Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной
службы по труду и занятости
от 14 ноября 2016 г. N 460
Порядок
сбора, обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев, в том числе в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций
I. Общие положения
1. Настоящий порядок разработан с целью осуществления сбора, обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев, в том числе в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций, а также оценки информации для обеспечения внесения изменений или признания утратившими силу (отмены):
а) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека;
б) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в случаях, предусмотренных федеральными законами;
в) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в случаях, предусмотренных актами Президента Российской Федерации;
г) нормативных правовых актов Российской Федерации в случаях, предусмотренных ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, иными программными документами, поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период и программами социально-экономического развития государства;
д) нормативных правовых актов Российской Федерации в целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов;
е) нормативных правовых актов Российской Федерации в целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы.
2. Целями сбора, обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
совершенствование правовой системы Российской Федерации в сфере труда и расследования несчастных случаев;
обеспечение единства практики применения Федеральной службой по труду и занятости (далее - Роструд) и ее территориальными органами в субъектах Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Роструда путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований в сфере труда и расследования несчастных случаев;
повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований в сфере труда и расследования несчастных случаев;
совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций и противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы.
3. Задачами сбора, обобщения и анализа правоприменительной практики в сфере труда и расследования несчастных случаев являются:
выявление проблемных вопросов применения Рострудом, его территориальными органами в субъектах Российской Федерации обязательных требований;
выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики в сфере труда и их реализация;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований в сфере труда и расследования несчастных случаев, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства в сфере труда и расследования несчастных случаев;
выявление типичных нарушений обязательных требований в сфере труда и расследования несчастных случаев и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
4. Сбор, обобщение и анализ правоприменительной практики в сфере труда и расследования несчастных случаев проводятся на системной основе, их результаты (далее - Обзор практики) утверждаются приказом руководителя Федеральной службы по труду и занятости, и размещаются в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Роструда.
5. Размещение результатов обобщения и анализа правоприменительной практики в сфере труда в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется до 1 июня года, следующего за отчетным.
II. Направления сбора, обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев
6. Сбор, обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев формируется по трем основным направлениям:
правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора) в сфере труда;
правоприменительная практика соблюдения обязательных требований в сфере труда;
правоприменительная практика соблюдения обязательных требований расследования несчастных случаев.
7. В рамках работы с правоприменительной практикой организации и проведения государственного контроля (надзора) в сфере труда и расследования несчастных случаев, обобщаются вопросы применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) в сфере труда и расследования несчастных случаев, в том числе организации и осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора) в сфере труда и расследования несчастных случаев.
В рамках указанного направления излагаются вопросы организации и проведения проверок и (или) иных мероприятий по контролю в сфере труда и расследования несчастных случаев, и связанные с ними вопросы, в частности:
составления ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, его направления в органы прокуратуры и доработки по итогам рассмотрения в органах прокуратуры;
использования оснований для проведения внеплановых проверок, согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях;
разработки и издания приказов о проведении проверок, их содержания;
выбора документарной или выездной проверки;
исчисления и соблюдения сроков проведения проверки;
соблюдения прав юридических и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки;
оформление результатов проверки и принятия мер по ее результатам;
организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
работы с заявлениями и обращениями граждан, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;
привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере труда;
оценки тяжести нарушений обязательных требований в сфере труда и расследовании несчастных случаев, и выбора ответственности, к которой привлекается виновное лицо;
подготовки предложений по совершенствованию законодательства в сфере труда и расследования несчастных случаев на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности;
подготовки предложений по совершенствованию законодательства по расследованию и учету несчастных случаев на производстве, а также выявление и расследование сокрытых несчастных случаев.
8. В рамках работы с правоприменительной практикой соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, излагаются вопросы соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, нарушения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В рамках указанного направления излагаются вопросы соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в частности типичные нарушения обязательных требований и меры, принимаемые федеральной инспекцией труда, вопросы применения обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов, в том числе вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований трудового законодательства, а также вопросы подготовки предложений по совершенствованию законодательства в сфере труда и расследования несчастных случаев на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности.
Перечень вопросов правоприменительной практики соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в проекте плана Обзора практики.
9. В качестве источников сведений для обобщения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев используются:
результаты проверок и иных мероприятий по контролю в сфере труда и расследования несчастных случаев, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц Роструда и его территориальных органов в субъектах Российской Федерации в административном и судебном порядке;
иные материалы судебной практики;
результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности Роструда и его территориальных органов в субъектах Российской Федерации;
результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан, в том числе содержащих сведения о нарушении обязательных требований в сфере труда и расследования несчастных случаев, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;
результаты опросов (в том числе, проводимых в сети Интернет) подконтрольных субъектов на предмет выявления случаев нарушения обязательных требований в сфере труда и расследования несчастных случаев, причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности;
результаты составления и рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, административных расследований, постановлений о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении;
разъяснения, даваемые Рострудом, его территориальными органами в субъектах Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) в сфере труда и расследования несчастных случаев, соблюдения обязательных требований;
разъяснения, полученные Рострудом и его территориальными органами в субъектах Российской Федерации от органов прокуратуры, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследованием несчастных случаев.
