Методические указания МУ 2.6.5.010-2016
"Обоснование границ и условия эксплуатации санитарно-защитных зон и зон наблюдения радиационных объектов"
(утв. Федеральным медико-биологическим агентством 22 апреля 2016 г.)
Дата введения в действие - с момента утверждения
Введены впервые
Введение
Настоящие методические указания разработаны по заданию Госкорпорации "Росатом" и входят в комплекс нормативно-методических документов радиационной безопасности, объединенный общими подходами и имеющий единую терминологию.
В документах, в части, не противоречащей Российскому законодательству, НРБ-99/2009 и ОСПОРБ-99/2010, учтены новые положения Публикации 103 МКРЗ "Рекомендации 2007 года Международной комиссии по радиационной защите" и IAEA Safety Standards Series No. GSR Part 3 "RADIATION PROTECTION AND SAFETY OF RADIATION SOURCES: INTERNATIONAL BASIC SAFETY STANDARDS. GENERAL SAFETY REQUIREMENTS", INTERNATIONAL ATOMIC ENERGY AGENCY, VIENNA, 2014.
I. Область применения
1.1. Настоящие методические указания (далее - МУ) распространяются на юридических лиц, осуществляющих разработку, проектирование, эксплуатацию, реконструкцию, модернизацию и вывод из эксплуатации радиационного объекта на территории Российской Федерации, а также для специалистов органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и организаций, проводящих экспертизу проектов СЗЗ и ЗН радиационного объекта.
1.2. Настоящий документ устанавливает методику расчета и обоснования границ санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и зоны наблюдения (ЗН) радиационного объекта.
1.3. Настоящий документ предназначен для применения на всех этапах жизненного цикла радиационного объекта с целью ограничения негативного воздействия радиационных, физических (не радиационных) и химических факторов на население и окружающую среду.
1.4. Для радиационного объекта, имеющего утвержденный в установленном порядке размер СЗЗ и ЗН, настоящий документ может быть применен при изменении условий его эксплуатации, а также в случаях, негативно влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, требующих пересмотра размеров и границ СЗЗ и ЗН.
II. Нормативные ссылки
В настоящих МУ использованы ссылки на следующие нормативные и методические документы:
Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р "Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды"
СанПиН 2.6.1.2523-09 Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)
СП 2.6.1.2612-10 Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)
СанПиН 2.6.1.24-03 Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03)
СП 2.6.1.2216-07 Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения радиационных объектов. Условия эксплуатации и обоснование границ (СП СЗЗ и ЗН-07)
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция
СП 1.1.1058-01 Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы
СП 51.13330.2011. Свод правил. Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003
СН 2.2.4/2.1.8.566-96 Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий
СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 23.02.1984 N 2971-84)
ГН 2.1.6.1338-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы
ГН 2.1.6.2309-07 Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы
ГН 2.1.8/2.2.4.2262-07 Предельно допустимые уровни магнитных полей частотой 50 Гц в помещениях жилых, общественных зданий и на селитебных территориях
СП 131.13330.2012 Свод правил. Строительная климатология (актуализированная редакция СНиП 23-01-99)
ГОСТ 17.2.1.04-77 Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения. Промышленные выбросы. Термины и определения
ГОСТ 17.2.4.02-81 Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ
ГОСТ 17.2.1.03-84 Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения
ГОСТ 17.2.3.01-86 Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 10.11.1986 N 3395)
ГОСТ 31295.2-2005 (ИСО 9613-2:1996). Межгосударственный стандарт. Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета (введен в действие приказом Ростехрегулирования от 20.07.2006 N 135-ст)
ГОСТ 23337-2014 Межгосударственный стандарт. Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий (введен в действие Приказом Росстандарта от 18.11.2014 N 1643-ст)
ГОСТ Р 8.820-2013 Метрологическое обеспечение. Основные положения
ГОСТ Р 8.638-2013 Метрологическое обеспечение радиационного контроля
ГОСТ Р 8.565-2014 Метрологическое обеспечение атомных станций. Основные положения
МИ 2453-2015 (взамен МИ 2453-2000) Методики радиационного контроля. Общие требования
РД 52.04.186-89 Руководство по контролю загрязнения атмосферы
РД 52.04.212-86 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86)
РБ-106-15 Рекомендуемые методы расчета параметров, необходимых для разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух (утв. приказом Ростехнадзора от 11.11.2015 N 458)
Руководство по расчету индивидуальных и коллективных доз облучения населения от выбросов радионуклидов, поступивших в атмосферу при эксплуатации АС (ПНАЭ, Г, направление) (утв. МЗ СССР (25.01.1989), Госкомгидромет СССР (09.01.1989), Государственный Комитет по использованию атомной энергии СССР (30.01.1989))
Методы расчета распространения радиоактивных веществ в окружающей среде и доз облучения населения, НТД МХО Интератомэнерго (НТД МХО ИАЭ-92), Москва, 1992
Методические рекомендации по расчету нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ из организованных источников в атмосферный воздух применительно для организаций ГК "Росатом" (утв. распоряжением Госкорпорации "Росатом" от 15.07.2014 N 1-1/3108)
МУ 2.6.1.34-2007 Расчет квоты предела годовой дозы и допустимых уровней радиационных факторов для радиационно опасных предприятий
МУК 4.3.2491-09 Гигиеническая оценка электрических и магнитных полей промышленной частоты (50 Гц) в производственных условиях. Методические указания
МУК 4.3.2194-07 Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях. Методические указания (утв. Роспотребнадзором 05.04.2007) (вместе с "Методикой расчета санитарно-защитной зоны промышленного предприятия или иного промышленного объекта с источниками шума")
МР 2.6.1.27-2003 Зона наблюдения радиационного объекта. Организация и проведение радиационного контроля окружающей среды
МУ 1.3.2.06.027.0045-2009 Организация радиационного контроля в районе расположения атомных станций (Приказ ОАО "Концерн Росэнергоатом" от 21.01.2011 N 41)
Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, Л., 1991
Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (дополненное и переработанное), ОАО "НИИ Атмосфера", 2012 (введено в действие письмом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.03.2012 N 05-12-47/4521).
III. Список сокращений
IV. Общие положения
4.1. В целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения устанавливаются особые территории - санитарно-защитная зона и зона наблюдения. По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим безопасность населения при нормальной эксплуатации радиационного объекта.
