей, в 2018 году - 2,0 млрд. рублей, в 2019 году - 2,1 млрд. рублей, исходя из среднегодового размера доплат в 2017 году - 2 523 рубля, в 2018 году - 2 721 рубль, в 2019 году - 2 921 рубль в месяц.
Счетная палата отмечает, что законопроектом не предусмотрены средства на выплату пенсий в связи с ратификацией Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Южная Осетия и Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения, внесенных Правительством Российской Федерации в Государственную Думу в октябре 2016 года.
Вместе с тем, оценить объем средств, необходимых для реализации Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения не представляется возможным в связи с отсутствием достоверных данных о прогнозной численности граждан Государства Израиль, имеющих право на получение страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комитет отмечает, что при законодательном определении новых расходных обязательств финансовое обеспечение их возможно за счет зарезервированных в федеральном бюджете на 2017 - 2019 годы средств.
По накопительной составляющей бюджета Фонда с учетом направления в 2017 - 2019 годах страховых взносов на финансирование накопительной пенсии на финансирование страховой части пенсии прогнозируются следующие параметры:
в 2017 году - доходы в сумме 161,4 млрд. рублей, расходы в сумме 381,8 млрд. рублей, дефицит в сумме 220,4 млрд. рублей;
в 2018 году - доходы в сумме 197,2 млрд. рублей, расходы в сумме 393,9 млрд. рублей, дефицит в сумме 196,7 млрд. рублей;
в 2019 году - доходы в сумме 230,0 млрд. рублей, расходы в сумме 397,8 млрд. рублей, дефицит в сумме 167,9 млрд. рублей.
Дефицит по накопительной составляющей бюджета Фонда обусловлен в основном передачей пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации. Источником покрытия дефицита являются остатки средств бюджета Фонда по накопительной составляющей (средства пенсионных накоплений, находящиеся в доверительном управлении, во временном размещении).
В прогнозируемых доходах бюджета Фонда по накопительной составляющей учтены следующие поступления:
страховые взносы на накопительную пенсию, страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, с учетом поступления задолженности (недоимки) по страховым взносам, а также пеней и штрафов в общей сумме в 2017 году - 0,2 млрд. рублей, в 2018 году - 0,13 млрд. рублей и в 2019 году - 0,09 млрд. рублей;
доходы от временного размещения и реализации Фондом активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений - в 2017 году - 0,61 млрд. рублей, в 2018 году - 0,53 млрд. рублей и в 2019 году - 0,48 млрд. рублей;
дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, в 2017 - 2019 годах 7,1 млрд. рублей ежегодно;
средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на софинансирование формирования пенсионных накоплений, в 2017 - 2019 годах 6,8 млрд. рублей ежегодно - на уровне ожидаемого исполнения в 2016 году;
доходы от временного размещения Фондом средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц в 2017 году - 0,15 млрд. рублей, в 2018 году - 0,13 млрд. рублей в 2019 году - 0,12 млрд. рублей;
средства, поступающие от негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в 2017 году - 8,6 млрд. рублей, в 2018 году - 9,3 млрд. рублей, в 2019 году - 9,7 млрд. рублей,
средства от инвестирования средств резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию в 2017 году - 3,7 млрд. рублей, в 2018 году - 3,9 млрд. рублей, в 2019 году - 4,1 млрд. рублей;
перечисленные управляющими компаниями в 2017 году - 134,1 млрд. рублей, в 2018 году - 169,1 млрд. рублей, в 2019 году - 201,5 млрд. рублей;
средства МСК, передаваемые по заявлению на формирование накопительной пенсии матери, в 2017 году - 0,14 млрд. рублей, в 2018 году - 0,14 млрд. рублей, в 2019 году - 0,09 млрд. рублей
В состав расходов бюджета Фонда по накопительной части включены следующие расходы:
- на выплату накопительной пенсии - в 2017 году - 0,6 млрд. рублей, в 2018 году - 1,0 млрд. рублей и в 2019 году - 1,6 млрд. рублей;
- на осуществление срочной пенсионной выплаты в 2017 году - 0,2 млрд. рублей, в 2018 году - 0,34 млрд. рублей и в 2019 году - 0,55 млрд. рублей,
- на осуществление единовременной выплаты средств пенсионных накоплений в 2017 году - 12,5 млрд. рублей, в 2018 году - 12,1 млрд. рублей, в 2019 году - 11,7 млрд. рублей;
- на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в 2017 году - 4,1 млрд. рублей, в 2018 году - 4,4 млрд. рублей, в 2019 году - 4,7 млрд. рублей;
- передача средств пенсионных накоплений в НПФ в 2017 году - 364,2 млрд. рублей, в 2018 году - 375,4 млрд. рублей, в 2019 году - 378,8 млрд. рублей;
- на уплату гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений - в 2017 году предусмотрено 0,24 млрд. рублей, в 2018 году - 0,46 млрд. рублей, в 2019 году - 0,42 млрд. рублей.
