1. При установлении в документации о закупке критериев оценки, заказчик должен также установить содержание таких критериев и порядок начисления баллов по ним.
ОАО (далее - Заказчик) проведен открытый запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на закупку зимней и летней спецодежды для дочерних обществ ОАО (далее - Запрос предложений).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением компании о закупках ( далее - Положение о закупке).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 3.2.4 Положения о закупке.
Пунктом 3.2.2 Документации установлено требование о предоставлении сведений об опыте, аналогичном предмету закупочной процедуры.
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным сделать вывод, какие договоры будут признаны Заказчиком "аналогичными" и соответствующими данному требованию.
Кроме того, согласно пункту 3.2.2 Документации к участникам Запроса предложений установлено требование об отсутствии отрицательного заключения по результатам технического аудита производителя, проведенного по заявке ОАО за период 12 месяцев до даты объявления закупки, а также в период проведения закупочных процедур.
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным определить, что понимается под "техническим аудитом" и в каком порядке он проводится.
Для нерезидентов Российской Федерации пунктом 1 Блока 8 "Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации" Документации установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих, что "участник должен быть зарегистрированным в качестве субъекта гражданского права и иметь все необходимые разрешения для ведения деятельности в соответствии с законодательством государства по месту его нахождения, месту выполнения работ (оказания услуг) и законодательством Российской Федерации".
При этом, из Документации не представляется возможным определить, какие именно документы подтверждают соответствие указанному требованию, какие разрешения являются необходимыми для ведения деятельности в соответствии с законодательством государства по месту нахождения участника, месту выполнения работ (оказания услуг) и законодательством Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 8 Блока 8 Документации установлено требование об отсутствии нарушений требований законодательства Российской Федерации, а также применимого законодательства Великобритании и любой иной страны, где Компания ведет или планирует вести деятельность в сфере противодействия коррупционной деятельности и мошенничеству, в том числе, в деятельности поставщика должны отсутствовать признаки корпоративного мошенничества и коррупционных действий, поставщик не должен быть включен в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Вместе с тем, ни Документация, ни Положение о закупке не определяют, что относится к вышеуказанным признакам и каким образом Заказчик будет устанавливать соответствие участника данным требованиям.
Как следует из пункта 9 Блока 8 Документации, проверка Поставщика/ Участника закупки в рамках проявления должной осмотрительности в соответствии с требованиями Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы, оценивается Заказчиком как несоответствующая, если организация (резидент Российской Федерации, а также резидент государства - участника Содружества Независимых Государств (СНГ) набрала 5 и более баллов; организация (нерезидент Российской Федерации за исключением нерезидентов Российской Федерации, являющихся резидентами государств - участников СНГ) набрала 4 и более баллов.
При этом в Документации в пункте 9.1 Блока 8 Документации установлен порядок оценки риска сотрудничества по экспертным оценкам организаций оказывающих информационные услуги (СПАРК-Интерфакс, Интегрум и др. информационные агентства): "уровень риска "высокий" - "2", уровень риска "средний" - "1", уровень риска "низкий" - "0".
Вместе с тем, Заказчиком в Документации не установлены критерии и порядок оценки документов по указанному основанию.
Кроме того, в пунктах 9.3, 9.4 Блока 8 Документации установлено, что у участника Закупки должен отсутствовать адрес массовой регистрации юридических лиц: "адрес массовой регистрации юридических лиц - "1", обратное - "0", а также должен отсутствовать непродолжительный срок существования (менее 2-х лет с момента регистрации организации Поставщика/ Участника закупки) (считаются 24 календарных месяца до момента осуществления проверки).
Вместе с тем, Заказчиком в Документации не установлены надлежащим образом критерии и порядок оценки документов по указанным основаниям.
В пунктах 9.6, 9.7 Блока 8 Документации Заказчиком дается оценка прибыли в отчетном и предыдущем отчетных периодах организации: "прибыль в отчетном периоде "отрицательная" или равна "нулю" - "1", имеется положительная прибыль в отчетном периоде - "0".