4.2. Радиационное воздействие на население, проживающее в зоне наблюдения радиационного объекта или находящееся в зоне влияния нескольких объектов, должно быть ограничено допустимыми уровнями радиационного воздействия (в рамках данного документа - квотами предела дозы) для каждого радиационного объекта, обеспечивающими непревышение среднегодового значения предела дозы для населения.
4.3. Квота устанавливается на суммарное облучение населения от радиоактивных газоаэрозольных выбросов в атмосферу и жидких сбросов в водные объекты в целом для радиационного объекта при нормальной эксплуатации, независимо от количества источников техногенного излучения на промышленной площадке.
4.4. Критерием для определения размеров СЗЗ является непревышение на ее внешней границе предела годовой эффективной дозы облучения населения (1 мЗв/год) или квоты этого предела, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в условиях нормальной эксплуатации радиационного объекта.
4.5. Обоснование размеров СЗЗ должно основываться на расчетах годовой эффективной дозы облучения населения за счет фактических (за последние пять лет эксплуатации радиационного объекта) или прогнозируемых (для проектируемого радиационного объекта) радиоактивных газоаэрозольных выбросов в атмосферу и жидких сбросов в водные объекты.
При обосновании размеров СЗЗ действующего радиационного объекта следует учитывать последствия эксплуатации объекта в прошлом, в результате которых часть территории за пределами промплощадки подверглась долговременному радиоактивному загрязнению в соответствии с критериями, указанными в приложении 5 к НРБ-99/2009.
4.6. Размеры зоны наблюдения устанавливаются на основе анализа показателей радиационного контроля при нормальной эксплуатации радиационного объекта за последние пять лет или прогнозируемых показателей РК (для проектируемых радиационных объектов). Внутренняя граница ЗН всегда совпадает с границей СЗЗ.
4.7. При наличии на территории нескольких радиационных объектов, СЗЗ и ЗН должны устанавливаться с учетом их суммарного воздействия на население и окружающую среду.
4.8. На внешней границе СЗЗ радиационного объекта и за ее пределами не должны превышаться гигиенические нормативы по физическим (нерадиационным) и химическим факторам воздействия на население и окружающую среду.
4.9. Подтверждение соблюдения гигиенических нормативов на границе СЗЗ радиационного объекта и за ее пределами (оценка соответствия) осуществляется на основе результатов расчетных и натурных исследований, выполненных в рамках проведения обязательных надзорных и мониторинговых мероприятий, а также производственного контроля в течение последнего календарного года.
4.10. Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения параметров физических воздействий на население и окружающую среду на границе СЗЗ и в жилой застройке должны выполняться лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.
4.11. Радиационный объект является источником химического и/или физического (нерадиационного) воздействия на население и окружающую среду, если за пределами промышленной площадки концентрации загрязняющих веществ превышают и/или параметры физического воздействия превышают .
4.12. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте СЗЗ, а размеры и границы зоны наблюдения - в проекте ЗН, которые являются обязательными отдельными документами.
4.13. Расчет и обоснование размеров СЗЗ и ЗН осуществляются в соответствии с требованиями, изложенными в разделах 5 и 7.
4.14. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации санитарно-защитная зона относится к зонам с особыми условиями использования территорий, для которых устанавливаются специальные виды разрешенного использования земельных участков и расположенных на ней объектов капитального строительства.
4.15. Эксплуатация СЗЗ радиационных объектов осуществляется в соответствии с требованиями раздела 5 СП СЗЗ и ЗН-07
4.16. В зоне наблюдения органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора могут вводиться ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
V. Обоснование границ санитарно-защитной зоны
5.1. Обоснование границ санитарно-защитной зоны для проектируемого радиационного объекта должно осуществляться исходя из проектируемых условий нормальной эксплуатации производства, а для действующего радиационного объекта - из фактических условий его нормальной эксплуатации.
5.2. В основе методики обоснования границы СЗЗ лежит требование ограничения облучения населения квотой, установленной для радиационного объекта. Указанная квота относится к средней годовой эффективной дозе лиц из критической группы населения.
5.3. Доза облучения населения ограничивается путем квотирования воздействия всех радиационных факторов, от которых облучение населения при нормальной эксплуатации объекта может превысить минимально значимую дозу - 10 мкЗв/год, установленную в НРБ-99/2009 и ОСПОРБ-99/2010 в качестве нижней границы дозы при оптимизации радиационной защиты населения в условиях нормальной эксплуатации радиационного объекта.
5.4. При определении размеров и границ СЗЗ учитывается годовая доза облучения населения только за счет радиоактивных выбросов в атмосферу, так как непревышение квоты предела годовой дозы, установленной на облучение населения от жидких сбросов радионуклидов в поверхностные воды, вне зависимости от расстояния за пределами промплощадки радиационного объекта, обеспечивается соблюдением нормативов допустимых сбросов.
5.5. Годовая эффективная доза облучения населения E за счет радиоактивных выбросов в атмосферу за пределами СЗЗ не должна превышать квоту , установленную для ограничения облучения населения от радиоактивных выбросов радиационного объекта.
5.6. В общем случае граница СЗЗ представляет собой геометрическое место точек, для каждой из которых должны одновременно выполняться следующие условия
для , (5.1)
где - граница СЗЗ;
и M - точка на границе СЗЗ и за пределами СЗЗ, соответственно;
- точка расположения источника s на территории радиационного объекта;
D - территория за пределами СЗЗ радиационного объекта;
S - число источников на территории радиационного объекта;
- годовая эффективная доза облучения лица из КГ в точке от источника s.
5.7. Для точного описания границы СЗЗ требуется задание бесконечного числа точек.
Для практических целей может быть применен дискретный подход к описанию границы СЗЗ. Суть этого подхода состоит в том, что граница СЗЗ в полярных координатах (полюс совпадает с геометрическим центром источников) описывается с помощью конечного числа точек , в которых выполняется условие (5.1) и каждая из которых определяется соответствующим полярным радиусом в направлении румба розы ветров .
5.8. В рамках дискретного приближения граница СЗЗ представляется в виде замкнутой ломаной линии, вершинами которой являются указанные выше точки.
Расчет радиус-вектора санитарно-защитной зоны радиационного объекта проводится исходя из следующего критериального соотношения
, , , (5.2)
при условии, что
для . (5.3)
Здесь - годовая эффективная доза облучения лица из КГ, проживающего на расстоянии x от геометрического центра источников в румбе с номером ;
- радиус СЗЗ в румбе с номером , м;
и n - номера румбов, куда и откуда переносится выброс;
N - общее число румбов направлений ветра.
