Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу осуществления закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями в соответствии с принятым Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" (далее - Закон N 321-ФЗ) и сообщает.
Законом N 321-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), касающиеся закупок государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые вступают в силу с 1 января 2017 года.
Так, с 1 января 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия будут являться заказчиками по смыслу Закона N 44-ФЗ и смогут воспользоваться правом осуществления закупок в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ только в случаях, установленных частью 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 321-ФЗ).
Таким образом, заказчикам в организационно-правовой форме "государственное (муниципальное) унитарное предприятие" с 1 января 2017 года независимо от видов осуществляемой ими деятельности необходимо при осуществлении закупок руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ.
По вопросу о необходимости расторжения заключенных и действующих на основании Закона N 223-ФЗ договоров отмечаем следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В связи с изложенным при заключении и исполнении договора правомерно внесение изменений в договор относительно объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки. Внесение иных изменений, изменяющих существенные условия договора, по мнению Департамента, неправомерно.
Учитывая изложенное, если договором, заключенным по итогам закупки, предусмотрено право пролонгации такого договора и при этом в случае пролонгации не изменяются существенные условия договора (за исключением объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг и сроков исполнения договора), то продление срока действия договора без проведения повторной закупочной процедуры не противоречит требованиям Закона N 223-ФЗ. При этом заказчику необходимо внести изменения в договор в части сроков его исполнения и разместить информацию о продлении срока действия договора в единой информационной системе в течение 10 дней со дня внесения таких изменений в договор.
В случае если заказчиком не внесены соответствующие изменения в договор и информация о продлении срока действия договора не размещена в единой информационной системе, договор признается исполненным.
Таким образом, заказчик не обязан расторгать договор, заключенный в соответствии с положениями Закона N 223-Ф3 и предусматривающий пролонгацию на следующий год в связи с вступлением в законную силу Закона N 321-ФЗ с 1 января 2017 года.
Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что с 1 января 2017 г. положения Закона о контрактной системе распространяются в т. ч. на государственные (муниципальные) унитарные предприятия, независимо от видов осуществляемой ими деятельности.
Если договором, заключенным по итогам закупки, предусмотрено право пролонгации и при этом не изменяются его существенные условия (за исключением объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг и сроков исполнения договора), то продление срока его действия без проведения повторной закупочной процедуры не противоречит законодательству. При этом заказчик в течение 10 дней с даты внесения таких изменений в договор обязан разместить в ЕИС информацию о продлении срока действия договора.
В случае если соответствующие изменения не внесены в договор и информация о продлении срока его действия не размещена в ЕИС, договор признается исполненным.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 8 ноября 2016 г. N Д28и-2915 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был