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным однозначно определить, что Заказчик относит к "отрицательной" и "положительной" прибыли.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.4 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Проанализировав все материалы дела, Комиссия ФАС России передала их для исследования на предмет наличия состава административного правонарушения должностному лицу ФАС России.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 21.10.2016 г. по делу N 223ФЗ-5/16/АК806-16)
2. В случае установления требований к правоспособности участника закупки, заказчик должен какими документами необходимо подтвердить соответствующую правоспособность в документации о закупке.
Заказчик проводил закупку на право заключения договора на выполнение комплекса логистических услуг.
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Как следует из материалов настоящего дела, в документации о Закупке установлены следующие требования к участникам Закупки:
" - Участник не менее 3-х лет (желательно), предшествующих настоящему запросу предложений, должен оказывать услуги аналогичные по характеру, объему и степени сложности услугам, указанным в настоящей документации (пункт 4.1.21 Информационной карты Документации и пункт 1.4.2.2 Документации);
- Участник должен иметь квалифицированный персонал, имеющий стаж работы по предмету ЗП на менее 3-х лет, в том числе водительский состав, имеющего водительский стаж не менее 3-х лет с опытом работы (пункт 4.1.21 Информационной карты Документации);
- Предоставление участниками Запроса предложений копии лицензий и других разрешительных документов, если таковые требуются для осуществления логистических услуг (пункт 4.1.21 и 4.1.22 Информационной карты Документации);
- Участник и привлекаемые им третьи лица должны иметь материально-технические возможности, позволяющие выполнять работы по предмету Запроса предложений, в том числе наличие в собственности необходимых технически исправных транспортных средств для оказания услуг, которые должны находится в рабочем состоянии, или иметь гарантированный доступ (прокат, аренда, лизинг и т.д.). в соответствии с требованиями документации (пункт 4.1.21 Информационной карты Документации);
- Предоставление участниками Запроса предложений документов, подтверждающих наличие материально-технического обеспечения и квалифицированного персонала в соответствии с требованиями Приложения N 2 (Техническая часть) и пункта 4.1.21 Информационной карты Документации (пункт 4.1.29 Информационной карты Документации);
- Претенденты процедур закупки должны иметь соответствующие производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы, обладать профессиональной компетентностью для производства (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки, а также положительной репутацией (пункт 1.4.2.1 Документации)".
При этом из документации о Закупке не представляется возможным определить персонал какой квалификации и в каком количестве, какие именно лицензии и разрешительные документы необходимо иметь участнику Закупки, а также какое материально-техническое обеспечение, производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы требуются для исполнения договора, что Заказчиком подразумевается под "профессиональной компетентностью для производства (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки, а также положительной репутацией".
Таким образом, установление вышеуказанных требований нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно пункту 2.4.4 документации о Закупке "...организатор обязуется ответить на любой вопрос, связанный с разъяснением Документации, который он получит не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до истечения срока приема заявок на участие в запросе предложений, указанного в Извещении. При этом ответ (без указания источника запроса) размещается на официальном сайте и на сайтах, указанных в пункте 4.1.3 информационной карты, не позднее чем в течение трех дней со дня получения запроса от Претендента".
Вместе с тем, в документации о Закупке не установлены дата начала и дата окончания срока предоставления участникам Закупки разъяснений положений Документации, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, в соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 2.9.1 документации о Закупке "анализ, рассмотрение заявок на участие в запросе предложений проводится в соответствии с Приложением 3 "Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений".
Приложением 3 к документации о Закупке установлено следующее:
"Для данного запроса предложений максимальный уровень оценки устанавливается в % равных 100.
Сравнительная оценка заявок Участников проводится не менее чем по двум из трех критериев:
1. Оценка квалификации Участника.
2. Оценка технического предложения.
3. Оценка коммерческого предложения.