Алгоритм расчета величин приведен в приложении А.
5.9. Если в режиме нормальной эксплуатации радиационного объекта за пределами промплощадки , то внешняя граница СЗЗ совпадает с изодозной кривой .
5.10. Если в режиме нормальной эксплуатации радиационного объекта за пределами промплощадки , то в качестве границы СЗЗ может приниматься граница промплощадки радиационного объекта.
5.11 Результаты расчетов размеров СЗЗ радиационного объекта представляют в табличном виде, как показано в таблице 1.
Таблица 1 - Пример представления результатов расчета радиус-вектора санитарно-защитной зоны радиационного объекта.
Румб |
Радиус, м |
Румб |
Радиус, м |
С |
|
Ю |
|
ССВ |
|
ЮЮЗ |
|
СВ |
|
ЮЗ |
|
ВСВ |
|
ЗЮЗ |
|
В |
|
З |
|
ВЮВ |
|
ЗСЗ |
|
ЮВ |
|
СЗ |
|
ЮЮВ |
|
ССЗ |
|
VI. Оценка соответствия радиационного объекта нормативным требованиям в части химического и физического воздействия на население и окружающую среду
Оценка соответствия радиационного объекта как источника негативного химического и физического воздействия на население и окружающую среду нормативным требованиям для проектируемых и строящихся радиационных объектов выполняется расчетным путем, для действующих радиационных объектов последовательно - расчетным путем и на основании результатов натурных наблюдений и измерений (в рамках производственного контроля) для подтверждения расчетных параметров.
6.1. Оценка соответствия радиационного объекта нормативным требованиям в части химического воздействия
Радиационный объект соответствует нормативным требованиям в части химического воздействия на население и окружающую среду, если на границе СЗЗ и за ее пределами соблюдаются предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест с учетом фоновых концентраций.
6.1.1 Оценка соответствия на основе расчета
6.1.1.1 Радиационный объект признается безусловно соответствующим нормативным требованиям по негативному воздействию химического загрязнения на атмосферный воздух на основе результатов расчета, если
, , (6.1)
, , , (6.2)
где - расчетная оценка величины ;
- истинная максимальная разовая приземная концентрация загрязняющего вещества j (с учетом фона) в области D от совокупности источников, расположенных на территории радиационного объекта, c учетом фактического режима их работы во времени;
D - область за пределами СЗЗ;
- рассчитанная максимальная разовая концентрация загрязняющего вещества j в приземном слое атмосферы в точке от источника s, расположенного в точке на территории радиационного объекта;
S - количество источников загрязнения на территории радиационного объекта;
- абсолютная неопределенность метода расчета в сторону больших значений (при Р = 0,95);
- абсолютная неопределенность метода расчета в сторону больших значений (при Р = 0,95);
- ориентировочный безопасный уровень воздействия загрязняющего вещества j в атмосферном воздухе населенных мест;
и - соответственно ПДК максимальная разовая и среднесуточная загрязняющего вещества j в атмосферном воздухе населенных мест.
Значения нормативов и установлены в ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы", а - в ГН 2.1.6.2309-07 "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы".
6.1.1.2. При совместном присутствии в атмосферном воздухе нескольких веществ, обладающих эффектом суммации, потенцирования и эффектом неполной суммации, должно выполняться условие
, (6.3)
, , , , (6.4)
где - порядковый номер загрязняющих веществ, обладающих однонаправленным действием (эффектом суммации);
L - число загрязняющих веществ, обладающих эффектом суммации;
- абсолютная неопределенность метода расчета величины q в сторону больших значений (при Р = 0,95);
- коэффициент комбинированного действия загрязняющих веществ (установлен в ГН 2.1.6.1338-03 для разных групп ЗВ, обладающих эффектом суммации, потенцирования и эффектом неполной суммации).
Оценка соответствия (6.3) выполняется для каждой группы суммации отдельно и с учетом фоновых концентраций.
Учет фона по группе обладающих комбинированным вредным воздействием ЗВ выполняется, если все эти ЗВ присутствуют в выбросах и их приземные концентрации за пределами промплощадки, обусловленные выбросами, превышают .
Не обладают эффектом суммации 2-, 3- и 4-компонентные смеси, включающие диоксид азота и/или сероводород и входящие в состав многокомпонентного загрязнения атмосферного воздуха, если удельный вес концентраций одного из них, выраженный в долях соответствующих максимальных разовых ПДК, составляет (раздел V ГН 2.1.6.1338-03) в 2-компонентной смеси - более 80%; в 3-компонентной смеси - более 70%; в 4-компонентной смеси - более 60%.
6.1.1.3. Расчет величин должен быть выполнен в соответствии с методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86).
6.1.1.4. Для расчета приземных концентраций загрязняющих веществ климатическую характеристику следует принимать по СП 131.13330.2012 "Строительная климатология (актуализированная редакция СНиП 23-01-99)".
6.1.1.5. Расчет максимальных приземных концентраций следует проводить с учетом фоновых концентраций ЗВ (по данным постов наблюдений территориальных органов Росгидромета), внешней застройки, ограждений промплощадки, на высоте дыхательного слоя 2 м.
6.1.1.6. Измерения атмосферного воздуха и физических воздействий (для подтверждения расчетных параметров) проводятся на границе СЗЗ и жилой застройки лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.
6.1.2. Оценка соответствия на основе результатов производственного контроля
6.1.2.1. Радиационный объект безусловно соответствует нормативным требованиям в части загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами, если
, (6.5)
где - измеренное за пределами СЗЗ значение величины ;
- оценка абсолютной неопределенности производственного контроля величины в сторону больших значений (при Р = 0,95).
6.1.2.2. Для обладающих эффектом суммации, потенцирования и эффектом неполной суммации загрязняющих веществ оценка соответствия записывается в виде
, (6.6)
, , , (6.7)
где q - оценка величины q по результатам производственного контроля;
- оценка абсолютной неопределенности производственного контроля величины q в сторону больших значений (при Р = 0,95).
6.1.2.3. Требования к организации и проведению производственного контроля за соблюдением нормативов химического воздействия на население и окружающую среду изложены в разделе 9 настоящих методических указаний.
