Определение Верховного Суда РФ от 31 октября 2016 г. N 302-ЭС16-13897
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.06.2016 по делу N А10-1365/2014, установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к индивидуальному предпринимателю Мининой Ирине Зигмундовне (далее - индивидуальный предприниматель Минина И.З.) об обязании снести (демонтировать) самовольно возведенные постройки на земельном участке с кадастровым номером 03:06:560103:1 военного городка N 18, расположенного по адресу: Республика Бурятия, п. Онохой, продовольственного магазина "Продукты" - бутобетон, перекрытия деревянные, несущие стены шлакоблочные, перегородки деревянные, кровля шиферная, примерной площадью 51 кв.м, в шести метрах от КПП, инв. N 151; об обязании привести земельный участок в пригодное для его дальнейшего использования состояние.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство обороны Российской Федерации, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, администрация Муниципального образования "Городское поселение "Поселок Онохой", администрация Муниципального образования "Заиграевский район" Республики Бурятия, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24.10.2014, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.05.2015 названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13.11.2015 исковые требования учреждения удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 решение от 13.11.2015 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.06.2016 постановление от 03.03.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России просит отменить постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права, оставить решение суда первой инстанции от 13.11.2015.
В обоснование жалобы заявитель указал, что земельный участок с кадастровым номером 03:06:5600103:1 площадью 325 0000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Бурятия, Заиграевский район, п. Онохой-3 в 1964 году был отнесен к землям специального назначения и закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за войсковой частью N 74095. В 1988 году войсковой частью получено свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 17.03.2005 N 05/5-0526 земельный участок площадью 325 га, расположенный по адресу: Загораевский район, пос. Онохой-3,был предоставлен на праве постоянного пользования Улан-Удэнской КЭЧ.
По передаточному акту от 01.04.2011 указанный земельный участок передан от ФГУ "Улан-Удэнская КЭЧ района" на баланс ФГКУ "Сибирское ТУИО "Минобороны России.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, либо земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Пунктом 2 раздела II приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности АВ Российской Федерации на государственную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлено, что имущество Вооруженных Сил отнесено исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.
В силу подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 12082, министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Указа Президента Российской Федерации следует читать как "N 1082"
Следовательно, полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности и закрепленными за Вооруженными Силами Российской Федерации, принадлежат Минобороны в лице его уполномоченных органов.
Собственник земельного участка с кадастровым номером 03:06:560103:1 - Российская Федерация в лице уполномоченного органа не давало своего согласия индивидуальному предпринимателю Мининой И.З. на занятие и использование части земельного участка. Онохойская поселковая сельская администрация не вправе была распоряжаться спорным земельным участком.
Командир части и иные лица не вправе были давать согласие на строительство объектов на земельных участках, предоставленных Министерству Обороны Российской Федерации.
Спорное здание магазина является самовольной постройкой, сохранение которой нарушает права и законные интересы собственника земельного участка.
Иск о сносе самовольной постройки, предъявленный в защиту своего права лицом, которое не лишено владение участком, следует рассматривать как требование, аналогичное требованию собственника или иного законного владельца об устранении всяких нарушений его прав в отношении принадлежащего ему земельного участка, не связанных с лишением владения, к такому требованию подлежат применению правила статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, земельный участок с кадастровым номером 03:06:560103:1, площадью 3 250 000 кв.м, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Заиграевский район, п. Онохой-3, в 1964 году был отнесен к землям специального назначения и закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за войсковой частью N 74095.
04.12.1964 исполнительным комитетом Заиграевского районного городского Совета войсковой части N 74095 был выдан государственный трудящихся акт N 69 на право постоянного пользования земельным участком площадью 325 га согласно плану и описанию границ.
16.04.1998 войсковой частью получено свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 03АА N 181447 от 17.08.2004., зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок кадастровый номер 03:06:560103:0001, площадью 3 250 000 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного назначения, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Заиграевский район, п. Онохой-3.
Основанием к регистрации права указаны Федеральный закон от 31.05.1996 N 61 "Об обороне", постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-I и выписка из реестра федерального имущества от 10.06.2004 N 05/3-1354.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 17.03.2005 N 05/5-0526, земельный участок площадью 325 га, расположенный по адресу: Заиграевский район, п. Онохой-3, был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Улан-Удэнской квартирно-эксплуатационной части.
