Кассационным определением Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 67-Г09-11 настоящее Решение оставлено без изменения
Решение Новосибирского областного суда от 29 мая 2009 г. N 3-61/2009
(извлечение)
Постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 31 марта 2005 г. N 285-ОСД принят Закон Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" (л.д. 77-78).
Губернатором Новосибирской области Закон Новосибирской области N 285-ОЗ был подписан 13 апреля 2005 г., опубликован в газете "Ведомости" N15 за 15 апреля 2005 г.(л.д. 76).
Законами Новосибирской области от 17 июля 2006 г. N 25-ОЗ и от 13 октября 2008 г. N 274-ОЗ внесены изменений в Закон Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ.
Капустина В.М. обратилась в суд с заявлением о признании недействующей части третьей статьи первой Закона Новосибирской области от 13.04.2005 г. N 285-ОЗ, которая устанавливает, что право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию гражданами, относящимися к категориям, указанным в пунктах 1-5 части 1 настоящей статьи, которые проработали в сельской местности и поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там, а также за проживающими совместно с ними нетрудоспособными и несовершеннолетними членами их семей (л.д.1-6,11-16).
Требования Капустиной В.М. о признании незаконными действий властей Новосибирской области в части отказа устранить противоречия в Законе Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ, признании нарушений конституционных, материальных прав и гарантий в сфере предоставления льгот по оплате жилья, отопления и освещения педагогическим работникам сельской местности Новосибирской области, перешедшим на пенсию, признании в полном объеме льгот, согласно действующему законодательству РФ (независимо от размера площади), то есть в размерах, покрывающих затраты на оплату жилья, отопления и освещения с 1 января 2005 г., возращены судьей на основании пункта 2 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и предметом рассмотрения в настоящем судебном заседании не являются (л.д.7-9).
Капустина В.М. в предварительном судебном заседании уточнила требования, пояснив, что она оспаривает часть 3 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ в отношении граждан, относящихся к категории, указанной в пункте 4 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области - педагогические работники областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, так как работала учителем начальных классов, что подтверждается копией трудовой книжки и имеет стаж педагогической деятельности 27 лет (л.д.51а-51г,89-94).
В судебном заседании 27 мая 2009 г. Капустина В.М. дополнительно заявила требование о признании недействующими абзаца первого части 2 статьи 2 и пункта 2 части 2 статьи 2 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2009 г. N 285-ОЗ, согласно которым "меры социальной поддержки, установленные в части 1 настоящей статьи, предоставляются в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения ушедшим на пенсию гражданам, относящимся к категориям, указанным в том числе в пункте 4 части 1 статьи 1, проработавшим в сельской местности и поселках городского типа не менее 10 лет и проживающим в поселках городского типа, а также проживающим с ними нетрудоспособными и несовершеннолетними членами их семей" (л.д.122-128).
Заявитель считает, что часть 3 статьи 1, абзац первый части 2 статьи 2 и пункт 2 части 2 статьи 2 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ от 13 апреля 2005 г. противоречат:
- абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в редакции Закона РФ от 23.12.2003 г. N 186-ФЗ) "Об образовании", положение которого устанавливает право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа);
- статье 59 Жилищного кодекса РСФСР;
-подпункту "б" пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. N 255 (в редакции Постановления СМ СССР от 21.06.1988 г. N 771) "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", устанавливающему, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местного составляет не менее 10 лет;
-Постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22 "Об утверждении разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)";
-статье 5, ч. З ст. 6 Федерального закона N 52-ФЗ от 06 мая 2003 г. (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ) "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг";
- Постановлению Правительства РФ от 14.10.2003 г. N 625 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.01.2007 г. N 50) "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации актов ЦК КПСС и Совета Министров СССР в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 г.";
- стать 8 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.12.2007 г. N 310-ФЗ) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации";
- пункту 2 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. (в редакции Федерального закона от 09.02.2009 г. N 14-ФЗ) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- пункту 1 статьи 1 части первой, пункт 2 статьи 11 части третьей Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200(XXI) ;
- параграфу 1 протокола N 1 К Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В отношении положений Конституции Российской Федерации, на соответствие которым заявитель просила проверить часть 3 статьи 1 Закона Новосибирской области N285-ОЗ, Капустина В.М. пояснила, что оспариваемыми положениями Закона Новосибирской области N285-ОЗ нарушены права, гарантированные частью 2 статьи 55, пунктом "ж" части 1 статьи 72, статьей 76 Конституции Российской Федерации, нарушено её право на достойную жизнь.
