Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26 ноября 2009 г. N А45-21860/2009
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирский Лизинговый Центр" обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене решений о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках от 01.09.2009 года N 17640, N 17641, N 17642, N 17643, вынесенных Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска.
В ходе судебного разбирательства налогоплательщиком заявленные требования уточнены, просит признать недействительными решения о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках от 01.09.2009 года N 17640, N 17641, N 17642, N 17643, вынесенные Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска
Суд, руководствуясь ст. 65, 49, 159, 184-188, 198, АПК РФ, принял уточнение заявленных требований.
Представитель налогоплательщика в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. Так, статьей 49 Налогового кодекса РФ предусмотрен иной порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней и штрафов) при ликвидации организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, при ликвидации юридического лица расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды производятся в третью очередь. Положения ст. 49 НК РФ, ст.ст. 63, 64 ГК РФ не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних. Следовательно, в период нахождения организации-налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не праве осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов, в том числе путем принятия решения об их взыскании за счет денежных средств на счетах в банках, поскольку это противоречит положениям статьи 49 Налогового кодекса РФ и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
Налоговый орган с заявленными требованиями не согласен. В соответствии с п.п.4 п.3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налогов, сборов прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами в соответствии со статьей 49 НК РФ. При этом Налоговым кодексом РФ не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов (пеней и штрафов) в период нахождения его в стадии ликвидации. Статья 49 НК РФ не содержит запрета налоговому органу осуществлять взыскание недоимки по налогам, образовавшейся в результате неисполнения налогоплательщиком обязанности по их уплате, в случае принятия организацией решения о ликвидации. Не содержится такой запрет и в иных нормах НК РФ, а также в нормах других отраслей права. Кроме того, налоговый орган указывает, что Общество 16.04.2009 г. уже предоставляло Уведомление о принятом решении о ликвидации общества и о формировании ликвидационной комиссии юридического лица. Однако, 22.04.2009 г. Обществом было подано в Инспекцию заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице по форме Р N 14001, в связи с принятием обществом решения об отмене решения о ликвидации юридического лица. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что налогоплательщик, принимая решение о ликвидации общества и подавая уведомление в налоговый орган о формировании ликвидационной комиссии юридического лица 4 мая 2009 года, принимает решение о ликвидации юридического лица повторно. В то же время срок на бесспорное взыскание налогов, сборов, пени и штрафов, предусмотренный статьей 46 Налогового кодекса РФ, является пресекательным. Таким образом, налоговый орган пришел к выводу, что действия налогоплательщика могут привести к нарушению установленного статьей 46 Налогового кодекса РФ срока, что приведет к невозможности взыскания имеющейся у заявителя задолженности, в результате чего бюджет понесет потери в размере неуплаченных налогоплательщиком сумм.
Суд, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности Общества, по результатам которой вынесено решение N 41 от 10.07.2009 года. Также Инспекцией были проведены камеральные налоговые проверки, по которым вынесены решения о привлечении к налоговой ответственности N 3401 от 05.06.2009, N 3402 от 05.06.2009, N 3403 от 05.06.2009 года. Указанные решения налогоплательщиком не оспорены.
На основании данных решений по результатам налоговых проверок в адрес налогоплательщика налоговым органом выставлены требования N 2453, 2454, 2455, 2456 по состоянию на 03.08.2009 года со сроком исполнения до 21.08.2009 года.
Учитывая, что требования в установленный срок исполнены не были, налоговый орган в порядке статьи 46 НК РФ вынес решения от 01.09.2009 года N 17640, N 17641, N 17642, N 17643 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов по указанным требованиям за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Общество не согласно с вынесенными решениями, указывает на то, что 04.05.2009 года участниками ООО "Сибирский Лизинговый Центр" принято решение о добровольной ликвидации, о чем налоговый орган поставлен в известность. Статьей 49 НК РФ установлен особый порядок взыскания задолженности с налогоплательщика при его ликвидации. Указанный порядок налоговым органом при вынесении оспариваемых решений нарушен.
Суд, исследовав в совокупности представленные по делу доказательства, находит доводы Общества обоснованными.
Так, согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при ликвидации организации установлен статьей 49 Кодекса, согласно пункту 1 которой обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе, полученных от реализации ее имущества.
В пункте 3 статьи 49 Кодекса предусмотрено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Из названных норм следует, что реализация предоставленного налоговым органам права на принудительное взыскание налогов должна осуществляться с соблюдением прав других кредиторов, а в случае недостаточности у ликвидируемой организации денежных средств требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, установленном гражданским законодательством.
В силу пункта 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным кодексом, другими законами.
Порядок ликвидации юридического лица определен в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица; после окончания срока для предъявления требований кредиторов составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (пункт 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (пункт 3 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В пункте 4 статьи 63 Кодекса установлено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 Кодекса погашается в третью очередь.
Общество уведомило налоговый орган о принятом решении о ликвидации юридического лица 04.05.2009 года. То есть, налоговый орган на момент принятия оспариваемых решений знал о начале процедуры ликвидации.
22.09.2009 года налогоплательщиком сдан промежуточный ликвидационный баланс.
Как установлено материалами дела и не опровергнуто налоговым органом, у Общества имелась задолженность перед работниками по заработной плате, такая задолженность погашается по правилу статьи 64 ГК РФ во вторую очередь, то есть до удовлетворения требований по обязательным платежам в бюджет.
То, что налогоплательщиком 28.10.2009 года переданы денежные средства на депозит нотариуса для погашения задолженности по заработной плате, не влияет на изменение порядка очередности, установленной законом. Кроме того, как пояснено представителем Общества в судебном заседании, такие меры были приняты ввиду приостановления налоговым органом операций по счетам налогоплательщика.
Суд не принимает доводы налогового органа о повторности принятия решения о ликвидации, о том, что статья 46 НК РФ устанавливает пресекательные сроки на бесспорное взыскание задолженности по налогам, пени и штрафам, так как п. 3 статьи 46 НК РФ не исключает возможности обращения налогового органа за взысканием задолженности в судебном порядке, и не лишает налоговый орган возможности при этом заявить ходатайство о восстановлении срока ввиду его пропуска по уважительным причинам.
Анализ указанных норм права и представленных в дело доказательств позволяет суду сделать вывод о нарушении налоговым органом требований статей 49 НК РФ и 64 ГК РФ, чем нарушены не только права налогоплательщика, но и законные интересы третьих лиц, которые являются кредиторами второй очереди.
Таким образом, требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Уплаченная государственная пошлина в размере 9000 рублей подлежит взысканию с налогового органа в пользу Общества как распределение судебных расходов по статье 110, 112 АПК РФ.
На основании изложенного, Руководствуясь ст.ст. 110, 167-176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительными решения о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках от 01.09.2009 года N 17640, N 17641, N 17642, N 17643, вынесенные Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска, как несоответствующие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сибирский Лизинговый Центр" судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 9000 рублей.
Обеспечительные меры по определению суда от 17.09.2009 года признать недействующими после вступления решения суда в законную силу.
Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26 ноября 2009 г. N А45-21860/2009
Текст решения размещен на официальном сайте Арбитражного суда Новосибирской области в сети Internet
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника