Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 1056247-6 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
(об увеличении срока со дня подачи заявления о расторжении брака, по истечении которого производится расторжение брака),
внесенному Государственным Советом Республики Татарстан
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 06.10.2016 года (выписка из протокола N 1, пункт 55) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей (ответственный) рассмотрел проект федерального закона N 1056247-6 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (об увеличении срока со дня подачи заявления о расторжении брака, по истечении которого производится расторжение брака), внесенный Государственным Советом Республики Татарстан.
1. Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статьи 19, 22 и 23 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) и в статью 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Так, законопроектом предполагается увеличение срока со дня подачи заявления о расторжении брака по истечении, которого производится расторжение барака и выдача свидетельства о расторжении брака органом записи актов гражданского состояния с одного месяца до трех (изменения в пункт 3 статьи 19 СК РФ).
Кроме того, авторы предлагают дополнить абзац первый пункта 2 статьи 22 СК РФ и установить обязанность (а не право) суда принимать меры к примирению супругов при наличии у них общих несовершеннолетних детей и установить в этом случае шестимесячный срок для примирения (в настоящее время максимальный срок для примирения три месяца).
Также законопроектом увеличивается до трех месяцев (в настоящее время один месяц) срок со дня подачи супругами заявления о расторжении брака по истечении, которого судом производится расторжение брака (при взаимном согласии супругов на расторжение брака).
Проектом федерального закона также предлагается исключить из ГПК РФ возможность рассмотрения дела о расторжении брака в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, в порядке заочного производства.
2. Авторы законопроекта отмечают, что законопроект разработан в целях повышения значимости института семьи и брака, уменьшения количества разводов и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей.
Следует согласиться с тем, что задача по укреплению института брака, повышению его значимости для граждан требует реагирования на государственном уровне.
Одновременно к проекту федерального закона можно высказать ряд замечаний.
2.1. Согласно действующей редакции пункта 3 статьи 19 СК РФ расторжение брака и выдача свидетельства о расторжении брака производятся органом записи актов гражданского состояния по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.
Необходимо обратить внимание, что ранее согласно положениям статьи 38 Кодекса о браке и семье РСФСР оформление развода и выдача супругами свидетельства о расторжении брака производилось органами записи актов гражданского состояния по истечении трех месяцев со дня подачи супругами заявления о разводе. В СК РФ указанный срок был сокращен до одного месяца.
Представляется, что предложенное авторами законопроекта увеличение срока расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния при наличии взаимного согласия на расторжении брака не согласуется с основными началами семейного законодательства. В статье 1 СК РФ подчеркивается, что семейное законодательство исходит из недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.
2.2. Полагаем, что увеличение срока для примирения супругов, а также срока по истечении, которого судом производится расторжение брака, не всегда будет отвечать интересам супругов, и вряд ли будет содействовать сохранению семьи. При этом указанные меры могут привести к обратному эффекту и снизить количество регистрируемых браков.
Кроме того, необходимо обратить внимание, что фактически суд не может применить ни каких мер для примирения супругов, а один лишь срок вряд ли может эффективно содействовать сохранению семейных отношений.
2.3. Согласно действующей редакции части 1 статьи 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Полагаем нецелесообразным внесение изменений в указанную норму, поскольку предложенная редакция может повлечь за собой злоупотребления со стороны ответчика.
2.4. Также следует обратить внимание на то, что законопроектом не предусмотрены корреспондирующие изменения в пункт 4 статьи 33 Федерального закона от 15.11.1997 года 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" согласно положениям, которого расторжение брака и государственная регистрация его расторжения производятся в присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи супругами совместного заявления о расторжении брака при предъявлении свидетельства о заключении брака, которое возвращается заявителям с отметкой о государственной регистрации расторжения брака.
2.5. Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает (Официальный отзыв Правительства Российской Федерации от 22.07.2015 года N 5304п-П12).
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом высказанных предложений (отзыв от 15.06.2016 года N 3.8-09/1424).
На основании изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1056247-6 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (об увеличении срока со дня подачи заявления о расторжении брака, по истечении которого производится расторжение брака), внесенный Государственным Советом Республики Татарстан.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.