При рассмотрении дела по существу, Капустина В.М. доводы заявления и дополнительные требования об оспаривании Закона Новосибирской области N 285-ОЗ поддержала в полном объеме, указав, что положение оспариваемой части 3 статьи 1, абзаца 1 части 2 статьи 2 и пункта 2 части 2 статьи 2 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ в части указания на сохранение мер социальной поддержки за ушедшими на пенсию педагогическими работниками областных государственных и муниципальных образовательных учреждений не действуют; указание на сохранение мер социальной поддержки также "за проживающими совместно нетрудоспособными и несовершеннолетними членами их семей" противоречит нормативным правовым актам, на которые она ссылается, так как данные нормы таких ограничений не устанавливают. Она проживает с семьей в составе трех человек, в отношении которых ранее никаких ограничений при предоставлении мер социальной поддержки не было. С введением в действие Закона Новосибирской области N 285-ОЗ она лишена ранее предоставленного ей права на пользование бесплатно жилым помещением в сельской местности, так как ранее она имела льготы по оплате жилого помещения, в настоящее время льготы предоставляются из расчета площади жилого помещения-18 кв. м.
Представители Новосибирского областного Совета депутатов и губернатора Новосибирской области с доводами заявления Капустиной В.М. не согласны, представили письменные возражения, которые были оглашены при рассмотрении дела (л.д.82-86,131-134).
Представители заинтересованных лиц считают, что меры социальной поддержки для ушедших на пенсию педагогических работников образовательных учреждений Законом РФ "Об образовании" не установлены. В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Новосибирской области дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе граждан, ушедших на пенсию, а также для проживающих совместно с ними нетрудоспособными и несовершеннолетними членами их семей. Оспариваемый в части Закон Новосибирской области N 285-ОЗ принят не во исполнение Закона РФ "Об образовании". Оснований для применения актов СССР нет, так как они, по мнению заинтересованных лиц, противоречат нормам федерального законодательства.
Выслушав Капустину В.М., представителя Новосибирского областного Совета депутатов - Кундель Е.С., представителей губернатора Новосибирской области - Литовскую Э.А., Терентьева А.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Трифоновой М.К., полагавшей заявление удовлетворить частично, прения сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Судебным разбирательством установлено, что 13 апреля 2005 г. Губернатором Новосибирской области подписан Закон Новосибирской области N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", который действует в настоящее время в редакции Закона Новосибирской области от 13 октября 2008 г. N 274-ОЗ (л.д.76-78).
Согласно статьи 4 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ, меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, предоставляются с 1 января 2005 г.
Закон Новосибирской области N 285-ОЗ, согласно преамбулы, устанавливает меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, а также условия и порядок их предоставления.
Статья первая Закона НСО от 13.04.2005 г. N 285-ОЗ устанавливает в части первой категории граждан, на которых распространяется данный Закон. Согласно пункта 4 части 1 статьи 1 Закона к таким лицам относятся педагогические работники областных государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Часть 3 статьи 1 Закона НСО N 285-ОЗ определяет, что право на меры социальной поддержки сохраняются за ушедшими на пенсию гражданами, относящимися к категориям, указанным в том числе в пункте 4 части 1 настоящей статьи, которые проработали в сельской местности и поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там, а также за проживающими совместно с ними. нетрудоспособными и несовершеннолетними членами их семей.
Статья 2 Закона НСО N 285-ОЗ устанавливает, что для категорий граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, устанавливаются следующие меры социальной поддержки: освобождение от оплаты за жилое помещение; освобождение от оплаты за следующие коммунальные услуги: электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение (в том числе бытового газа в баллонах) - в пределах нормативов потребления коммунальных услуг; отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть первая статьи 2 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ).
Абзац первый части 2 статьи 2 и пункт 2 части 2 статьи 2 Закона N 285-ОЗ устанавливают, что меры социальной поддержки, установленные в части 1 настоящей статьи, предоставляются в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения ушедшим на пенсию гражданам, относящимся к категориям, указанным в том числе в пункте 4 части 1 статьи 1, проработавшим в сельской местности и поселках городского типа не менее 10 лет и проживающим в поселках городского типа, а также проживающим совместно с ними нетрудоспособными и несовершеннолетними членами их семей.