Оценки по критериям заносятся в графу (S) сводного протокола балльной оценки Заявки на участие в запросе предложений Участника, на основе которых формируется общая оценка по данной Заявке на участие в запросе предложений, и в соответствующей графе выставляется балльная оценка. Для каждого критерия указан коэффициент значимости (T). Конечная балльная оценка по каждому критерию (V) определяется как произведение оценки на указанный коэффициент (T x S). Общая оценка Заявки на участие в запросе предложений Участника определяется как сумма соответствующих итоговых оценок по всем критериям (V).
Итоговая оценка Заявки на участие в запросе предложений Участника выводится как арифметическая сумма оценок всех вышеуказанных критериев.
При этом устанавливается следующее долевое соотношение между максимально возможными оценками:
Квалификация Участника |
40% |
Коммерческое предложение |
20% |
Техническое предложение |
40% |
Всего |
100,00% |
Сводный протокол балльной оценки заявки на участие в запросе предложений |
|
||||
п/п |
Наименование критерия |
Коэффициент значимости |
Балльная оценка |
Балльная оценка с учетом коэффициента значимости |
|
1. |
Квалификация Участника |
4 |
|
|
|
2. |
Коммерческое предложение |
2 |
|
|
|
3. |
Техническое предложение |
4 |
|
|
|
Итоговая оценка |
10 |
V: |
|
1. Оценка квалификации Участника
N |
Подкритерии оценки |
Весомость |
Предмет оценки |
Принцип учета подкритерия |
|
|
А |
|
|
1. |
Успешный опыт выполнения работ/оказания услуг, аналогичных предмету запроса предложений (кол-во договоров и отзывов к ним) |
0,45 |
Количество представленных в заявке участника выполненных договоров и отзывов по ним от Заказчиков. |
где: Д - договор с отзывом (1 балл) договор без отзыва (0,5 балла) k - количество представленных договоров. Максимальное кол-во баллов - 10. |
2. |
Объем работ, выполняемый собственными силами |
0,45 |
При оценке по данному подкритерию оценивается объем работ, выполняемый Участником собственными силами |
10 баллов, при привлечении субподрядчиков/соисполнителей на объем не более указанного в закупочной документации 5 баллов, при привлечении субподрядчиков/соисполнителей на объем более указанного в закупочной документации, но менее 60 %. 0 баллов, при привлечении субподрядчиков/соисполнителей на объем более чем на 60%
|
3. |
Наличие иных сертификатов, лицензий и других документов, предусмотренных п. 4.1.31 Документации |
0,10 |
Наличие в заявке участника документов, предусмотренных п. 4.1.31 Документации
|
B=Z/Trх10, где: Z - количество предоставленных Участником документов Tr - количество запрашиваемых документов |
4. |
Общая оценка по группе подкритериев P= S: |
1 |
|
|
2. Оценка коммерческого предложения
N |
Подкритерии оценки |
Весомость |
Предмет оценки |
Принцип учета подкритерия |
|
|
А |
|
|
1. |
Уровень цены заявки |
1 |
Коммерческое предложение участника |
В= 10 * (Nmin/Ni)
где: N min- минимальная цена заявки участников без НДС. Ni - цена заявки оцениваемого Участника без НДС |
3. Оценка технического предложения
N |
Подкритерии оценки |
Весомость |
Предмет оценки |
Принцип учета подкритерия |
|
|
А |
|
|
1. |
Качество технического предложения |
0,5 |
Записка по организации работ |
10 баллов. Оценка наилучшего технического предложения из всех технических предложений, представленных участниками по данному предмету закупки 9-0 баллов. Баллы, вычитаемые за отсутствие в техническом предложении участника факторов, присутствующих в наилучшем техническом предложении |
2. |
Полнота коммерческого предложения |
0,5 |
Коммерческое предложение (форма 1.1) |
10 баллов. Затраты учтены в полном объеме 5 баллов. Затраты учтены в объеме, допускающем выполнение работ 0 баллов. Принципиальные статьи затрат отсутствуют |
3 |
Общая оценка по группе подкритериев P= S: |
1 |
|
|
Согласно Приложению 3 по критерию "Оценка квалификации участника" оценивается "Успешный опыт выполнения работ/оказания услуг, аналогичных предмету запроса предложений", при этом баллы присваиваются пропорционально количеству договоров и отзывов на них.