6.2. Оценка соответствия радиационного объекта нормативным требованиям в части физического воздействия
Радиационный объект соответствует нормативным требованиям в части физического (не радиационного) воздействия на население и окружающую среду, если на границе СЗЗ и за ее пределами соблюдаются ПДУ.
6.2.1 Оценка соответствия на основе расчетов
На границе СЗЗ и за ее пределами воздействие физических факторов не должно превышать соответствующих ПДУ для населенных мест
, , (6.8)
, , (6.9)
где - расчетная оценка величины ;
- истинное максимальное значение нормируемого параметра k фактора физического воздействия в области D от всех источников, расположенных на территории радиационного объекта;
- рассчитанный нормируемый параметр k фактора физического воздействия в точке от источника s, расположенного в точке на территории радиационного объекта ;
- абсолютная неопределенность метода расчета в сторону больших значений (при Р = 0,95);
- абсолютная неопределенность метода расчета в сторону больших значений (при Р = 0,95);
- предельно допустимый уровень воздействия нормируемого параметра k фактора физического воздействия на население и окружающую среду.
6.2.2. Оценка соответствия на основе результатов производственного контроля
6.2.2.1. Радиационный объект безусловно соответствует нормативным требованиям в части воздействия физического фактора на население и окружающую среду, если
, (6.10)
где - оценка величины за пределами СЗЗ по результатам производственного контроля;
- абсолютная неопределенность производственного контроля в сторону больших значений (при Р = 0,95).
6.2.2.2. Требования к организации и проведению производственного контроля за соблюдением нормативов физического воздействия на население и окружающую среду изложены в разделе 9 настоящих методических указаний.
6.2.3. Фактор шума
Расчёт зон влияния шума на население и окружающую среду включает:
выявление источников шума и определение их шумовых характеристик;
выбор точек на территориях, для которых необходимо провести расчет (расчетные точки);
определение путей распространения шума от источника(ов) до расчетных точек и потерь звуковой энергии по каждому из путей (снижение за счет расстояния, экранирования, звукоизоляции ограждающих конструкций, звукопоглощения и др.);
определение ожидаемых уровней шума в расчетных точках;
определение необходимости снижения шума на основе сопоставления ожидаемых уровней шума с допустимыми значениями;
разработку (при необходимости) мероприятий, направленных на снижение шума до допустимых значений;
проверочные расчеты ожидаемых уровней шума в расчетных точках с учетом выполнения строительно-акустических мероприятий.
Нормируемыми параметрами постоянного шума в расчетных точках являются уровни звукового давления в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами (Гц): 31,5, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000 и 8000. Для ориентировочных расчетов допускается использование уровней звука.
Нормируемыми параметрами непостоянного шума в расчетных точках являются эквивалентные (по энергии) и максимальные уровни звука.
Методы расчета нормируемых параметров и ПДУ воздействия шума на население приведены в СанПиН 2.1.2.2645-10, СП 51.13330.2011, СН 2.2.4/2.1.8.562-96, МУК 4.3.2194-07, ГОСТ 31295.2-2005 (ИСО 9613-2:1996).
6.2.4. Фактор электромагнитного поля
Расчет зон влияния воздействия ЭМП радиочастотного диапазона и промышленной частоты на население и окружающую среду включает:
выявление источников ЭМП и определение их характеристик;
выбор точек, для которых необходимо провести расчет (расчетные точки);
определение путей распространения и ослабления ЭМП до расчетных точек (за счет расстояния, экранирования, ограждающих конструкций и др.) по каждому из путей;
определение ожидаемых уровней ЭМП в расчетных точках;
определение требуемого снижения уровней ЭМП на основе сопоставления ожидаемых уровней ЭМП с допустимыми значениями.
После проведения мероприятий (при необходимости) по обеспечению требуемого снижения уровней ЭМП необходимо выполнить проверочные натурные измерения уровней ЭМП в расчетных точках.
Нормируемыми параметрами ЭМП в расчетных точках являются:
напряженность ЭП в диапазонах частот кГц, МГц, МГц и МГц;
напряженность переменного ЭП с промышленной частотой 50 Гц;
плотность потока энергии в диапазоне частот ГГц;
интенсивность МП частотой 50 Гц.
Методы расчета нормируемых параметров и предельно допустимые уровни воздействия ЭМП на население установлены в СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03, СанПиН 2971-84, ГН 2.1.8/2.2.4.2262-07, МУК 4.3.2491-09.
6.2.5. Фактор вибрации
Расчет зон влияния вибрации на население и окружающую среду включает:
выявление источников вибрации и определение их вибрационных характеристик;
выбор точек на территориях, для которых необходимо провести расчёт (расчётные точки);
определение путей распространения вибрации от источника(ов) до расчетных точек и потерь вибрационной энергии (за счет расстояния, экранирования, звукоизоляции ограждающих конструкций, звукопоглощения и др.) по каждому из путей;
определение ожидаемых вибраций в расчетных точках;
проведение натурных измерений вибрации в расчётных точках (для действующих радиационных объектов);
сравнение результатов натурных измерений (для действующих радиационных объектов), расчётных и допустимых значений вибрации (приложение N 4 к СанПиН 2.1.2.2645-10) и разработку (при необходимости) мероприятий по обеспечению требуемого снижения общей вибрации;
проверочные расчеты ожидаемых вибраций в расчетных точках с учетом выполнения строительно-защитных мероприятий.
Нормируемыми параметрами вибрации являются средние квадратические значения виброскорости и виброускорения (или их логарифмические уровни) в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами (Гц): 2, 4, 8, 16, 31,5, 63.
Методика расчета нормируемых параметров и ПДУ воздействия вибрации на население приведены в СанПиН 2.1.2.2645-10 и СН 2.2.4/2.1.8.566-96.
6.3. Устранение несоответствия
6.3.1 Если на границе СЗЗ радиационного объекта, рассчитанной и обоснованной по дозовому критерию, требования п. 4.8 настоящих МУ не соблюдаются, необходимо определить и устранить причины несоответствия путем использования наилучших доступных технологий.
VII. Определение размеров зоны наблюдения
7.1. Зона наблюдения представляет собой территорию вокруг радиационного объекта, внутренняя граница которой совпадает с границей СЗЗ, а внешняя граница - с окружностью радиуса .
