Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Г
(справочное)
Пример формирования исходных данных в рамках обоснования проектов ИТС на федеральных дорогах
Начальные условия: техническое задание, в котором задана цель - обосновать целесообразность внедрения ИТС на рассматриваемый участок для максимизации пропускной способности сети дорог, состоящей из участка федеральной дороги М-27 (от г. Сочи включительно) до пересечения дороги А-148 с Тбилисской улицей. По условиям технического задания возможно расширение рассматриваемой сети дорог, но запрещено её уменьшение, также не указан тип внедряемой ИТС, поэтому необходимо производить сбор максимального количества данных.
Согласно условиям сеть дорог реальна и функционирует, проводится реконструкция развязки дороги М-27 и дороги А-148. Таким образом, следует начать формирования исходных данных с п. 9.3.4 настоящего проекта ОДМ.
С помощью веб-сервиса проводится анализ участка сети дорог и статистических данных о ТП для определения месторасположения зон проблем, зон последствий и "свободных" зон (рисунок Г.1).
Согласно примечанию в п. 9.3.4 выполняются требования п. 9.3.6, при этом первичный анализ карты показывает, что существуют альтернативные маршруты движения, но некоторые из них не относятся к федеральным дорогам. Согласно п. 9.3.6 настоящего проекта ОДМ данные дороги рекомендуется включить в рассматриваемую сеть дорог. Альтернативные дороги позволят рассмотреть вариант применения систем КУТП и не допустить перегрузку УДС города. Поэтому 1 этап сбора данных будет проводиться относительно сети дорог, представленной на рисунке Г.2.
Рисунок Г.1- Характеристика указанного участка сети дорог
Рисунок Г.2 - Предварительная схема сети дорог
Затем формируются запросы в компетентные органы (возможно также привлечение самого заказчика, если в этом есть необходимость) на получение данных 1 этапа (п. 9.3.8 настоящего ОДМ).
По запросу была предоставлена следующая информация:
- Паспорта дорог.
- План реконструкции развязок на рассматриваемой сети дорог.
- Данные об интенсивности и плотности движения до начала реконструкции.
- Плановая схема пассажирских перевозок.
- Информация о системах ИТС, установленных на рассматриваемом участке сети дорог (принцип работы, эффективность, спецификация и технические характеристики оборудования).
- Статистика по очагам затруднений движения и участки концентрации ДТП.
- Параметры геометрии дорог и развязок (протяженность, радиусы поворотов, углы подъемов и др.)
- Актуальные и прогнозные схемы и планы ОДД, включая оперативное управление.
- Выдержки из нормативно-правовых документов, связанных с установкой оборудования (участки сети дорог, на которых запрещено монтировать какое-либо оборудование).
- Панорамная фотосъемка расширенной сети дорог (инициатива заказчика).
По полученным данным проводится анализ альтернативных дорог, по итогам которого происходит исключение тех дорог, которые окажутся бесполезны с точки зрения систем КУТП (недостаточная пропускная способность) и утверждается итоговый вариант рассматриваемой схемы дорог (Рисунок Г.3).
Далее необходимо провести сбор и анализ информации, связанной с нормативно-правовыми ограничениями, которые могут воспрепятствовать, например, установке оборудования на тот или иной участок дороги и др.
Второй этап сбора данных следует проводить уже относительно итоговой дорожной сети. Параллельно создается модель сети дорог в программе имитационного моделирования, т.к. для этого имеются минимально необходимые данные согласно п. 10:
- карта дорог рассматриваемого участка сети дорог;
- протяженность дорог, входящих в рассматриваемый участок сети дорог;
- геометрия дорог;
- геометрия пересечений / развязок (включая планы на реконструкцию);
- количество полос дорог.
Рисунок Г.3 - Окончательная схема сети дорог
Данные, получаемые с помощью замеров и анализа согласно проекту ОДМ необходимо собирать в определенной последовательности, в целях оптимизации временных и финансовых затрат:
а) Граф сети дорог. Получен с помощью поисково-информационного картографического сервиса, плана на реконструкцию дорог и представленной панорамной фотосъемки. Пример графа дорог, построенного в программе имитационного моделирования, приведен на рисунке Г.4.
Рисунок Г.4 - Пример графа сети дорог г. Сочи
- геометрия дорог, перекрестков, развязок. Данные получены на 1-ом этапе сбора информации, в том числе из планов реконструкции дорог и паспортов дорог.
- по предоставленным на 1-ом этапе данным об интенсивности и плотности движения ТП определяются ОП. В данном случае ОП являются съезды с рассматриваемой сети дорог, перекрестки, развязки, а также начало и конец изначально заданной сети дорог. Целесообразно рассматриваемые данные оформлять в виде таблицы (рисунок Г.5) и схем графов дорог, отображающих месторасположение ОП (рисунок Г.6). Вид таблицы может быть произвольным, как и её наполнение (или выполняется согласно требованиям Заказчика).
