Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
городского Совета
от 30.12.2002 N 206
Городская целевая Программа
"Студенческая молодежь г. Новосибирска (2003 - 2005 годы)"
1. Анализ ситуации
Студенческая молодежь представляет собой особую категорию населения. Она имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые. Студенческая молодежь как данность воспринимает новое, выработанное предшественниками в науке, технике, в образовании, в культуре, литературе и искусстве, во всех сферах жизнедеятельности человека.
Вместе с тем, студенчество только вступает в общественную жизнь, оно менее интегрировано в существующие социально-экономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы.
Этот возрастной этап связан с социальным и личностным самоопределением. Поэтому очень важно, чтобы в этом возрасте у юношей и девушек формировались такие личностные качества как целеустремленность, решительность, инициативность. В пору юности окончательно формируются социально-нравственные мотивы деятельности, интерес к моральным проблемам.
Для г. Новосибирска работа со студенчеством имеет особое значение. Исторически г. Новосибирск развивался как центр научной жизни сибирского региона, что привело к созданию достаточно широкой сети учебных заведений, в которых осуществляется подготовка специалистов различной квалификации.
Сегодня органами местного самоуправления все больше внимания уделяется поддержке студенчества, так как муниципалитет заинтересован в повышении активности данной социальной группы, в получении высокопрофессионального специалиста, работающего на благо городского хозяйства. В г. Новосибирске насчитывается около 200 тыс. студентов государственных и негосударственных высших и средних специальных учебных заведений, из них 103,5 тысячи (52 %) - студентов дневных отделений.
Ситуация экономической и социальной нестабильности, характерная для современного российского общества, оказывает негативное влияние и на положение студенческой молодежи города Новосибирска. Это проявляется в материальной неустроенности молодых людей: не все студенты получают стипендии, их размер не может обеспечить необходимого прожиточного минимума; недостаточно количества мест в общежитиях, бытовые условия в большинстве из них характеризуются неустроенностью; все больше услуг в вузах становятся платными даже для тех студентов, которые обучаются на бюджетной основе и т. д.
У студентов возникают проблемы с вторичным трудоустройством. Подработка после занятий для многих студентов является необходимостью, но чаще всего они сталкиваются с незаинтересованностью потенциальных работодателей и отсутствием необходимой системы обеспечения временной занятости молодежи.
Низкая культура досуга, а порой отсутствие возможностей для реализации интеллектуального, творческого потенциала является наиболее очевидной причиной противоправных действий со стороны студентов, беспорядков в студенческих городках. Курение, злоупотребление алкоголем, наркомания и токсикомания, к сожалению, в настоящее время получают распространение в молодежной среде.
Актуальна среди студенческой молодежи и проблема формирования здоровой планируемой молодой семьи, а значит и рождения здоровых детей. Низкое число браков среди молодых людей обостряет необходимость принятия экстренных мер.
Анализируя сложившуюся ситуацию с уровнем социальной активности молодежи, имеющимися возможностями для социализации студентов в обществе, проблемами профессиональной и вторичной занятости, обострением криминогенной обстановки, расцветом нарко- и токсикомании, слабым развитием чувства гражданственности, ориентируясь на приоритетные направления реализации государственной молодежной политики, можно определить основную цель деятельности муниципалитета по отношению к студенческой молодежи - создание условий для ускоренной позитивной адаптации студенческой молодежи к реально складывающейся социально-экономической ситуации в городе, направление развития потенциала студенческой молодежи применимо к специфичным условиям городского сообщества.
2. Нормативно-правовое обоснование
2.1. Федеральная целевая Программа "Молодежь России. 2001 - 2005 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1015.
2.2. Законы Российской Федерации "Об образовании", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" признаны утратившим силу с 1 сентября 2013 г.
См. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2.3. Указ Президента Российской Федерации от 18.08.94 N 1696 "О Президентской Программе "Дети России".
2.4. Постановление главы администрации Новосибирской области от 25.03.2002 N 289 "Об основных задачах по реализации государственной молодежной политики в НСО на 2002 год".
2.5. Решения городского Совета от 17.10.2001 N 49 "Об утверждении городской целевой Программы "Дети и город" на 2002 - 2003 гг.", от 30.01.2002 N 87 "О программе содействия занятости населения г. Новосибирска на 2002 - 2003 годы", от 30.01.2002 N 88 "Об утверждении городской целевой Программы "Новосибирск - будущее без наркотиков".
2.6. Постановления мэра от 16.08.99 N 985 "Об основных мероприятиях по взаимодействию мэрии и средних профессиональных учебных заведений г. Новосибирска", от 29.08.2000 N 1645 "Об утверждении комплексного плана мероприятий по работе со студенческой молодежью г. Новосибирска до 2002 года", от 27.03.2001 N 515 "Об утверждении городской целевой Программы "Гражданское и военно-патриотическое воспитание молодежи г. Новосибирска на 2001 - 2002 годы,"от 13.05.2002 N 1050 "Об основных направлениях взаимодействия мэрии и высших учебных заведений города Новосибирска".
