1. Выбор конкурса в качестве способа закупки признан неправомерным.
ФАС России проведена внеплановая проверка закупки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по обращению физического лица, указавшего, что заказчик неправомерно проводит закупку в форме конкурса.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок, проведя внеплановую проверку, принимая во внимание требования распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)", пришла к выводу, что сформированный объект закупки в целом не относим к особо опасному объекту, что позволило бы заказчику провести открытый конкурс.
Выбор способа признан неправомерным. Ранее в отношении рассматриваемой закупки выдано предписание о ее аннулировании, в связи с чем повторно предписание по итогам проведения внеплановой проверки не выдавалось.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 15.11.2016 N ВП-538/16
(номер извещения 0373100063316000054)
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно выбравшего способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.09.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 442 457 220 рублей;
3) дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе- 15.11.2016.
1. В соответствии с частями 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 года N 471-р.
13.05.2016 вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации N 890-р, согласно которому заказчики обязаны проводить электронный аукцион вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта в случае закупки работ, включенных в код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2) 41.2,42,43 (кроме кода 43.13), а именно работы строительные. Исключение составляют работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Следовательно, заказчики обязаны проводить электронный аукцион вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта в случае закупки работ, включенных в код ОКПД2 41.2, 42, 43, а именно работы строительные (кроме кода 43.13).
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса, опубликованного в ЕИС 30.09.2016, положениями Конкурсной документации объектом закупки является выполнение работ по строительству многостороннего автомобильного пункта пропуска Джанкой, Джанкойский район, Республика Крым, включающее, в том числе, особо опасные и/или технически сложные и уникальные объекты, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 442 457 220 рублей.
При этом, согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2005 N 99 (далее - Постановление).
В соответствии с пунктом 5 Приложения 2 к Постановлению в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей, у Заказчика имеются правовые основания для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Представители Заказчика пояснили, что объект закупки предусматривает создание инспекционно-досмотрового комплекса, который включает в себя оборудование, генерирующее ионизирующее излучение, относимое к объектам использования атомной энергии.
Принимая во внимание, что в рамках сформированного Заказчиком объекта закупки предполагается осуществление работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД, а также работ по строительству особо опасных и технически сложных объектов, Комиссия приходит к выводу о том, что осуществление рассматриваемой закупки путем проведения отрытого конкурса не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: цена контракта, значимость 60%, качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, значимость 10%, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимость 30%.
Для оценки по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предусмотрены следующие показатели: качество работ. Максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки считается такое предложение (подготовленное по форме 3 части IV конкурсной документации), в котором участник открытого конкурса максимально подробно описал порядок, методику, привлекаемые ресурсы, технологию, выполнение наибольшего количества работ, указанных в Техническом задании и проектной документации.
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по указанному нестоимостному критерию.
Для оценки по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" предусмотрены следующие показатели: опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, деловая репутация участника закупки, квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг.
В рамках оценки показателя "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" учитываются следующие факторы:
- наличие исполненных контрактов (договоров), сопоставимого характера и объема, в том числе, которые выполнялись по государственному заказу (являлись государственной закупкой), со стоимостью каждого из них не менее 50% от начальной (максимальной) цены настоящего объекта закупки за последние 5 лет;
- наличие в представленных документах по контрактам (договорам) информации о том, что работы выполнены в срок;
- наличие опыта выполнения работ по строительству в качестве генерального подрядчика;
- наличие опыта работы в сейсмоактивных регионах.
Сведения об опыте выполнения работ за последние 5 лет подтверждаются представлением копий следующих документов:
- контракты (договоры) на выполнение работ, в которых указан установленных срок выполнения работ и их первоначальная стоимость,
- акты приемки объекта капитального строительства кс-14 или акты выполненных работ по форме КС-2 и справки по форме КС-3.
Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику, в составе заявки которого не представлены требуемые либо представлены противоречивые сведения и документы хотя бы по одному из указанных факторов.
В случаях, если представленные сведения и документы подтверждают наличие опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема, равной или большей установленной стоимости, то заявке присваивается:
1) Максимальная оценка, составляющая 100 баллов, если:
- среди всех представленных документов имеется контракт (договор), который выполняется по государственному заказу (являлся государственной закупкой);
- в представленных документах по контракту (договору), который выполнялся по государственному заказу (являлся государственной закупкой), имеется информация о том, что работы выполнены в срок;
- в представленных документах по контрактам (договорам) имеется информация о наличие опыта выполнения работ по строительству в качестве генерального подрядчика
- в представленных документах по контрактам (договорам) имеется информация о наличие опыта работы в сейсмоактивных регионах.