Учитывая, то что из документации о Закупке невозможно определить, что подразумевается под "аналогичными предмету запроса предложений работами/услугами", не представляется возможным определить какие именно договоры необходимо включить в состав заявки для получения максимального балла по подкритерию.
Кроме того, согласно Приложению 3 документации о Закупке по критерию "техническое предложение" оценивается подкритерий "качество технического предложения", при этом балы присваиваются в следующем порядке:
"10 баллов. Оценка наилучшего технического предложения из всех технических предложений, представленных участниками по данному предмету закупки.
9-0 баллов. Баллы, вычитаемые за отсутствие в техническом предложении участника факторов, присутствующих в наилучшем техническом предложении".
В соответствии с Приложением 3 документации о Закупке по критерию "техническое предложение" оценивается "Полнота коммерческого предложения", при этом балы присваиваются в следующем порядке:
"10 баллов. Затраты учтены в полном объеме
5 баллов. Затраты учтены в объеме, допускающем выполнение работ
0 баллов. Принципиальные статьи затрат отсутствуют".
Вместе с тем, из документации о Закупке не представляется возможным определить, что подразумевается Заказчиком под "наилучшим техническим предложением", "факторами, присутствующими в лучшем техническом предложении", "полным объемом затрат", "объемами затрат, допускающими выполнение работ" и "принципиальными статьями затрат", в связи с чем не представляется возможным определить какое предложение необходимо представить в заявке для получения максимального балла по критерию "техническое предложение".
Таким образом, Заказчиком в документации о Закупке в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, что не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Проанализировав все материалы дела, Комиссия ФАС России передала их для исследования на предмет наличия состава административного правонарушения должностному лицу ФАС России.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 26.09.2016 г. по делу N 223ФЗ-410/15/АК677-16)
3. В случае установления требования о наличии предыдущего опыта по соответствующему объекту закупки, заказчик должен в документации о закупке описать предмет договора, подтверждающий соответствующий опыт поставки, сумму таких договоров и их количество.
ОАО проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения договора поставки оборудования на объект строительства "Реконструкция перегрузочного комплекса" (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с пунктом 6.2.1 документации о Закупке, запрос о разъяснении документации может быть направлен с момента размещения документации, извещения о проведении запроса аукциона на сайтах и не позднее чем за 7 (семь) рабочих дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации о Закупке дату начала и дату окончания срока предоставления участникам запроса котировок разъяснений положений документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 2.1 документации о Закупке участник должен иметь опыт осуществления поставок товаров по предмету аукциона, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) от начальной максимальной цены договора без учета НДС.
Согласно пункту 7 извещения о проведении Закупки, предметом Закупки является поставка оборудования на объект строительства "Реконструкция перегрузочного комплекса железнодорожной станции Гродеково Дальневосточной железной дороги. 1 этапа".
Вместе с тем, из данной формулировки содержания документации о Закупке не представляется возможным определить, поставка каких товаров принимается Заказчиком в качестве подтверждения опыта осуществления поставок товаров по предмету Закупки.
Кроме того в соответствии с п. 3.2.2 документации о Закупке, товары, указанные в таблице N 1 пункта 3.1 документации о Закупке, могут быть заменены на эквивалентные, имеющие, такие же технические характеристики.
При этом в пункте 3.1 и таблице 1 документации о Закупке отсутствуют технические характеристики, в связи с чем не представляется возможным определить технические характеристики товара для замены на эквиваленты.
Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Согласно подпункту 3.4.1 документации о Закупке, Заказчиком предусмотрено авансирование в размере не более 15% (пятнадцати процентов).