В 2008 году границы земельного участка были уточнены путем проведения межевания, что подтверждается землеустроительным делом N 1110, подготовленным ООО "Стройзем" по заданию Улан-Удэнской КЭЧ района, и кадастровым паспортом, полученным по результатам межевания N 0306/201/09-438 от 05.02.2009. По передаточному акту от 01.04.2011 указанный земельный участок передан от ФГУ "Улан-Удэнская КЭЧ района" на баланс ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
09.08.2013 сотрудниками ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России на основании приказа начальника ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России N 275 от 04.07.2013 была проведена выездная комиссионная проверка недвижимого имущества военного городка N 18, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Заиграевский район, п. Онохой-3, в результате которой установлен факт занятия индивидуальным предпринимателем Мининой И.З. в границах земельного участка с кадастровым номером 03:06:560103:1 части земельного участка площадью 51 кв.м для размещения магазина "Продукты" без правоустанавливающих документов.
Неисполнение индивидуальным предпринимателем Мининой И.З. требований ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России об освобождении занимаемого земельного участка (уведомления от 12.08.2013 N 141/5/4/1962, от 14.10.2013 N 141/5/4/12005) явилось основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском о сносе самовольно возведенного строения.
При рассмотрении спора суды исходили из следующего.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 и 4 настоящей статьи.
В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию. Иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Судами установлено, что Минина И.З. обращалась с заявлением от 17.04.1995 к начальнику Онохойского военного гарнизона с просьбой об открытии торговой точки на территории жилой зоны военного городка "Онохой-3", командование Онохойского гарнизона не возражало против открытия торговой точки.
02.08.1996 Инспекцией (Управлением) государственного архитектурного строительного контроля Отдела (Управления) по делам строительства и архитектуры Исполнительного комитета Заиграевского Совета депутатов трудящихся Мининой И.З. выдано разрешение на строительство объекта - торговой точки в п. Онохой-3, КПП.
Постановлением Онохойской поселковой администрации N 31 от 19.05.1999 индивидуальному предпринимателю Мининой И.З. под строительство магазина был отведен земельный участок в п. Онохой-3 площадью около 52 кв.м.
Впоследствии между индивидуальным предпринимателем Мининой И.З. и Онохойской поселковой администрацией был заключен договор N 103 от 19.05.1999 о предоставлении земельного участка площадью 52 кв.м в пользование сроком на 3 года на условиях аренды. Действия администрации по выделению спорного земельного участка не обжаловались и не признавались незаконными.
20.09.2002 приемочной комиссией, назначенной распоряжением главы МО "Заиграевский район" N 804-р от 18.09.2002, подписан акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта - магазина в п. Онохой-3. В сентябре 2002 года ответчиком был получен технический паспорт на возведенный объект.
Доказательств того, что при строительстве были допущены существенные нарушения строительных норм и правил, не представлено.
Согласно заключению судебной экспертизы от 30.09.2015 N 0196/4-4-2015, проведенной автономной некоммерческой организацией "Единый экспертно-правовой центр", спорное здание - магазин, не создает угрозу жизни и здоровью граждан и соответствует требованиям безопасности, предусмотренным законодательством Российской Федерации для таких построек.
Не установив иных оснований невозможности сохранения на спорном земельном участке здания магазина, суды апелляционной и кассационной инстанций обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска о сносе самовольной постройки.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 06.09.2016 учреждению предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Поскольку производство по рассмотрению кассационной жалобы общества завершено, государственная пошлина с учетом положений статей 333.21, 333.22 Налогового кодекса и статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
В силу части 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист подлежит выдаче Арбитражным судом Республики Бурятия.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать в передаче кассационной жалобы федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета 3000 (три тысячи) рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Арбитражному суду Республики Бурятия выдать исполнительный лист.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 31 октября 2016 г. N 302-ЭС16-13897 по делу N А10-1365/2014
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7055/16
06.10.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6413/14
28.06.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3133/16
03.03.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6413/14
13.11.2015 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-1365/14
05.11.2015 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6413/14
12.08.2015 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6413/14
29.06.2015 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6413/14
22.05.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1689/15
22.01.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6413/14
24.10.2014 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-1365/14