2) 75 баллов, если:
- среди всех представленных документов имеется контракт (договор), который выполнялся по государственному заказу (являлся государственной закупкой);
- в представленных документах по всем контрактам (договорам), которые выполнялись по государственному заказу (являлись государственной закупкой) имеется информация о том, что работы выполнены не в срок (в случае, если в представленных документах отсутствует фактический срок выполнения работ, то работы также считаются выполненными с нарушением срока);
- в представленных документах по контрактам (договорам) имеется информация о наличие опыта выполнения работ по строительству в качестве генерального подрядчика
- в представленных документах по контрактам (договорам) имеется информация о наличие опыта работы в сейсмоактивных регионах.
3) 50 баллов, если:
- все представленные контракты (договоры) выполнялись не по государственному заказу (не являлись государственной закупкой);
- в представленных документах по контракту (договору), который выполнялся не по государственному заказу (не являлся государственной закупкой), имеется информация о том, что работы выполнены в срок.
4) 25 баллов, если:
- все представленные контракты (договоры) выполнялись не по государственному заказу (не являлись государственной закупкой);
- в представленных документах по всем контрактам (договорам), имеется информация о том, что работы выполнены не в срок (в случае, если в представленных документах отсутствует фактический срок выполнения работ, то работы так же считаются выполненными с нарушением срока).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Конкурсная документации в рамках указанного показателя не позволяет определить предмет оценки, исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по указанному показателю, поскольку в Конкурсной документации не раскрыто содержание, определяющее какие именно контракты (договоры) имеют сопоставимый характер и объем. Также максимальная оценка (100 баллов) присваивается участнику, представившему среди всех представленных документов контракт (договор), который выполняется по государственному заказу (являлся государственной закупкой), при этом оценка в 75 баллов - участнику, среди всех представленных документов представившему контракт (договор), который выполнялся по государственному заказу (являлся государственной закупкой).
По показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" установлено, что максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки считается такое предложение участника открытого конкурса у которого в штате организации наибольшее количество квалифицированного персонала, соответствующего объекту закупки, подтвержденного копиями документов, представленных в составе заявки.
Квалификация персонала, соответствующая объекту закупки, подтверждается следующими документами:
- надлежаще заверенные сведения о персонале, соответствующему объекту закупки с указанием: занимаемой должности, Ф.И.О., даты приема на работу;
- копиями дипломов.
Комиссия приходит к выводу, что с учетом вышеуказанных обстоятельств не представляется возможным установить какие именно сведения о специалистах с какими специальностями должны быть представлены в составе заявки участника закупки для оценки с целью подтверждения данных участника Конкурса в отношении количества специалистов, привлекаемых для оказания услуг, а также порядок оценки заявок по указанному показателю не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в документации о закупке не установлена пропорциональная зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контактной системе.
В пункте 19 информационной карты Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о предоставлении действующей лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Комиссией установлено, что согласно извещению, Конкурсной документации объектом закупки является выполнение работ по строительству многостороннего автомобильного пункта пропуска Джанкой, Джанкойский район, Республика Крым.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае, если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к участникам закупки о наличии у частника закупки действующей лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Пунктами 5.2.4 проекта контракта Конкурсной документации установлено: "по согласованию с Государственным заказчиком привлекать к выполнению работ по Контракту третьих лиц, обладающих специальными знаниями, соответствующей квалификацией, специальным оборудованием и т.п. При этом ответственность перед Государственным заказчиком за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств третьими лицами по Контракту несет Подрядчик".
Комиссия приходит к выводу о том, что проектом контракта Конкурсной документации неправомерно установлено требование о получении согласия Заказчика на привлечение к выполнению работ по контракту субподрядчиков.
Указанное требование не предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и следовательно, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 19 Информационной карты Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о наличии допуска СРО на генподрядные работы на сумму не менее стоимости контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации о закупке надлежащее требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
6. В пункте 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе указано, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Комиссией установлено, что в пункте 10 информационной карты Конкурсной документации установлено: документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения исполнения Контракта с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий безотзывная банковская гарантия) в размере, который предусмотрен п. 8 Информационной карты конкурса, либо пп. 3 настоящего пункта Информационной карты конкурс, должны быть предоставлено Заказчику в срок, указанный в проекте государственного контракта, одновременно с Контрактом, подписанным участником открытого конкурса, с которым заключается Контракт
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" норма о необходимости предоставлении платежного поручения с отметкой банка, а также заверенного банком копии такого платежного поручения, утратила силу с 01.01.2016.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
Пунктом 4.4 проекта контракта Конкурсной документации установлено: "Государственный заказчик на основании счета Подрядчика производит авансовый платеж в размере 29 процентов от цены Контракта, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, что составляет - _________ руб.___ коп., в том числе НДС 18% _____ руб. __ коп."