Таким образом, в документации о Закупке не установлен надлежащим образом порядок оплаты товара.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Проанализировав все материалы дела, Комиссия ФАС России передала их для исследования на предмет наличия состава административного правонарушения должностному лицу ФАС России.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 14.10.2016 г. по делу N 223ФЗ-412/15/АК728-16)
4. В случае установления требования о наличии у участника закупки производственных мощностей, заказчик должен в документации о закупке точно описать какие мощности требуются и в каком количестве, а также указать документы, которыми участник закупки должен подтвердить соответствие указанному требованию.
АО (далее - Заказчик) проведен запрос предложений на право заключения договора на оказание услуг по организации и проведению технического обслуживания казарменно-жилищного фонда (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 7 части 1 статьи 2 Положения о торгово-закупочной деятельности АО (далее - Положение).
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Согласно подпунктам 2, 3, 4 пункту 2.3 Заказчик устанавливает следующие дополнительные требования к участниками закупки:
"2. наличие производственных (в т.ч. складских) помещений и технологического оборудования (могут устанавливаться требования к наличию сервисных центров, наличию оборудования необходимого для выполнения специальных работ);
3. наличие трудовых ресурсов (наличие в штате (или на основе договоров гражданско-правового характера) специалистов в соответствующих областях с указанием требуемого опыта работы данных специалистов в указанной области, и т.п.);
4. наличие за последние 2 года (за 2014 год и три квартала 2015 года) собственного опыта оказания услуг, аналогичных предмету запроса предложений".
При этом, из документации о Закупке не представляется возможным определить, что Заказчик подразумевает под "производственными помещениями" "технологическим оборудованием", наличие каких специалистов, в каких областях и каким опытом работы необходимо представить в составе заявки на участие в Запросе предложений, наличие опыта оказания каких аналогичных предмету Запроса предложений услуг необходимо для исполнения договора.
Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 7 части 1 статьи 2 Положения о закупках Заказчика и нарушает часть 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
2. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Пунктом 18.5 Документации о Закупке установлено:
"18.5. Критериями оценки заявок на участие в запросе предложений могут быть:
1) цена договора;
2) качество услуг;
3) трудовые ресурсы;
4) обеспеченность материально-техническими ресурсами;
5) опыт участника конкурса;
6) объем финансовых ресурсов;
7) деловая репутация;
8) иные требования".
В соответствии с пунктом 2.13 Информационной карты Документации При оценке заявок применяются следующие критерии и их значимость:
1. Цена договора - 30%;
2. Качество услуг (предложения по технологии оказание услуг, контролю качества оказания услуг, дополнительные предложения) - 30%;
3. Трудовые ресурсы (количество и квалификация) - 15%;
4. Объем финансовых ресурсов (2013 и 2014 годы) - 5%;
5. Собственный опыт по выполнению аналогичных договоров за 2014 год и три квартала 2015 года - 10%;
6. Обеспеченность материально-техническими ресурсами и технологическим оборудованием - 5%;
7. Деловая репутация (грамоты, благодарности и т.п.) - 5%.
Согласно документации о Закупке установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Запросе предложений:
"Оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений осуществляется с использованием рейтингового метода, учитывая следующее:
1) присвоение рейтинговых мест осуществляется по каждому критерию отдельно по мере убывания выгодности предложений;
2) первое рейтинговое место присваивается лучшему показателю по критерию, последнее - худшему. Максимальное количество рейтинговых мест равно количеству оцениваемых заявок на участие в запросе предложений. В случае равенства показателей по критерию заявкам на участие в запросе предложений присваиваются одинаковые рейтинговые места, при этом количество рейтинговых мест соответственно уменьшается;
3) итоговое рейтинговое значение участника запросе предложений рассчитывается после суммирования рейтинговых мест, набранных таким участником по каждому из критериев с учетом их значимости, по следующей формуле:
,
где: ,
при этом:
где:
Q - итоговое рейтинговое значение участника запроса предложений;
А - значимость ценового критерия "Цена договора, цена единицы продукции";
B - рейтинговое место участника запроса предложений по ценовому критерию;
- значимость каждого неценового критерия установленного закупочной документацией.