7.2. Размер зоны наблюдения рассчитывается, исходя из необходимости и достаточности радиационного контроля на этой территории при нормальной эксплуатации радиационного объекта, которая обеспечивается необходимой полнотой, точностью и достоверностью определяемых параметров.
7.3. При нормальной эксплуатации радиационного объекта величины, характеризующие содержание радионуклидов в окружающей среде (объемная активность в приземном слое атмосферы, плотность радиоактивных выпадений, мощность дозы гамма-излучения на местности, доза облучения населения по основным путям воздействия и др.), вблизи и за точкой их максимума, с точностью до соответствующих констант совпадают со среднегодовым метеорологическим фактором разбавления в приземном слое атмосферы G. Это обстоятельство связано с тем, что в указанном диапазоне расстояний от источника основной (свыше 95%) вклад в среднегодовой метеорологический фактор сухого осаждения и влажного выведения радионуклидов на подстилающую поверхность обусловлен их сухим осаждением.
Указанное обстоятельство, наряду с использованием общепринятой и хорошо обоснованной методики расчета среднегодового метеорологического фактора разбавления в приземном слое атмосферы (приложение А), позволяет получить консервативную оценку радиуса ЗН радиационного объекта.
7.4. Возможны два варианта расположения максимумов контролируемых радиационных параметров: вне СЗЗ (вариант 1) и внутри СЗЗ (вариант 2).
7.5. Максимальные значения контролируемых параметров достигаются вне СЗЗ.
7.5.1. Учитывая низкий уровень радиационного воздействия радиационного объекта при нормальной эксплуатации на окружающую среду, ЗН можно ограничить территорией, заключенной между СЗЗ и окружностью, внутри которой контролируемые радиационные параметры достигают максимальных значений. Алгоритм расчета радиуса ЗН основан на линейной связи между контролируемым параметром и среднегодовым метеорологическим фактором разбавления (п. 7.3).
7.5.2. Максимальное значение среднегодового метеорологического фактора разбавления достигается в румбе с номером на расстоянии (критическая точка) от источника, при котором выполняются следующие условия
и , (7.1)
, ,
где - номер румба, куда переносится выброс;
n - номер румба, откуда дует ветер;
N - общее число румбов направлений ветра.
7.5.3. За критической точкой фактор разбавления является монотонно убывающей функцией x (рисунок 1). При этом, как видно из рисунка 1, значения модуля пространственного градиента в области слева от точки максимума значительно больше, чем в области справа от нее, то есть результаты РК в области более информативны, чем вне этой области.
7.5.4. При оценке радиуса зоны наблюдения необходимо учитывать подъем струи над устьем ВТ за счет динамических и термических факторов для исключения неоправданного занижения размеров этой территории (раздел А.9 приложения А).
7.5.5. Результатом расчета радиуса ЗН вокруг источника с учетом неопределенностей измерения радиационных параметров в окружающей среде является интервал значений искомой величины от до
, , (7.2)
, , (7.3)
где и - абсолютные неопределенности оценки величины в сторону больших и меньших значений (при Р = 0,95), соответственно;
- номер румба, в котором критическая точка величины удалена на наибольшее расстояние от источника.
7.5.6 Для оценки неопределенностей и принимается, что в части румба , ограниченной окружностями с радиусами и вокруг источника, расхождения в результатах измерений радиационного параметра с доверительной вероятностью Р = 0,95 можно считать статистически недостоверными.
Расхождение в результатах контроля радиационного параметра, линейно связанного с величиной , на различных расстояниях и от источника с вероятностью Р = 0,95 можно считать статистически недостоверным, если выполняется условие
, (7.4)
где и - абсолютная стандартная статистическая неопределенность результатов радиационного контроля на расстояниях и , соответственно.
7.5.7 Принимая во внимание, что величина при является монотонно возрастающей функцией, а при х > R - монотонно убывающей функцией аргумента x, расчет величин и проводится путем решения следующего трансцендентного уравнения
, (7.5)
где - относительная неопределенность РК в окрестности окружности радиуса R;
- соответствующая НПИ относительная неопределенность контроля на границе ЗН, принимается равной 0,6.
Результаты радиационного контроля с суммарной относительной неопределенностью больше 0,6 считаются недостоверными. Параметр может быть определен непосредственно, исходя из оценки реально достижимой неопределенности контроля радиационных параметров в ЗН радиационного объекта.
7.5.8. Уравнение (7.5) в силу отмеченных выше особенностей зависимости функции от х имеет два корня
, . (7.6)
7.5.9. В качестве радиуса зоны наблюдения принимается такое расстояние от источника, за пределами которого измеренные значения параметра РК, характеризующего радиационную обстановку в окружающей среде, статистически значимо будут меньше максимального значения этого параметра в ЗН. Указанные условия будут соблюдены, если принять
, (7.7)
где - коэффициент запаса, учитывающий неопределенность метода расчета критической точки величины G (с учетом неопределенностей в оценке подъема факела из ВТ). Рекомендуется принимать .
7.6. Максимальные значения контролируемых параметров достигаются внутри СЗЗ.
7.6.1. Чтобы за пределами ЗН значения радиационного параметра, характеризующего радиационную обстановку в окружающей среде, статистически значимо были меньше его максимального значения в ЗН, радиус зоны наблюдения должен быть равным
, (7.8)
где - наибольшее значение корня трансцендентного уравнения
, , . (7.9)
7.7. Установление радиуса зоны наблюдения радиационного объекта выше расчетного значения по формуле (7.7) для варианта 1 или формуле (7.8) для варианта 2 не оправдано с точки зрения информативности результатов радиационного контроля (с учетом реальных неопределенностей измерения физических параметров в окружающей среде) и ведет к неэффективным социально-экономическим затратам.
7.8. В случае нескольких источников радиус зоны наблюдения радиационного объекта принимается равным
, (7.10)
где - радиус зоны наблюдения, если на территории радиационного объекта находится только источник s;
S - число источников выброса радиоактивных веществ в атмосферный воздух на территории радиационного объекта.
7.9. Радиус ЗН радиационного объекта следует отсчитывать от источника выброса радиоактивных веществ в атмосферный воздух, а при наличии нескольких источников - от их геометрического центра.
VIII. Организация радиационного контроля в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения
8.1. Радиационный контроль в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения должен представлять единую систему организационно-технических решений, обеспечивающих получение и обработку данных о параметрах радиационной обстановки, необходимых и достаточных для оценки радиационного воздействия на население и окружающую среду при нормальной эксплуатации радиационного объекта, а также принятие оперативных решений о проведении защитных мероприятий в случае аварии.