Ранее Новосибирским областным судом рассматривались в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ положения пункта 4 части 1 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 2 (в редакции, действовавшей до внесения изменений Законом Новосибирской области от 17.07.2006 г. N 25-ОЗ), абзаца первого части 2 статьи 2 (в редакции, действовавшей до внесения изменений Законом Новосибирской области от 13.10.2008 г. N 274-ОЗ) Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области". В удовлетворении требований о признании противоречащими федеральным законам и недействующими пункта 4 части 1 статьи 1 и абзаца первого части 2 статьи 2 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ было отказано, в отношении пункта 1 части 2 статьи 2 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ - положение об ограничении педагогических работников, проживающих в поселках городского типа права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, было признано противоречащим пункту 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" и недействующим с момента вступления в законную силу решения Новосибирского областного суда от 19 января 2006 г. (л.д.98-113). Также оставлено без изменения определение Новосибирского областного суда от 01 октября 2008 г. об отказе в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Новосибирского областного суда от 28 февраля 2007 г.(л.д. 114-121).
При рассмотрении дела по существу судом оставлено без удовлетворения ходатайство представителя Новосибирского областного Совета депутатов о прекращении производства по делу в части оспаривания заявителем пункта 2 части 2 статьи 2 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ, так как, по мнению заинтересованной стороны, данные положения были предметом рассмотрения в решении Новосибирского областного суда от 28 февраля 2007 г. по заявлению гр. Своровской В.И.
Представители губернатора Новосибирской области в возражениях на заявление Капустиной В.М. указывали, что пункт 2 части 2 статьи 2 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ был предметом рассмотрения Новосибирского областного суда 19 января 2006 г., при рассмотрении заявления прокурора Новосибирской области (л.д.133-134, л.д.160).
Сопоставив решения Новосибирского областного суда от 19 января 2006 г. по заявлению прокурора Новосибирской области и от 28 февраля 2007 г. по заявлению Своровской В.И. с основаниями заявления Капустиной В.М., суд считает, что пункт 2 части 2 статьи 2 Закона Новосибирской области от 13.04.2005 г. (в редакции Закона Новосибирской области от 13.10.2008 г. N 274-ОЗ) "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" по основаниям заявленным Капустиной В.М. предметом судебного рассмотрения не являлся.
Согласно пунктов "е", "к" статьи 72 и пунктов 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 09.02.2009 г. N 4-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорам о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов Российской Федерации, отнесено решение вопросов предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста (подпункт 24 п.2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ).
Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках(поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством.
Абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в редакции Закона РФ от 23.12.2003 г. N 186-ФЗ) "Об образовании" устанавливает, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер поддержки и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 г. N 322-О-П "По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации" право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением имеют педагогические работники образовательных учреждений, в том числе и вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности.
В силу требований статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О. введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса РСФСР компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статья 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившая силу с 1 марта 2005 г., устанавливала, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях- в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Согласно абзаца 3 части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено условие, что при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В Определении Конституционного суда РФ от 08 февраля 2007 г. указано, что "Федеральный закон от 6 мая 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе и абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитывается в межбюджетных отношениях и что до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 г., применению подлежат указанные в статье 2 положения федеральных законодательных актов. Обязав субъекты Российской Федерации установить и до 1 января 2005 г. ввести в действие правовое регулирование, обеспечивающее представление педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках(поселках городского типа), субсидий(компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг, федеральный законодатель вместе с тем сохранил в абзаце 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ указание на право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это означает, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющегося место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся правом в силу действующего правого регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях, в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения".
С учетом изложенного, доводы представителей Новосибирского областного Совета депутатов и губернатора Новосибирской области, что абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" в части предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности распространяется только на работающих педагогических работников противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам и правой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 г. N 322-О-П.
Абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" и другие нормативные правовые акты не ограничивают право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением для педагогических работников в сельской местности размерами используемого жилого помещения, характеризующими признаками проживающих совместно с педагогическими работниками членами семьи, не установлено таких ограничений в отношении педагогических работников, находящихся на пенсии.
