1. Заказчик неправомерно не установил ограничения и запреты, предусмотренные актами Правительства Российской Федерации, принятыми для целей развития национальной экономики.
ФАС России рассмотрена жалоба заявителя на действия аукционной комиссии, отклонившей первую часть заявки заявителя.
При рассмотрении жалобы установлено, что заявитель не представил конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, запрошенные заказчиком, ограничившись указанием на марку, модель предлагаемого товара.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок сочла указанные действия заявителя не соответствующими требованиям части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку такими требованиями предусмотрено обязательное указание в заявке требуемых заказчиком показателей товара, в том числе для целей определения соответствия такого товара потребностям заказчика, - жалоба признана необоснованной.
Однако в рамках проведения внеплановой проверки ФАС России установлено, что заказчик закупает серверное оборудование с программным обеспечением. При этом заказчик в нарушение актов Правительства Российской Федерации не установил в документации ограничения и запреты в отношении закупаемого товара, программного обеспечения.
Комиссия ФАС России сочла указанное нарушение влияющим на результаты закупки, в связи с чем выдано предписание о приведении документации о закупке в соответствие с требованиями законодательства.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 24.10.2016 N К-1725/16
(номер извещения 0173100011916000100)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии, Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 719 700 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 20.10.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавал 1 участник Аукциона.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 17.10.2016 N 2016/99-ЭА участнику закупки с порядковым номером заявки "4" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с непредоставлением конкретных показателей предлагаемого к поставке товара, а именно: участник закупки не указал заявке конкретные значения по позициям 1.1. - 1.11., 2.2., 2.4., 3.1., 3.2., 3.4, 3.5., 4.1., 4.2., 4.5., 4.6., 5.1., 5.3., - 5.7. Таблицы 1 "Требования к Комплекту" Технического задания (пункты 9.2, 9.5 статьи 9 документации об аукционе; пункт 3.1. раздела 3 Технического задания (приложение N 1 к документации об Аукционе).
Пунктом 9, 9.2 Информационной карты документации об Аукционе установлены требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в Аукционе, о необходимости предоставления участником закупки в составе первой части заявки конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка не содержит конкретных показателей по позициям 1.1. - 1.11., 2.2., 2.4., 3.1., 3.2., 3.4, 3.5., 4.1., 4.2., 4.5., 4.6., 5.1., 5.3., - 5.7. Таблицы 1 "Требования к Комплекту" Технического задания документации об Аукционе, что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
Таким образом, Аукционная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968), вступившего в силу 30.09.2016, установлен перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно извещению и документации об Аукционе, Заказчиком установлен код общероссийского классификатора продукции по отдельным видам экономической деятельности ОКПД2 26.20.15.000, объектом закупки является поставка комплекта серверного оборудования.
На заседании Комиссии установлено, что код ОКПД2 26.20.15.000 входит в Перечень, а также, что Заказчиком опубликовано извещение о проведении Аукциона 30.09.2016.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего запрет в документации об Аукционе в соответствии с Постановлением N 968 нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.1. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденного Постановлением N 1236, обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлен запрет в соответствии с Постановлением N 1236, а также в ЕИС не размещено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных нужд в соответствии с положениями Постановления N 1236.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего запрет в документации об Аукционе в соответствии с Постановлением N 1236 нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки составов административных правонарушений, предусмотренных частью 4.2 статьи 7.30, часть 3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ИП *** необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения соответствующих изменений в документацию о закупке.
2. Отклонение заявки на участие в аукционе на основании недостоверных сведений признано неправомерным.
ФАС России рассмотрена жалоба на отказ заявителю в допуске к участию в электронном аукционе по причине предоставления недостоверных сведений.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок при рассмотрении жалоб исследует доказательства, предоставляемые сторонами.
Заявителем на заседание комиссии в рассматриваемом случае представлено письмо ООО "Лексмарк Интернэшнл РУС", подтверждающее фактическое наличие характеристик предлагаемого товара.
При этом заказчик на заседание комиссии не представил доказательств, что сведения в заявке заявителя являются недостоверными в отношении предлагаемого к поставке товара.
На основании изложенного, жалобы признана обоснованной, отказ в допуске неправомерным.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 28.10.2016 N К-1763/16
(номер извещения 0173100008316000144)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии, Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 12.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 606 700 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 17.10.2016;
7) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подавал 1 участник Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта 4 583 666 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.10.2016 N 0173100008316000144-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "3" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставление недостоверной информации.
Пунктом 5.2 Технического задания документации об Аукционе установлено следующее требование к "МФУ лазерное цветное, формата А4 с реверсивным автоподатчиком" "Потребляемая мощность (при работе) - Не более 450 Вт".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит следующее: "Потребляемая мощность (при работе) 380 Вт. (режим дуплексной печати)".
Вместе с тем, на заседании Комиссии, Заявителем представлено письмо ООО "Лексмарк Интернэшнл РУС" исх. N 250/2016 от 13 октября 2016 о том, что "настоящим письмом ООО "Лексмарк Интернэшнл РУС" сообщает, что потребляемая мощность устройства CX410de в режиме двусторонней печати составляет 380 Ватт".
Кроме того, на заседании Комиссии Заявитель пояснил, что МФУ лазерное цветное, формата А4 с реверсивным автоподатчиком имеет различные режимы, а также, что в технических характеристиках отсутствует показатель потребляемая мощность "при работе".