3. Цели и задачи Программы
3.1. Создание условий для ускоренной позитивной адаптации студенческой молодежи к реально складывающейся социально-экономической ситуации в обществе, в г. Новосибирске.
3.2. Повышение социальной активности студенческой молодежи.
3.3. Создание необходимых условий для воспитания гражданственной, духовно-нравственной позиции и ответственного стиля поведения студенчества.
3.4. Создание условий для развития научно-технического творчества студентов, сориентированного на нужды городского хозяйства.
3.5. Оказание содействия в решении социально-экономических проблем студенческой молодежи, включая поддержку молодых студенческих семей и развитие системы мероприятий по обеспечению профориентации, трудоустройства, вторичной занятости студенческой молодежи города.
3.6. Оказание правовой защиты, социальная поддержка незащищенных слоев студенчества.
3.7. Содействие социальному, интеллектуальному, культурному и физическому развитию студенческой молодежи, более полному включению в социально-экономическую и культурную жизнь города.
4. Основные направления реализации Программы
4.1. Развитие социальной активности студентов, органов студенческого самоуправления и развитие управленческих лидерских качеств.
В рамках данного направления организуется взаимодействие с высшими и средними специальными учебными заведениями г. Новосибирска, оказывается поддержка уже существующим органам самоуправления, а также содействие в их организационном оформлении. Существует необходимость оказания информационной поддержки уже действующим молодежным организациям, в составе которых активно действуют студенты, а также организационной поддержки в оформлении новых объединений или студенческих инициатив, возникающих на их базе. Взаимодействие с уже существующими организациями и объединениями с целью обмена опытом, в том числе и организационным, задает направления возможного развития студенческих инициатив. Предусматривается проведение грантовых конкурсов для реализации программ студенческих организаций. Для самих студентов в работе по данному направлению предоставляется возможность реализации социально значимых идей, развития организационных способностей, получения новых знаний и конкретных навыков практической деятельности различного характера.
Важной целью является привлечение наиболее активных представителей студенческого самоуправления и молодежных организаций для организационной работы по настоящей Программе. Прежде всего, это представительство в городском студенческом активе, общественная деятельность по созданию студенческих организаций, проведение учебно-методических семинаров при мэрии, тренингов по формированию лидерских навыков, организаторских способностей, поддержке молодежного предпринимательства.
В качестве механизма участия молодежи в формировании молодежной политики предусмотрено создание ресурсного центра для молодежных студенческих организаций "Дом молодежи".
Реализация этого направления позволит создать условия для дальнейшего развития и реализации лидерских качеств студентов, повысит их социальную активность, а значит, будет способствовать становлению их гражданской позиции.
4.2. Патриотическое воспитание студенческой молодежи.
Данное направление деятельности в настоящее время приобретает все большую актуальность и самостоятельную ценность как имеющее большой воспитательный потенциал. Поэтому со стороны муниципалитета необходима информационная поддержка тех организаций и объединений, в рамках которых осуществляется патриотическое воспитание молодежи. Распространение необходимой информации будет способствовать привлечению студенчества к деятельности в данных организациях, повышению их статуса и значения в молодежной среде. Также предусмотрены проведение встреч, бесед с ветеранами, организация шефства учебного заведения над детской колонией, домом ветеранов, престарелыми людьми, школой, изучение символики, истории государства и города.
4.3. Поддержка научно-технического творчества студентов.
В данном направлении основное внимание уделяется повышению качества подготовки специалистов, привлечению студентов к разработке научно-производственных тем, развитию инициативы студентов, способности к самостоятельной, творческой деятельности, популяризации достижений отечественной и зарубежной науки и техники среди студентов города, направленности инновационных технических разработок на нужды городского хозяйства.
Система взаимодействия осуществляется совместно с администрациями высших и средних специальных учебных заведений, ответственными секретарями научно-исследовательской работы студентов через оказание содействия в организации и проведении предметных олимпиад, конференций, выставок научно-технического творчества студентов, стипендиальную поддержку мэрии талантливых студентов и аспирантов города.
4.4. Содействие в организации профессионального и временного трудоустройства студентов.
В рамках данного направления особое внимание уделяется взаимодействию с профсоюзными организациями, а также с объединениями и организациями, заинтересованными во временном трудоустройстве студентов (например, на период летнего отдыха), или их профессиональной ориентации для дальнейшей постоянной работы. Реализация данного направления поможет студентам определиться с перспективами постоянного трудоустройства и найти временную работу, обеспечивающую доход.