Оспариваемые заявителем положения Закона Новосибирской области N 285-ОЗ устанавливают характеризующие признаки в отношении граждан, проживающих совместно с ушедшими на пенсию педагогическими работниками, на которых распространяются меры социальной поддержки, определяя, что меры социальной поддержки сохраняются только за "нетрудоспособными и несовершеннолетними" членами их семей (часть 3 статьи 1, пункт 2 части 2 статьи 2 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ).
В отношении освобождения от платы за жилое помещение, применительно к педагогическим работникам, ушедшим на пенсию абзац первый части 2 статьи 2 Закона НСО N 285-ОЗ вводит ограничение, указывая, что меры социальной поддержки предоставляются "в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения".
Согласно материалам дела Капустина В.М. проживает в квартире общей площадью 84,95 кв.м., жилой площадью 51,70 кв.м. (л.д.50а-50е).
До 1 января 2005 г. начисление оплаты за отопление Капустиной В.М. не производилось (л.д.50, 50а-50б).
После 1 января 2005 г. производилось начисление оплаты за жилое помещение и отопление с учетом мер социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за жилое помещение и освобождение от оплаты за коммунальные услуги, в том числе отопление, "в пределах социальной нормы площади жилья", в редакции Закона Новосибирской области N 285-ОЗ от 13 апреля 2005 г., и с учетом изменений, внесенных Законом НСО N 274-ОЗ от 13 октября 2008 г., меры социальной поддержки предоставляются "в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения" (л.д. 145-146, 77-78, 50б-50е).
Понятие регионального стандарта нормативной площади жилого помещения определено Законом Новосибирской от 05 декабря 2006 г. N 60-ОЗ (в редакции Закона Новосибирской области от 13.10.2008 г. N 274-ОЗ) "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Новосибирской области" (л.д. 138-139).
Согласно пункта 1 статьи 3 Закона Новосибирской области N 60-ОЗ региональный стандарт нормативной площади жилого помещения - размер нормативной общей площади жилого помещения, приходящейся на одного человека. Размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения устанавливается Губернатором Новосибирской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год (пункт 3 статьи 3 Закона Новосибирской области от 5 декабря 2006 г. N 60-ОЗ) (л.д. 138-139).
Постановлениями губернатора Новосибирской области от 10 августа 2007 г. N 317 "Об установлении региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Новосибирской области на 2008 г." и от 31 декабря 2008 г. N 558 "Об установлении региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Новосибирской области на 2009 г." в 2008 и 2009 годах региональный стандарт нормативной площади жилого помещения установлен 18 кв. метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек (л.д. 140-141).
Согласно представленным заявителем документам, меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и отопление предоставляются из расчета регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, а не на все жилое помещение, в котором заявитель проживает. За ноябрь 2007 г. при тарифе оплаты за 1 квадратный метр отопления 12 руб. 57 коп., льгота предоставлена в размере 226 руб. 26 коп. из расчета 18 кв. м.; за октябрь 2008 г. при тарифе оплаты за 1 кв. м. отопления 13 руб. 46 коп., льгота предоставлена в размере 242 руб. 28 коп. из расчета 18 кв. метров и без учета других лиц, проживающих вместе с Капустиной В.М. (л.д.50в-50 е).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что положения Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ (в редакции Закона Новосибирской области от 13.10.2008 г. N 274-ОЗ) "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", а именно:
- часть третья статьи 1 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ в части указания на проживающих совместно с ушедшими на пенсию педагогическими работниками "нетрудоспособными и несовершеннолетними" членами их семей;
- абзац первый части 2 статьи 2 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ в части слов "в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения", в отношении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и отопление, и пункт 2 части 2 статьи 2 Закона Новосибирской области в части слов "нетрудоспособными и несовершеннолетними членами" по отношению к членам семьи, в отношении ушедших на пенсию граждан, относящихся к категории, указанной в пункте 4 части 1 статьи 1 противоречат положениям абзаца 3 пункта 5 стать 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и подлежат признанию недействующими с 28 октября 2008 г.