III. Организация работы сбора, обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев
10. Организация работы сбора, обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев обеспечивается Управлением государственного надзора в сфере труда.
11. Для координации работы создается постоянная рабочая группа по сбору, обобщению и анализу правоприменительной практики в сфере труда и расследования несчастных случаев (далее - Рабочая группа) под председательством заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости, состоящая из представителей подразделений, участвующих в работе по сбору, обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследованию несчастных случаев.
12. Управление государственного надзора в сфере труда в срок до 30 января года, следующего за отчетным, готовит проект плана Обзора практики с перечислением приоритетных вопросов правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (надзора) в сфере труда и расследования несчастных случаев, а также правоприменительной практики соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
13. Проект плана Обзора практики направляется в трехдневный срок с момента его создания для рассмотрения в территориальные органы Роструда в субъектах Российской Федерации.
Территориальные органы Роструда в субъектах Российской Федерации в пятидневный срок рассматривают Проект плана Обзора практики и направляют свои замечания и предложения.
Поступившие замечания и предложения в пятидневный срок обобщаются Управлением государственного надзора в сфере труда и представляются на рассмотрение Рабочей группе.
Рабочая группа в семидневный срок рассматривает поступившие замечания и предложения и принимает решение об их учете в проекте плана Обзора практики.
14. Одобренный Рабочей группой план Обзора практики в трехдневный срок рассылается в территориальные органы Роструда в субъектах Российской Федерации для проведения представления предложений и материалов в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.
15. На основе обобщения и анализа поступивших предложений и материалов из территориальных органов Роструда в субъектах Российской Федерации Управление государственного надзора в сфере труда готовит проект Обзора практики с указанием вопросов, по которым поступили материалы о различной практике их применения в сфере труда и расследовании несчастных случаев в срок до 15 мая года, следующего за отчетным.
16. Вопросы, по которым поступили материалы о различной практике их применения, поступившие предложения по совершенствованию трудового законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев, подлежат дальнейшему анализу. В указанных целях могут быть запрошены позиции федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих нормативно-правовое регулирование в указанной сфере, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, иных государственных органов.
17. Проект Обзора практики размещается на официальном сайте Роструда в сети Интернет с указанием способа подачи предложений, а также направляется для рассмотрения в территориальные органы Роструда в субъектах Российской Федерации, Общественный совет при Федеральной службе по труду и занятости, а также в установленные Порядком общественные организации предпринимателей, научные и экспертные организации. Роструд направляет проект Обзора практики, в том числе, в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
Срок рассмотрения и подачи предложений по проекту Обзора практики составляет 30 рабочих дней.
18. При выявлении в ходе сбора, обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследовании несчастных случаев устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольно-надзорных функций, недостаточно ясных и взаимно согласованных обязательных требований, поступлении предложений по совершенствованию трудового законодательства, указанные вопросы подлежат рассмотрению Рабочей группой с целью подготовки предложений по устранению устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольно-надзорных функций, предложений по совершенствованию трудового законодательства. Предложения докладываются руководителю Федеральной службы по труду и занятости, и направляются им в органы государственной власти, наделенные компетенцией по принятию решений в соответствующей сфере.
19. В проект Обзора практики включаются рекомендации по организации работы территориальных органов Роструда в субъектах Российской Федерации в целях совершенствования правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев. Наряду с проектом Обзора практики могут быть подготовлены предложения по установлению обязательных для выполнения территориальными органами Роструда в субъектах Российской Федерации указаний Роструда по порядку единообразного применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) в сфере труда и расследования несчастных случаев и обязательных требований.
20. Доработанный по итогам обсуждения проект Обзора практики, а также предложения по установлению обязательных для выполнения территориальными органами Роструда в субъектах Российской Федерации указаний представляются для утверждения приказом руководителя Федеральной службы по труду и занятости.
21. Приказ руководителя Федеральной службы по труду и занятости направляется для руководства в территориальные органы Роструда в субъектах Российской Федерации, а также размещается на официальном сайте.
22. Обзор практики используется при обеспечении информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев, в том числе путем проведения "дней открытых дверей" и иных общедоступных мероприятий, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами по решению руководителя Федеральной службы по труду и занятости.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 14 ноября 2016 г. N 460 "Об установлении порядка сбора, обобщения и анализа... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.