8.2 Радиационный контроль проводится в соответствии с регламентом (программой) предприятия, устанавливающим объекты, контролируемые факторы, методы, объем и периодичность радиационного контроля.
8.3. Контроль радиационной обстановки в СЗЗ и ЗН радиационного объекта (в зависимости от категории потенциальной радиационной опасности по ОСПОРБ 99/2010) включает:
непрерывный контроль мощности дозы гамма-излучения на основе автоматизированной системы контроля радиационной обстановки;
периодический контроль мощности дозы гамма-излучения с применением носимых и передвижных (мобильных) технических средств, дозиметрических, радиометрических и спектрометрических приборов, а также годовой дозы гамма-излучения на местности с использованием накопительных дозиметров на территории ЗН;
периодический контроль с использованием носимых, передвижных (мобильных) и стационарных технических средств содержания радионуклидов в объектах окружающей среды: в приземном атмосферном воздухе, атмосферных выпадениях, почве, поверхностных водных объектах - приемниках жидких сбросов и гидрологически связанных с ними водных объектах, рыбе, донных отложениях, гидробионтах, грунтовой воде, растительности, а также пищевых продуктах и кормах местного производства (на территории ЗН).
8.4. Контролю в окружающей среде подлежат радионуклиды из перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р.
8.5. Для проведения радиационного контроля в СЗЗ и ЗН должна быть предусмотрена сеть пунктов наблюдения. Пункты наблюдения рекомендуется располагать относительно радиационного объекта по четырем основным направлениям: совпадающем с господствующим направлением ветров в данной местности и, соответственно, в противоположном и перпендикулярном направлениях. За пределами ЗН с наветренной стороны от радиационного объекта I категории должен дополнительно устанавливаться контрольный пост наблюдения.
8.6. В составе службы радиационной безопасности объектов I-III категорий должна быть выделена размещенная в отдельном здании (или специальных помещениях за пределами территории объекта) аккредитованная в установленном порядке лаборатория (группа и др.) радиационного контроля окружающей среды, обеспеченная:
специально оборудованными транспортными средствами - передвижной мобильной радиометрической лабораторией на базе автомобиля повышенной проходимости и плавсредством (при необходимости), предназначенными для проведения радиационного контроля в полевых условиях, а также отбора и доставки проб объектов окружающей среды в лабораторное помещение;
переносным, передвижным и стационарным оборудованием, устройствами для отбора проб, материалами и средствами измерений для проведения дозиметрических, радиометрических и гамма-спектрометрических измерений как в полевых, так и в лабораторных условиях.
8.7. Для оценки и прогнозирования радиационной обстановки в СЗЗ и ЗН и дозовой нагрузки на население должны быть организованы:
непрерывное получение информации о метеоусловиях (направление и скорость ветра, температура и влажность воздуха, интенсивность и количество осадков) средствами АСКРО и/или сооруженной на промплощадке метеостанции (для радиационных объектов I-II категорий);
непрерывный контроль суммарной бета-активности радионуклидов в выбросах и сбросах;
непрерывный пробоотбор выбросов и сбросов с периодическим контролем активности нормируемых радионуклидов (периодичность контроля активности определяется регламентом радиационного контроля).
8.8. Технические и метрологические требования к радиационному контролю
8.8.1. Радиационный контроль объектов окружающей среды должен осуществляться с использованием аттестованных в установленном порядке методик, в том числе реализованных в виде программных средств. Все применяемые средства измерений должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений и метрологически поверены в аккредитованных на данный вид деятельности организациях.
8.8.2. Результаты радиационного контроля и оценка соответствия должны приводиться с учетом неопределенностей измерений (расчетов) при доверительной вероятности Р = 0,95.
8.8.3. При проведении радиационного контроля объектов окружающей среды необходимо применять аттестованные методики (методы) измерений, позволяющие достоверно выявлять и определять превышение контролируемым параметром естественного радиационного и/или "нулевого" фона.
8.8.4. Для обеспечения консервативности оценки дозы облучения населения оценку выбросов (сбросов) необходимо выполнять по всему перечню нормируемых радионуклидов. Фактический выброс (сброс) нормируемого радионуклида, значение которого меньше нижнего предела измерения, принимается равным данной величины, если иное не определено установленной методикой (методом) измерений.
8.9. Администрация радиационного объекта разрабатывает и утверждает программу радиационного контроля с учетом особенностей и условий выполняемых работ.
Регламент (программа) радиационного контроля согласовывается с уполномоченным территориальным органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
IX. Производственный контроль химического и физического воздействия на население и окружающую среду
9.1. Организация и выполнение производственного контроля факторов химического и физического воздействия должны обеспечивать достоверную оценку соответствия радиационного объекта установленным гигиеническим нормативам (ПДК, ПДУ, ОБУВ).
Производственный контроль должен быть организован с учетом требований санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" и иных документов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды.
По результатам производственного и радиационного контроля должен проводиться комплексный анализ воздействия всех факторов загрязнения на население и окружающую среду с оценкой соблюдения установленных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
9.2. Производственный контроль проводится в соответствии с регламентом (программой) предприятия, устанавливающим объекты, методы, объем и периодичность контроля.
Регламент (программа) производственного контроля химического и физического воздействия на человека и окружающую среду должен включать:
объекты химического и физического контроля;
виды контроля (выбросы и концентрации загрязняющих веществ, шум, вибрация, ЭМП);
контролируемые параметры;
диапазоны измерений контролируемых параметров и контрольные уровни;
сеть точек контроля;
объем контроля;
периодичность контроля;
перечень средств измерений;
перечень методик выполнения измерений и расчетов (оценок) параметров химического и физического воздействия на человека и окружающую среду;
метрологическое обеспечение контроля химического и физического воздействия на человека и окружающую среду;
помещения для осуществления производственного контроля.
9.3. Производственный контроль концентраций загрязняющих веществ
9.3.1. Нормируемыми параметрами химического воздействия радиационного объекта на атмосферный воздух являются концентрации (максимальные разовые или среднесуточные) или ОБУВ загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от контролируемых (стационарных и нестационарных) источников объекта.