- рейтинговое место участника запроса предложений по неценовым критериям;
n - количество неценовых критериев.
Порядок присвоения рейтинговых мест.
Рейтинговые места по критерию "Цена договора" устанавливаются в следующем порядке:
- первое рейтинговое место присваивается заявке с наименьшей предложенной ценой договора;
- последнее рейтинговое место присваивается заявке, содержащей предложение с максимальной ценой исполнения договора.
Рейтинговые места по неценовым критериям устанавливаются в следующем порядке:
1) обеспеченность материально-техническими ресурсами - первое рейтинговое место присваивается заявке, в составе которой представлено наибольшее количество материально-технических ресурсов; последнее рейтинговое место присваивается заявке, в составе которой представлено наименьшее количество материально-технических ресурсов.
2) обеспеченность кадровыми ресурсами - первое рейтинговое место присваивается заявке, в составе которой представлены сведения о наибольшем количестве специалистов по предмету договора, которые будут привлекаться к исполнению договора; последнее рейтинговое место присваивается заявке, содержащей сведения о наименьшем количестве специалистов по предмету договора, которые будут привлекаться к исполнению договора.
3) опыт участника конкурса - первое рейтинговое место присваивается заявке, содержащей большее количество договоров по предмету закупки, последнее рейтинговое место присваивается заявке с наименьшим количеством договоров по предмету закупки
4) объем финансовых ресурсов - первое рейтинговое место присваивается заявке, в составе которой содержатся сведения о наибольшем суммарном объеме финансовых ресурсов участника; последнее рейтинговое место присваивается заявке, в составе которой содержатся сведения о наименьшем суммарном объеме финансовых ресурсов участника.
Порядок присвоения рейтинговых мест по п.п. 2,7 п. 18.5 закупочной документации устанавливается в РАЗДЕЛЕ 2 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА".
Вместе с тем, Информационная карта документации о Закупке не содержит порядка присвоения рейтинговых мест по показателям "Качество услуг (предложения по технологии оказание услуг, контролю качества оказания услуг, дополнительные предложения)", "Деловая репутация (грамоты, благодарности и т.п.)".
Кроме того, в документации о Закупке отсутствуют положения, позволяющие определить понятие "договоры по предмету закупки", специалистов по предмету закупки", "материально-технические ресурсы", подлежащие оценке Заказчиком по показателям "Собственный опыт по выполнению аналогичных договоров за 2014 год и три квартала 2015 года", "Трудовые ресурсы (количество и квалификация)", "Обеспеченность материально-техническими ресурсами и технологическим оборудованием".
Установленный Заказчиком порядок оценки заявок по показателям "Собственный опыт по выполнению аналогичных договоров за 2014 год и три квартала 2015 года", "Трудовые ресурсы (количество и квалификация)", "Обеспеченность материально-техническими ресурсами и технологическим оборудованием" не позволяет выявить лучшие условия исполнения договора.
Таким образом, Заказчиком не установлен порядок оценки по критериям "Качество услуг (предложения по технологии оказание услуг, контролю качества оказания услуг, дополнительные предложения)", "Деловая репутация (грамоты, благодарности и т.п.)", а также не установлен надлежащий порядок оценки по показателям "Трудовые ресурсы (количество и квалификация)", "Собственный опыт по выполнению аналогичных договоров за 2014 год и три квартала 2015 года", "Обеспеченность материально-техническими ресурсами и технологическим оборудованием".
Действия Заказчика, установившего в документации о Закупке ненадлежащим образом порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений, нарушают пункт 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Проанализировав все материалы дела, Комиссия ФАС России передала их для исследования на предмет наличия состава административного правонарушения должностному лицу ФАС России.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 07.10.2016 г. по делу N 223ФЗ-330/15/АК783-16)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.