Доля ТП представляет собой процентное отношение количества ТС, связанных с рассматриваемым ОП, обладающим определенным характером, к общему количеству ТС рассматриваемого участка сети дорог. Упрощенный вариант определения времени жизни ОП заключается в делении суток на двухчасовые интервалы и удалении тех интервалов, в которых доля ТП меньше 10%.
Таблица ___ - ____________
Название |
Номер ОП |
Доля ТП |
Характер |
Время жизни |
Северная граница г. Сочи |
1 |
56% |
Исток |
6:00 - 8:00 |
Северная граница г. Сочи |
1 |
10% |
Сток |
6:00 - 8:00 |
Жилой район N1 |
2 |
15% |
Исток |
6:00 - 8:00 |
Жилой район N1 |
2 |
14% |
Сток |
18:00 - 20:00 |
_ |
Рисунок Г.5 - Пример оформления таблицы объектов притяжения
- проводится сбор данных одновременно по нескольким пунктам:
1) интенсивность, плотность и средняя скорость ТП (т.к. точность или полнота этих данных, полученных в 1 этапе оказалась недостаточной);
2) корректируется информация о составе ТП по типам ТС;
3) информация об очагах затруднения движения и участки концентрации ДТП;
4) данные с системы идентификации ТС.
На данном этапе проводится расстановка по сети дорог детекторов, собирающих параметры транспортного потока, и блоков распознавания государственных регистрационных знаков. Расстановка производится на узлах сети дорог (перекрестках, развязках). Дополнительно устанавливаются детекторы в очагах затруднения движения и участках концентрации ДТП.
Рисунок Г.6 - Пример схемы месторасположения ОП, их времени жизни
На данном этапе проводится расстановка по сети дорог детекторов, собирающих параметры транспортного потока, и блоков распознавания государственных регистрационных знаков. Расстановка производится на узлах сети дорог (перекрестках, развязках). Дополнительно устанавливаются детекторы в очагах затруднения движения и участках концентрации ДТП.
Данные, полученные с блоков распознавания, удобнее представлять в виде таблицы (рисунок Г.7). Формат данных выбирается произвольно, если нет соответствующих требований в техническом задании.
Таблица ___ - ____________
Гос. рег. номер |
ID транспортного узла |
ID блока распознавания |
Дата |
Время |
В 574 НА 199 |
001 |
00012 |
28.02.2008 |
14:40 |
М 157 ОР 77 |
004 |
00018 |
28.02.2008 |
14:40 |
_ |
Рисунок Г.7 - Пример оформления таблицы идентифицированных ТС
- построение качественной матрицы корреспонденции;
б) Построение КМК заключается в определении маршрутов движения ТС и количества автомобилей, следующих этими маршрутами, путем обработки информации, полученной с блоков распознавания государственных номерных знаков. Целесообразно оформлять КМК в форме таблиц (рисунок Г.8) и графического материала (рисунке Г.9).
Стоит отметить, что при графическом оформлении различные маршруты желательно указывать различными цветами.
Таблица ___ - ____________
ID маршрута |
ID ОП-исток |
ID ОП-сток |
ID узлов сети дорог |
Актуальный временной интервал |
Интенсивность движения ТС, авт/ч |
А |
1 |
3 |
4-8 |
6:00 - 8:00 |
5000 |
Б |
2 |
3 |
5-6-8 |
6:00 - 8:00 |
8450 |
б) _ |
Рисунок Г.8 - Пример оформления КМК в табличном виде
Рисунок Г.9 - Пример графического оформление КМК
- графическое оформление параметров скорости и плотности ТП;
- построение схемы транспортного предложения сети дорог;
- построение матрицы корреспонденции пассажиропотоков;
- проводится оценка отложенного транспортного спроса по участку сети дорог;
в) В данном случае оценка производилась методом социального опроса и анкетирования для установления приблизительного количества людей, готовых пересесть с общественного на личный транспорт при условии улучшения дорожной обстановки.
- обзор существующих на данный момент технических и технологических ограничений систем, оборудования, каналов связи и др.
После графического оформления параметров скорости и плотности ТП, в программе имитационного моделирования начинается создание моделей ТП (рисунок Г.10) и ОДД (рисунок Г.11), т.к. все минимально необходимые для этого данные уже получены.
Следующим шагом проводится проверка полученной модели согласно п. 9.6.
Рисунок Г.10 - Графическое отображение ТП в программе имитационного моделирования
Рисунок Г.11 - Графическое отображение модели регулируемого перекрестка в программе имитационного моделирования
Итогами системного анализа являются пакет полученной и обработанной информации и имитационная модель рассматриваемого участка сети дорог, построенная в программе имитационного моделирования (рисунок Г.12), отвечающие всем предъявленным к ним требованиям.
Рисунок Г.12 - Имитационная модель рассматриваемого участка сети дорог
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.