9.3.2. Организации измерений в рамках производственного контроля должна предшествовать работа по определению:
- перечня ЗВ, зона влияния которых не выходит за границы промплощадки;
- перечня источников выбросов, дающих основной вклад в значения максимальной приземной концентрации на границе промплощадки и СЗЗ;
- для нестационарных источников выбросов - условий эксплуатации оборудования (плановые испытания РДЭС на 100% нагрузки, очистные сооружения в летний период высоких температур, подогрев резервуаров хранения масел в зимний период и др.), при которых наблюдается максимальный выброс ЗВ;
- для фугитивных источников выбросов - неблагоприятных метеорологических условий, при которых наблюдается максимальный выброс ЗВ.
9.3.3. Измерения концентраций ЗВ (для подтверждения расчетных концентраций ЗВ) проводятся в контрольных точках на границе промплощадки и СЗЗ (в различных направлениях с учетом розы ветров), в необходимых случаях проводятся подфакельные наблюдения. Контроль концентраций ЗВ проводится на высоте 2 м от поверхности земли.
9.3.4. Производственный контроль включает замеры в контрольных точках с учетом:
- неблагоприятных метеорологических условий (направление и скорость ветра, категория устойчивости атмосферы);
- плановых испытаний устройств, оборудования, дизельных генераторов и др., при которых возможны максимальные значения приземной концентрации ЗВ.
9.3.5. Дополнительный контроль концентраций загрязняющих веществ проводится при нарушениях условий безопасной эксплуатации радиационного объекта, отказе систем очистки выбросов загрязняющих веществ, повышенных кратковременных выбросах и др., способных привести к увеличению концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
9.4. Производственный контроль шума
9.4.1. Производственный контроль шума ведется в контрольных точках, расположенных на рабочих местах персонала вблизи источников шумового воздействия непосредственно в производственных цехах, а также в пределах измерительного контура, на границе СЗЗ радиационного объекта и за ее пределами (при необходимости).
9.4.2 Измерительный контур должен представлять замкнутую ломаную линию, окаймляющую территорию вокруг радиационного объекта площадью , на котором через равные расстояния находятся контрольные точки для измерения нормируемых параметров постоянного шума.
Требования к измерительному контуру:
- расстояние между точками контроля должно удовлетворять соотношению
;
- для каждой контрольной точки измерительного контура угол между направлениями на крайние видимые точки периметра промышленной площадки радиационного объекта должен быть не более 180°;
- расстояние между соседними точками на измерительном контуре не должно быть более ;
- высота h измерительного микрофона в каждой точке измерений должна составлять ;
- направление измерительного микрофона в каждой точке контроля (ось микрофона) должно быть перпендикулярно соответствующему участку измерительного контура.
9.5. Производственный контроль электромагнитного поля
9.5.1. Производственный контроль ЭМП, создаваемых антеннами ПРТО, проводится в контрольных точках, расположенных на высоте 2 м от поверхности земли.
9.5.2. Измерение напряженности ЭП промышленной частоты от воздушных линий электропередачи проводится в контрольных точках, расположенных вдоль трассы ВЛ с горизонтальным расположением проводов (без средств снижения напряженности ЭП) по обе стороны от нее на расстояниях 20 м, 30 м, 40 м и 55 м от проекции на землю крайних фазных проводов в направлении, перпендикулярном к ВЛ, при напряжении ВЛ 330 кВ, 500 кВ, 750 кВ и 1150 кВ, соответственно.
9.5.3. Напряженность (индукция) МП промышленной частоты 50 Гц вне зданий измеряется на высоте 0,5 м, 1,5 м и 1,8 м от поверхности земли.
9.6. Производственный контроль вибрации
9.6.1. Производственный контроль вибрации ведется в точках измерений (расчётные точки) на измерительном контуре, на границе СЗЗ радиационного объекта и за ее пределами (при необходимости).
9.6.2. Измерительный контур должен представлять замкнутую линию, окаймляющую территорию предприятия, на которой находятся точки измерений.
9.6.3. Расчётные точки на территории предприятия выбираются как проекции точек максимальной вибрации внутри производственных зданий.
9.7. Технические и метрологические требования к контролю негативного воздействия химического и физических факторов на население и окружающую среду
9.7.1. Контроль за соблюдением нормативов негативного воздействия химического и физических факторов должен проводиться с использованием аттестованных в установленном порядке методик и программных средств. Применяемые средства измерений должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений и метрологически поверены в аккредитованных на данный вид деятельности организациях.
9.7.2. Результаты производственного контроля и оценка соответствия должны приводиться с учетом неопределенностей измерений (расчетов) при доверительной вероятности Р = 0,95.
9.7.3. При проведении контроля негативного воздействия химических и физических факторов воздействия на население и окружающую среду необходимо применять методики контроля с НПИ контролируемых величин не более 10% установленных гигиенических нормативов.
9.7.4. Во время выполнения измерений оборудование, являющееся источником контролируемого негативного воздействия, должно работать на полной мощности в соответствии с технологией.