Вместе с тем, Заказчиком не представлены доказательства, подтверждающие наличие МФУ лазерное цветное, формата А4 с реверсивным автоподатчиком с технической характеристикой потребляемая мощность (при работе).
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что Заказчиком в документации надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению заявок, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам, услугам относится, в том числе, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документации об Аукционе объектом закупки является поставка комплекта оборудования полиграфического комплекса оперативной печати.
Согласно пункту 1.3.7 документации об Аукционе установлены требования, предусмотренные Постановлением N 1457.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено требование о непринадлежности участника к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. В заявке на участие в конкурсе должен быть представлен оригинал банковской гарантии в качестве обеспечения заявки.
ФАС России рассмотрена жалоба на действия конкурсной комиссии, отклонившей заявку по причине непредоставления в составе заявки оригинала банковской гарантии в качестве обеспечения заявки.
Комиссия, изучив заявку Заявителя, представленную представителями Заказчика на заседание Комиссии, установила, что в заявке Заявителя в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе представлена копия банковской гарантии. Вместе с тем, обеспечение заявки на участие в закупке путем предоставления копии банковской гарантии законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено.
При проведении внеплановой проверки выявлены иные нарушения, в связи с чем выдано предписание о внесении изменений в документацию о закупке.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 27.10.2016 N К-1750/16
(номер извещения 0173100009516000518)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Конкурсной комиссии:
1. Конкурсной комиссией принято необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
2. В Протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 12.10.2016 N ПРО1 (далее-Протокол) отклонение Заявителя не соответствует положению Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru - 14.09.2016 0:00:00;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 219 100 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано ОАО "***" с предложением о цене контракта 219 100 000 рублей.
1. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе).
В соответствии с Протоколом заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям: "В составе заявки на участие в открытом конкурсе в качестве документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе предоставлена копия банковской гарантии от 28.09.2016 N 134/09-БГ/16 на сумму 1 203 500 руб.".
Согласно пункту 27 Конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, "документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ)".
Комиссия, изучив заявку Заявителя, представленную представителями Заказчика на заседание Комиссии, установила, что в заявке Заявителя в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе представлена копия банковской гарантии от 28.09.2016 N 134/09-БГ/16.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при наступлении случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе, когда Заказчик вправе взыскать средства, внесенные в качестве обеспечения заявки участника закупки путем предоставления банковской гарантии, взыскание таких средств бенефициаром (Заказчиком) возможно только при наличии оригинала такой банковской гарантии.
Вместе с тем, обеспечение заявки на участие в закупке путем предоставления копии банковской гарантии законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено.
Таким образом, Конкурсной комиссией принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
2. В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации.
Согласно Протоколу заявка Заявителя признана несоответствующей Конкурсной документации и Закону о контрактной системе по следующему основанию: "В составе заявки на участие в открытом конкурсе в качестве документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе предоставлена копия банковской гарантии от 28.09.2016 N 134/09-БГ/16 на сумму 1 203 500 руб.
Однако, в соответствии с требованиями п.п. 6 п. 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также п.п. 6 в п. 27 Раздела II Информационной карты Конкурсной документации, заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании п. 3 ст. 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Конкурсная комиссия внесла предложение отклонить заявку на участие в открытом конкурсе участника закупки Закрытое акционерное общество "***" (ЗАО "***").
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указание в Протоколе на подпункт 6 пункта 2 статьи 51 Закона о контрактной системе является технической ошибкой.
Таким образом, указание в Протоколе причины отклонения Заявителя не соответствующей положению Закона о контрактной системе нарушает пункт 3 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: цена Контракта - 100 баллов, качественные, функциональные и экологические характеристики работы - 100 баллов, квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 100 баллов.
Согласно форме 4.5 документации об Аукционе предложения о качественных, функциональных и технических характеристиках работы должны быть представлены в текстовой форме и могут включать следующую информацию:
1. Предложения по порядку и методологии решения поставленных в Требованиях к качественным, функциональным и техническим характеристикам выполняемых работ целей и задач, включая описание организации и порядка выполнения работ (в том числе выбор средств и методов, определяющих наилучший результат, а именно изложение закрепленных в действующих ГОСТах общесистемных подходов к порядку выполнения ОКР с привязкой к тематике лота; предложения по проведению в процессе выполнения работы участником конкурса математического и (или) физического моделирования для решения поставленных в работе задач; предложения по использованию при выполнении работы специализированных систем автоматизации проектных работ и научно-технического задела (при наличии).
2. Предложения участника закупки по повышению технического уровня заданной в разработку научно-технической продукции, в том числе по увеличению состава и улучшению характеристик выполняемых работ, указанных в Требованиях к качественным, функциональным и техническим характеристикам выполняемых работ (Раздел III конкурсной документации), в том числе предложения по изменению, дополнению и вводу новых пунктов технического задания, в результате которых предполагается улучшение и/или расширение качественных, функциональных и эксплуатационных характеристик научно-технической продукции и/или расширение ее диапазона применения (при наличии)".
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостному критерию.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "***" обоснованной в части указания в Протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 12.10.2016 NПРО1 причины отклонения Заявителя не соответствующей положению Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50, пункта 3 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.