При расчете расходов на выплаты за счет средств пенсионных накоплений учтен общий объем средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, а также доходы от их инвестирования.
С 1 января 2014 года формируется резерв по обязательному пенсионному страхованию, который является обособленной частью пенсионных накоплений и подлежит обособленному учету.
Отчисления в резерв по обязательному пенсионному страхованию запланированы в 2017 году в сумме 2,5 млрд. рублей, в 2018 году - 2,3 млрд. рублей и в 2019 году - 2,2 млрд. рублей.
Во исполнение отмеченных Счетной палатой замечаний о необходимости обеспечения обособленного учета средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, а также резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию Фондом подготовлен законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты". Данным законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" и в Федеральный закон N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" в части урегулирования вопросов обособленного учета средств выплатного резерва и резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию. Законопроект согласован Минфином России и находится на согласовании в Минэкономразвития России.
Объем средств пенсионных накоплений на конец 2017 года оценивается в сумме 1 147,1 млрд. рублей, из них:
1 069,4 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющим компаниям (с учетом возврата);
12,1 млрд. рублей - средства выплатного резерва, переданные в доверительное управление государственной управляющей компании средствами выплатного резерва;
3,0 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, переданные в доверительное управление государственной управляющей компании средствами выплатного резерва;
80,8 млн. рублей - остаток денежных средств выплатного резерва, находящихся в Фонде;
25,7 млн. рублей - остаток денежных средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, находящихся в Фонде;
49,4 млрд. рублей - средства резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию, направленные на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов;
0,6 млрд. рублей - остаток денежных средств резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию;
5,5 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, направленные на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов;
2,4 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя, направленные на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов;
4,7 млрд. рублей - остаток денежных средств пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2017 года.
Объем средств пенсионных накоплений на конец 2018 года расчетно составит 950,4 млрд. рублей, на конец 2019 года - 782,6 млрд. рублей.
На финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов предусмотрены расходы на 2017 год в сумме 112,9 млрд. рублей (1,3% от общих расходов бюджета), на 2018 год в сумме 111,0 млрд. рублей (1,3%) и на 2019 год 108,0 млрд. рублей (1,2%).
Расходы на выплаты персоналу и уплату страховых взносов предусмотрены на 2017 год в сумме 83,1 млрд. рублей (105,6 % к уровню предыдущего года), на 2018 год в сумме 82,0 млрд. рублей (98,7%) и на 2019 год 79,2 млрд. рублей (96,6%).
В связи с передачей ФНС функций по администрированию страховых взносов с 1 января 2017 года предполагается сокращение штатной численности сотрудников Фонда в количестве 11 850 единиц (численность сотрудников в 2016 году - 138 379 человек), в 2018 году планируется дальнейшее сокращение численности работников Фонда - на 1 000 человек и в 2019 году - на 4 071 человека.
Расходы на международное сотрудничество в 2017 - 2019 годах предусмотрены в объеме 9,9 млн. рублей ежегодно и включают ежегодные взносы в Международную ассоциацию социального обеспечения.
В сфере информационно-коммуникационных технологий расходы запланированы в 2017 году в сумме 12,5 млрд. рублей, в 2018 году - 11,9 млрд. рублей и в 2019 году - 11,5 млрд. рублей с учетом Плана информатизации, который содержит 7 переходящих с 2016 года мероприятий на сумму 2,5 млрд. рублей, в том числе связанные с созданием федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов". Система подготовлена к опытной эксплуатации, ввод в промышленную эксплуатацию планируется в конце 2017 года.
В связи с этим необходимо отметить, что Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривается введение Федерального реестра инвалидов с 1 января 2017 года.
Предусмотрены бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства на 2017 год в сумме 0,9 млрд. рублей, на 2018 год в сумме 0,77 млрд. рублей и на 2019 год в сумме 0,75 млрд. рублей, в которые включены расходы по контрактам на строительство (реконструкцию) объектов, переходящим на 2017 год, расходы на строительство (приобретение) объектов для размещения органов Фонда в Крымском федеральном округе, а также расходы по обустройству инженерных сетей, по обеспечению надлежащей пожарной защищенности административных зданий и служебных помещений.