В целях содействия в организации профессионального и временного трудоустройства студентов организована работа по возрождению студенческих строительных отрядов. Данная деятельность, кроме использования временного труда молодежи на объектах городского хозяйства, включает в себя и особо значимый воспитательный аспект. Работа в студенческих отрядах позволит приобрести студентам необходимый профессиональный опыт и даст возможность получения дополнительной специальности.
4.5. Социальная защита и охрана здоровья студентов.
Существует необходимость более тесного взаимодействия органов социальной защиты, городской службы социальной адаптации со студенческими организациями и государственными структурами, деятельность которых направлена на решение социальных и правовых проблем студентов. Реализация данного направления позволит организовать комплексное решение наиболее насущных студенческих проблем, также непосредственное оказание медицинской, психологической помощи социально незащищенным студентам, молодым семьям, студентам, принимавшим участие в боевых действиях. Это организация и проведение консультаций, в том числе и юридического характера, расширение социальной и правовой грамотности студентов. Это и информационная поддержка, включающая в себя распространение необходимой информации о тех правах и льготах, которыми обладает студенческая молодежь.
В рамках данного направления осуществляется взаимодействие с организациями, работающими со студентами по вопросам формирования основ здорового образа жизни, профилактики алкоголизма и наркомании. Со стороны муниципалитета организуется оказание информационной поддержки их деятельности, содействие распространению среди студентов наиболее актуальной информации по этой проблематике.
4.6. Интеллектуальное, художественное и самодеятельное творчество студентов.
Данное направление включает в себя деятельность по поддержке и развитию всех форм творчества студенческой молодежи. Оно дает возможность представления творческих результатов на городских и областных площадках, грантовой поддержки наиболее талантливых студентов, повышения уровня мастерства творческой и интеллектуальной студенческой молодежи, расширения границ общения для участников студенческих коллективов.
4.7. План мероприятий и финансовое обеспечение городской целевой Программы "Студенческая молодежь г. Новосибирска (2003 - 2005 годы)" приведены в приложении.
5. Механизм реализации и финансовое обеспечение Программы
5.1. Городская целевая Программа "Студенческая молодежь г. Новосибирска (2003 - 2005 годы)" утверждается решением городского Совета и рассчитана на три года.
Реализация мероприятий Программы проводится соответствующими исполнителями, которые:
осуществляют планирование мероприятий, оперативное руководство Программой;
вносят предложения по расходованию средств, необходимых для осуществления Программы;
оказывают организационную и методическую помощь исполнителям мероприятий Программы, содействуют привлечению общественных молодежных организаций к участию в реализации Программы;
организуют проведение мероприятий в рамках Программы;
анализируют ход выполнения Программы и вносят предложения по ее корректировке;
привлекают материально-технические, финансовые и иные ресурсы для реализации Программы.
Заказчик Программы - комитет по делам молодежи мэрии - осуществляет общее управление ходом реализации Программы, осуществляет координацию деятельности, ее информационно-аналитическое сопровождение, оказывает организационную и методическую помощь исполнителям Программы.
5.2. Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета города, областного, федерального бюджета и привлеченных средств.
Объем финансирования за счет средств бюджета города составляет (приложение):
на 2003 год - 2010,0 тыс. рублей;
на 2004 год - 2380,0 тыс. рублей;
на 2005 год - 2690,0 тыс. рублей;
итого - 7040,0 тыс. рублей.
Из внебюджетных средств - 2180,0 тыс. рублей.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Выполнение запланированных программных мероприятий позволит:
широко вовлечь студенчество в социальную и экономическую жизнь города;
создать в студенческой среде условия, способствующие формированию у молодых людей гражданско-патриотической позиции, воспитанию уважения к истории, культуре, традициям города и области;
повысить возможность применения научно-технического и творческого потенциала студенческой молодежи на благо города;
создать условия для творческого и личностного роста молодых граждан;
снизить уровень безработицы путем обеспечения вторичной и сезонной занятости молодежи (студенческие отряды), а также через повышение квалификации и формирование трудовых ресурсов, соответствующих требованиям рынка труда города;
усовершенствовать систему взаимодействия муниципальных структур и молодежных общественных организаций в решении проблем студенческой молодежи;
повысить информированность молодежи о правовых и социальных аспектах жизни студенчества.
7. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль ведется на основе государственной, ведомственной отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений и включает:
периодическую отчетность о реализации мероприятий Программы;
контроль за рациональным использованием исполнителями выделяемых финансовых средств;
контроль за сроками выполнения договоров, контрактов и соглашений;
контроль за качеством реализуемых конкретных мероприятий, проектов и программ.
Общая координация деятельности по реализации Программы возлагается на комитет по делам молодежи мэрии.
Контроль за исполнением Программы в целом проводится на периодических совещаниях у заместителя мэра - директора департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.