Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2016 г. N 43-АПГ16-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Гастрономторг" на решение Верховного суда Удмуртской Республики от 16 июня 2016 года, которым ему отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим подпункта "а" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 4 октября 2011 года N 44-РЗ "Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения генерального директора ООО "Гастрономторг" Сахаровой Л.А., представителя ООО "Гастрономторг" Валуйкиной Н.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Государственного Совета Удмуртской Республики Гаязова А.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
27 сентября 2011 года Государственным Советом Удмуртской Республики принят Закон Удмуртской Республики N 44-РЗ "Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республик" (далее - Закон Удмуртской Республики), первоначальный текст которого опубликован в печатном издании "Известия Удмуртской Республики" 11 октября 2011 года, N 113, "Собрание законодательства Удмуртской Республики" 18 ноября 2011 года, N 37.
Подпунктом "а" пункта 9 части 1 статьи 1 названного Закона Удмуртской Республики (в редакции Закона Удмуртской Республики от 8 апреля 2016 года N 16-РЗ) предписано, что помимо установленных Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" особых требований и ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики устанавливается запрет на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании ими услуг общественного питания, если в местах оказания таких услуг не соблюдены одновременно следующие условия: наличие зала обслуживания посетителей площадью не менее 50 квадратных метров в городах республиканского значения и не менее 30 квадратных метров в иных населенных пунктах.
Общество с ограниченной ответственностью "Гастрономторг", осуществляющее розничную продажу алкогольной продукции на предприятиях общественного питания, обратилось в суд с административным иском о признании недействующим подпункта "а" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики (в редакции Закона Удмуртской Республики от 8 апреля 2016 года N 16-РЗ), ссылаясь на то, что оспариваемая норма нарушает его право на осуществление не запрещенной федеральным законом предпринимательской деятельности, в частности, на реализацию алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, поскольку в отличие от нормы федерального закона, устанавливающей требование к площади стационарного торгового объекта в 50 квадратных метров вместе со складскими помещениями, определяет тот же размер площади лишь стационарного торгового объекта без учета площади складских помещений.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 16 июня 2016 года в удовлетворении административного иска ООО "Гастрономторг" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Гастрономторг" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая ООО "Гастрономторг" в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое правовое регулирование осуществлено субъектом Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему абзацем вторым пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", в соответствии с которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, а потому федеральному законодательству не противоречит и прав истца не нарушает.
Судебная коллегия считает данный вывод суда основанным на ошибочном толковании и применении норм материального права.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ).
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (пункт 1 статьи 1 названного Федерального закона).
В силу статьи 3 этого же Федерального закона законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из данного Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ предусмотрены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции.
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения в городских поселениях общей площадью не менее 50 квадратных метров, а в сельских поселениях общей площадью не менее 25 квадратных метров.
В силу абзаца пятого пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ требования к стационарным торговым объектам и складским помещениям, указанным в абзацах первом - третьем пункта 6 данной статьи устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из сравнительного анализа подпункта "а" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона Республики и Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ следует, что региональный законодатель, устанавливая иные требования к площади стационарных торговых объектов, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в отличие от тех, которые уже урегулированы федеральным законом, вышел за пределы своих полномочий. Подобные требования не могли быть расценены судом в качестве дополнительных ограничений.
При таких обстоятельствах решение суда является незаконным и подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 16 июня 2016 года отменить. Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Гастрономторг" удовлетворить.
Признать недействующим подпункт "а" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 4 октября 2011 года N 44-РЗ "Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики" (в редакции Закона Удмуртской Республики от 8 апреля 2016 года N 16-РЗ) с момента принятия настоящего решения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2016 г. N 43-АПГ16-17
Текст определения официально опубликован не был