Суд считает, что Закон Новосибирской области N 285-ОЗ (в редакции Закона НСО от 13.10.2008 г. N 274-ОЗ) подлежит признанию недействующим в части вышеуказанных положений, а не полностью часть 3 статьи 1, абзац 1 части 2 статьи 2 и пункт 2 части 2 статьи 2 Закона, как просит заявитель, поскольку за исключением признанных судом недействующими положений, в остальной части часть 3 статьи 1, абзац 1 части 2 статьи 2 и пункт 2 части 2 статьи 2 Закона НСО N 285-ОЗ, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При определении периода, с которого оспариваемые положения Закона Новосибирской области N 285-ОЗ признаются недействующими, суд принимает во внимание, что в соответствии ч.1 ст. 251 ГПК РФ предметом рассмотрения в суде могут быть только действующие положения нормативных правовых актов. Оспариваемое заявителем положение абзаца первого части 2 статьи 2 Закона НСО "в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения" введено Законом Новосибирской области от 13 октября 2008 г. N 274-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Новосибирской области в части предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", согласно статье 4 которого в части 2 статьи 2 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ слова "социальной нормы предоставления площади жилья" заменены словами "регионального стандарта нормативной площади жилого помещения " (л.д.136-137).
Согласно статьи 6 Закона Новосибирской области от 13.10.2008 г. N 274-ОЗ настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с даты вступления в силу Закона Новосибирской области от 28 марта 2008 г. N 215-ОЗ "О внесении изменений в Закон Новосибирской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области" и в статью 4 Закона Новосибирской области "О ветеранах труда Новосибирской области" (л.д. 136-137).
Поскольку право Капустиной В.М. на предоставление мер социальной поддержки не основано на Законах Новосибирской области от 29 декабря 2004 г. N 253-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области" и Законе Новосибирской области от 25 июля 2003 г. N 127-ОЗ "О ветеранах труда в Новосибирской области", то редакция абзаца 1 части 2 статьи 2 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ, с изменения Закона Новосибирской области от 13.10.2008 г. N 274-ОЗ, действует с 28 октября 2008 г., так как Закон был опубликован в газете "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов" N 58 17 октября 2008 г.(л.д. 135).
Оснований для признания оспариваемых положений Закона Новосибирской области N285-ОЗ недействующими со дня принятия Закона Новосибирской области нет, так как ранее оспариваемые положения Закона НСО действовали в другой редакции, которая в настоящее время изменена.
Суд считает, что оспариваемые положения Закона Новосибирской области N 285-ОЗ нарушают права заявительницы, так как является ушедшим на пенсию педагогическим работником, проработала в рабочем поселке Кольцово Новосибирского района Новосибирской области в должности педагога более 10 лет и в настоящее время с семьей в составе 3-х человек проживает там же. Представленными в суд документами подтверждается, что заявителю не предоставляются льготы в отношении предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, расчет мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение с отоплением производится в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, что по мнению суда лишает заявителя льгот, установленных Законом РФ "Об образовании".
Руководствуясь статьями 194-199, частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
заявление Капустиной В.М. об оспаривании части 3 статьи 1, абзаца 1 части 2 статьи 2, пункта 2 части 2 статьи 2 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ (в редакции Закона Новосибирской области от 13.10.2008 г. N 274-ОЗ) "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" удовлетворить частично.
Признать недействующими с 28 октября 2008 г. положения части третьей статьи 1 в части слов "нетрудоспособными и несовершеннолетними" в отношении членов семьи ушедших на пенсию граждан, относящихся в категории, указанной в пункте 4 части 1 настоящей статьи, абзац первый части 2 статьи 2 в части слов "в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения" и пункт 2 части 2 статьи 2 в части слов "нетрудоспособными и несовершеннолетними" в отношении ушедших на пенсию граждан, относящихся к категории, указанной в пункте 4 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ (в редакции Закона Новосибирской области от 13.10.2008 г. N 274-ОЗ) "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области".
В остальной части заявленных требований Капустиной В.М. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Дело рассматривалось в Верховном Суде по кассационным жалобам Капустиной В.М., Новосибирского областного Совета депутатов.
Решение суда оставлено без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения. Решение вступило в законную силу 19 августа 2009 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Новосибирского областного суда от 29 мая 2009 г. N 3-61/2009
Текст решения опубликован в газете "Советская Сибирь" от 25 сентября 2009 г. N 180
Текст решения приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Кассационным определением Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 67-Г09-11 настоящее Решение оставлено без изменения