9.8. Программа (план, регламент) производственного контроля составляется и утверждается администрацией радиационного объекта. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности радиационного объекта, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
9.9. Администрация радиационного объекта представляет информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Библиография
[1] Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ |
О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения |
[2] Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ |
О радиационной безопасности населения |
[3] Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ |
Об использовании атомной энергии |
[4] Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ |
Об охране окружающей среды |
[5] Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ |
Об охране атмосферного воздуха |
[6] Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ |
Об обеспечении единства измерений |
[7] Федеральный закон от 28.12.2013 N 412-ФЗ |
Об аккредитации в национальной системе аккредитации |
[8] Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 |
Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования |
[9] Постановление Правительства РФ от 30.12.2012 N 1488 |
Об утверждении Положения об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии |
[10] Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р |
Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды |
[11] Приказ Минприроды России от 31.12.2010 N 579 (ред. 18.07.2013) (зарег. в Минюсте России 09.02.2011 N 19753) |
О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию |
[12] Приказ Ростехнадзора от 07.11.2012 N 639 |
Методика разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух (методика ПДВ-2012) |
[13] Приказ Ростехнадзора от 19.08.2013 N 362 |
РБ-085-13 Рекомендации по содержанию документов, обосновывающих нормативы предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты |
[14] Приказ Ростехнадзора от 11.11.2015 N 458 |
РБ-106-15 Рекомендуемые методы расчета параметров, необходимых для разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух |
[15] Сборник правил и норм по радиационной безопасности в атомной энергетике, том 3, М., 1989 |
Руководство по расчету индивидуальных и коллективных доз облучения населения от выбросов радионуклидов, поступивших в атмосферу при эксплуатации АС (ПНАЭ, Г, направление 2) |
[16] Методическое пособие по вопросам регулирования выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду, ФБУ НТЦ ЯРБ Ростехнадзора, 2015 |
Методические основы регулирования и мониторинга выбросов и сбросов. Нормирование выбросов радиоактивных веществ в окружающую среду. Часть 1 |
[17] МУ 1.3.2.06.027.0017-2010 |
Методические указания. Расчет и обоснование размеров санитарно-защитных зон и зон наблюдения вокруг АЭС |
[18] МТ 1.2.5.05.0161-2013 |
Методика расчета предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ с атомной станции в атмосферу ПДВ АС-2013 |
[19] Распоряжение Госкорпорации "Росатом" от 15.07.2014 N 1-1/3108 |
Методические рекомендации по расчету нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ из организованных источников в атмосферный воздух применительно для организаций ГК "Росатом" |
[20] General Safety Requirements Part 3, N GSR Part 3, IAEA,VIENNA, 2014 |
Radiation Protection and Safety of Radiation Sources: International Basic Safety Standards |
[21] Серия норм МАГАТЭ по безопасности, Руководства, N WS-G-2.3, МАГАТЭ, Вена, 2005 |
Регулирующий контроль радиоактивных сбросов в окружающую среду |
[22] Серия норм МАГАТЭ по безопасности, N NS-G-3.2, МАГАТЭ, Вена, 2004 |
Рассеяние радиоактивных материалов в воздухе и воде и учет распределения населения при оценке площадки для атомных электростанций |
[23] IAEA Safety Standards, Safety Guide, No. RS-G-1.8, IAEA,VIENNA, 2005 |
Environmental and Source Monitoring for Purposes of Radiation Protection |
[24] NUREG/CR-7166, Office of Nuclear Regulatory Research, 2013 |
Radiological Toolbox User's Guide |
[25] ICRP, 2007, CRP Publication 103. Ann. ICRP 37 (2-4) |
The 2007 Recommendations of the International Commission on Radiological Protection. |
[26] ICRP, 1995, ICRP Publication 71. Ann. ICRP 25 (3-4) |
Age-Dependent Doses to Members of the Public from Intake of Radionuclides, Part 4, Inhalation Dose Coefficients |
[27] U.S. Environmental Protection Agency Federal guidance report 12 EPA-402-R-93-081. Oak Ridge National Laboratory. Washington, DC 20460, 1993 |
External Exposure to Radionuclides in Air, Water and Soil |
[28] Recommendations. Health Canada. Health Protection Branch |
Recommendations on Dose Coefficients for Assessing Doses from Accidental Radionuclide Releases to the Environment |
[29] Правила по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. 52.18 ПГМ-2007 |
Расчет рассеяния загрязняющих веществ в атмосфере при аварийных выбросах |
[30] Справочник. Н.Г. Гусев, В.А. Беляев, Энергоатомиздат, 1991 |
Радиоактивные выбросы в биосфере |
[31] НТД МХО Интератомэнерго Москва, 1992 |
НТД МХО-92 Методы расчета распространения радиоактивных веществ в окружающей среде и доз облучения населения |
[32] НТД МХО Интератомэнерго Москва, 1984 |
Методы расчета распространения радиоактивных веществ с АЭС и облучения окружающего населения. Общие положения безопасности АЭС, ч. 1 |
[33] Под ред. Ф.Т.М. Ньистадта и Х. Ван Допа, Гидрометеоиздат, 1985 |
Атмосферная турбулентность и моделирование распространения примеси |
[34] Troen I. and Petersen E.L. Commission the Eropean Communities; Riso National Laboratory, Roskilde 1989 |
Evropean Wind Atlas |
[35] Silva J.,Ribeiro G. and Guedes EWEC 2007 (European Wind Energy Conference and Exhibition), Milan-Italy May 12, 2007 |
Rougness Longth Classification of Corine Land Cover Classes |
[36] Е.А. Иванов, О.А. Кочетков, Н.П. Поцяпун в ж. АНРИ, N 4 (83), 2015 |
Проблемные вопросы установления санитарно-защитных зон радиационных объектов |
[37] Е.А. Иванов, И.В. Пырков, В.П. Ярына, Е.И. Григорьев в ж. АНРИ, N 2 (69), 2012 |
Об установлении размеров зоны наблюдения вокруг атомных станций |
[38] Е.А. Иванов, Н.В. Клепикова, Н.И. Троянова, Г.Н. Фреймундт в ж. АНРИ, N 4 (79), 2014 |
Методы расчета подъема факела из вентиляционной трубы |
[39] Е.И. Григорьев, В.П. Ярына, Е.А. Иванов, А.С. Коротков, И.В. Пырков в ж. АНРИ N 1 (64), 2011 |
Критерии соответствия в радиационном контроле |
Заместитель руководителя Федерального |
В.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические указания МУ 2.6.5.010-2016 "Обоснование границ и условия эксплуатации санитарно-защитных зон и зон наблюдения радиационных объектов" (утв. Федеральным медико-биологическим агентством 22 апреля 2016 г.)
Текст методических указаний приводится по официальному изданию Государственного санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации (Москва, 2016 г.)
1. Разработаны Федеральным медицинским биофизическим центром им. А.И. Бурназяна ФМБА России (к.т.н., c.н.c О.А. Кочетков - руководитель разработки, Л.И. Кузнецова, к.м.н. С.Г. Монастырская), Федеральным медико-биологическим агентством (к.т.н. Н.П. Поцяпун) и АО "ВНИИАЭС" Госкорпорации "Росатом" (В.С. Волчков, к.ф.-м.н., c.н.c Н.В. Клепикова, к.т.н., c.н.c Е.А. Иванов - руководитель разработки, к.г.-м.н. М.А. Макеичева, к.т.н. И.В. Пырков)
2. Рекомендованы к утверждению Подкомиссией по специальному нормированию Федерального медико-биологического агентства (протокол от 21.04.2016 N 03/2016)
3. Утверждены заместителем руководителя ФМБА России, главным государственным санитарным врачом ФМБА России В.В. Романовым 22.04.2016
4. Дата введения в действие - с момента утверждения
5. Введены впервые