Вместе с тем, как отмечает Счетная палата, общая сметная стоимость 23 проектов Фонда, не учтенных в общих объемах капитальных вложений на 2017 - 2019 годы, составляет 2,48 млрд. рублей.
Расходы на единовременную социальную выплату для приобретения жилого помещения для работников Фонда предусмотрены в 2017 году в объеме 84,0 млн. рублей, в 2018 году - 81,3 млн. рублей и в 2019 году - 79,5 млн. рублей.
Расходы на осуществление прикладных научных исследований в области социальной политики предусмотрены в 2017 году в объеме 63,7 млн. рублей (94 % к показателю 2016 года), в 2018 году- 61,7 млн. рублей и в 2019 году - 60,4 млн. рублей.
По мнению Счетной палаты в связи с низким уровнем кассового исполнения указанного вида расходов в предыдущие годы расходы Фонда на 2017 год и на плановый период могут быть снижены в 2 раза.
Счетная палата отмечает, что законопроект разработан на основании и в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом задач, поставленных Президентом Российской Федерации в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, основных параметров социально-экономического развития Российской Федерации до 2019 года.
Счетная палата подтверждает в целом достоверность расчетов по прогнозному поступлению доходов в бюджет Фонда в 2017 - 2019 годах.
Вместе с тем отмечает, что при расчете базы для начисления страховых взносов свыше установленной предельной ее величины Фондом применялся показатель фонда заработной платы, установленный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, измененный с учетом применения коэффициента корректировки фонда заработной платы, применение которого законодательно не предусмотрено.
По мнению Счетной палаты, в результате применения данного коэффициента объем поступлений страховых взносов с сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов, Фондом завышен в 2017 году на 47,49 млрд. рублей, в 2018 году на 50,19 млрд. рублей, в 2019 году на 53,47 млрд. рублей (расчетно).
Кроме того, снижен объем трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов, при расчете которого учитываются, в том числе, поступления страховых взносов с сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов. Это ведет к рискам неисполнения прогнозных показателей доходов от взносов на пенсионное страхование и может повлечь дополнительные расходы федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда.
В ходе проведения контрольного мероприятия Счетной палатой проведен анализ показателей расходных статей проекта бюджета Фонда на 2017 - 2019 годы, который подтвердил обоснованность и достоверность расчетов, применяемых Фондом при формировании расходов бюджета Фонда.
Выводы
Основные характеристики проекта бюджета Фонда на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в целом позволяют осуществить выплаты по установленным обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета и дальнейшее повышение уровня материального положения пенсионеров.
Бюджет Фонда сформирован с учетом поставленной Президентом Российской Федерации задачи о необходимости сохранения приемлемой для бизнеса страховой нагрузки и сохранении базового тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Сохранение на период до 2019 года тарифа страховых взносов в Фонд для основной группы плательщиков в размере 22 процентов в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов ведет к уменьшению объема поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и увеличивает трансферты федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда.
Финансовую устойчивость пенсионной системы в 2017 - 2019 годы, также как и в предыдущие годы, предлагается обеспечить за счет перечисления в бюджет Фонда средств федерального бюджета в объемах, достаточных для выплаты и доставки страховой пенсии.
Проект бюджета Фонда на 2017 - 2019 годы сформирован при отсутствии ряда нормативных правовых документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации и определяющих эффективность работы Фонда:
государственной программы Российской Федерации "Развитие пенсионной системы" (новое название "Развитие пенсионной системы на 2018 - 2035 годы");
методики определения стоимости одного страхового пенсионного коэффициента;
методики расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда.
До настоящего времени законодательно не определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации.
В целях обеспечения эффективной работы Фонда Комитет по бюджету и налогам считает необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации ускорить подготовку и принятие документов, регулирующих его деятельность, а также рассмотреть вопрос об установлении для государственных внебюджетных фондов единых методологических подходов при установлении коэффициента сбора страховых взносов и коэффициента, применяемого к фонду оплаты труда при расчете поступлений страховых взносов.
В поступивших в Комитет по бюджету и налогам заключениях комитетов Государственной Думы, Совета Федерации и Счетной палаты Российской Федерации поддерживается принятие законопроекта в первом чтении.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.