Пунктом 7.11 проекта контракта Конкурсной документации установлено: "в целях обеспечения указанной в пункте 7.1 Контракта Гарантии Подрядчика на работы Подрядчик обязан представить Государственному заказчику на период гарантийного срока указанного в п. 7.5 Контракта обеспечение в форме банковской гарантии, либо перевести денежные средства на период гарантийных обязательств на нижеуказанный расчетный счет Государственного заказчика:
УФК по г. Москве (Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" л/с 05731D10040) р/с 40302810800001000079 Отделение 1 Москва (краткое) Отделение 1 Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва (полное) БИК 044583001, ОКТМО 45378000.
Сумма гарантии установлена в размере 5% от цены Контракта, что составляет 39 981 005(тридцать девять миллионов девятьсот восемьдесят одна тысяча пять ) руб. 00 коп.
Указанное условие настоящего пункта подтверждает платежеспособность Подрядчика в течение гарантийного срока и обеспечение исполнения Подрядчиком его гарантийных обязательств.
В случае окончания срока действия банковской гарантии до истечения гарантийного срока Подрядчик предоставляет Государственному заказчику новую банковскую гарантию до окончания срока гарантийных обязательств".
Пунктом 13.1 проекта контракта Конкурсной документации установлено, что обеспечение исполнения Контракта составляет 30% от начальной (максимальной) цены Контракта, что составляет: 432 737 166 (четыреста тридцать два миллиона семьсот тридцать семь тысяч сто шестьдесят шесть) рублей 00 копейки, НДС не облагается.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации требование обеспечения исполнения контракта в размере более тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, нарушают часть 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, пункта 1 части 1, части 6 статьи 31, пунктов 4, 9 части 1 статьи 50, части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 02.11.2016 по делу N ВП-523/16, по данному делу предписание не выдавать.
3. О блокировании денежных средств оператором электронной площадки.
ФАС России проведена внеплановая проверка на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по обращению заявителя, указавшего на то, что оператор электронной площадки неправомерно списал денежные средства с лицевого счета заявителя.
В рамках проверки установлено, что во втором квартале 2012 года вторые части заявок заявителя три раза были отклонены заказчиками. Отклонение второй части заявки заявителя на участие в рассматриваемом аукционе стало третьим во втором квартале 2012 года, в связи с чем оператор электронной площадки заблокировал сумму в размере обеспечения заявки.
Таким образом, оператор электронной площадки действовал в соответствии с установленными требованиями.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 31.10.2016 N ВП-520/16
(номер извещения 0111200002412000058)
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
Как следует из обращения Заявителя, Оператор электронной площадки 10.10.2016 направил Заявителю уведомление о списании денежных средств в размере 9 990 рублей и перечислении их Заказчику. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном списании денежных средств на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о размещении заказов) в связи с тем, что на момент списания средств Закон о размещении заказов утратил силу.
Оператор электронной площадки в письменных возражениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с Законом о размещении заказов.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 11.04.2012;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 499 500 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 02.05.2012;
6) в период проведения Аукциона поданы предложения о цене контракта от 2 участников Аукциона;
7) по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе обе заявки были признаны не соответствующими документации об Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Аукциона осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов.
В соответствии с частью 14 статьи 41.11 Закона о размещении заказов в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, поданных одним участником размещения заказа, приняты решения о несоответствии таких заявок требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов (за исключением случаев, если указанный участник размещения заказа обжаловал данные решения в соответствии с Законом о размещении заказов и по результатам обжалования вынесено решение о необоснованных решениях аукционной комиссии о несоответствии заявок на участие в открытом аукционе требованиям документации об открытом аукционе), оператор электронной площадки по истечении тридцати дней с момента принятия решений о несоответствии таких заявок требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе, по указанным основаниям прекращает осуществленное блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме участника размещения заказа в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе и перечисляет эти денежные средства заказчику.
В письменных пояснениях Оператор электронной площадки представил сведения, согласно которым во втором квартале 2012 года вторые части заявок Заявителя три раза были отклонены заказчиками. Отклонение второй части заявки Заявителя на участие в Аукционе стало третьим во втором квартале 2012 года.
Вместе с тем, как следует из материалов жалобы Заказчик представил свои реквизиты письмом от 05.10.2016 в адрес Оператора электронной площадки. В связи с чем, денежные средства Заявителя, заблокированные для обеспечения участия в Аукционе в размере 9 990 рублей Оператор электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов перечислил Заказчику.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия решила признать действия Оператора электронной площадки соответствующими Закону о контрактной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.