Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 676544-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за не предоставление информации представителям средств массовой информации",
внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Свинцовым, В.Е. Деньгиным
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи (назначен соисполнителем по законопроекту решением Совета Государственной Думы от 19 января 2015 года, протокол N 216) рассмотрел внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Свинцовым, В.Е. Деньгиным проект федерального закона N 676544-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за не предоставление информации представителям средств массовой информации" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новой статьей, устанавливающей ответственность за не предоставление информации представителям редакции средств массовой информации, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации.
Вопрос введения административной ответственности по указанным основаниям, несомненно, является важным для обеспечения деятельности и защиты прав представителей редакции средств массовой информации и концептуально поддерживается в части недопустимости отказа в предоставлении информации (в соответствии с федеральными законами), несвоевременности ее направления или в случае заведомой ее недостоверности.
Вместе с тем, отмечаем, что Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (если иное не предусмотрено законом) (часть 4 статьи 29, часть 2 статьи 24).
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. Согласно статье 38 указанного Закона государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну (статья 40). При этом информация по запросам граждан и юридических лиц предоставляется, как правило, на безвозмездной основе (бесплатно).
Наряду с указанным Законом Российской Федерации обязанности органов государственной власти, муниципальных органов и их должностных лиц, а также организаций по осуществлению информационного обеспечения граждан (физических лиц) по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес, регламентируются также и другими законами (Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", федеральные законы "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации").
Ответственность за отказ в предоставлении информации, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, влекущая (см. текст в предыдущей редакции) наложение административного штрафа на должностных лиц (в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей), регламентируется статьей 5.39 "Отказ в предоставлении информации" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также статьей 140 "Отказ в предоставлении гражданину информации" Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан (штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет).
Таким образом, выделение субъекта правонарушения (представитель редакции средства массовой информации) полагаем нецелесообразным, поскольку указанными статьями специальный субъект, под значение которого подпадают и представители редакции средства массовой информации, уже предусмотрен.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи не поддерживает законопроект N 676544-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за не предоставление информации представителям средств массовой информации" и рекомендует его отклонить.
Председатель комитета |
Л.Л. Левин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.