Рассмотрев вопрос о предварительных итогах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 (далее - Государственная программа), в том числе мер по государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществлению импортозамещения, позволила сохранить в 2016 году положительную динамику развития сельского хозяйства. Расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий Государственной программы в 2016 году составят 212,8 млрд рублей, в том числе бюджетам субъектов Российской Федерации распоряжениями Правительства Российской Федерации по состоянию на 2 ноября 2016 года доведены лимиты бюджетных обязательств на общую сумму 150 млрд рублей. В соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, заключенными между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на государственную поддержку сельского хозяйства в 2016 году предусмотрено 47,8 млрд рублей, из них непосредственным получателям направлено 37,2 млрд рублей.
По информации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, рост производства продукции сельского хозяйства в 2016 году предварительно оценивается в пределах 3 процентов. Урожай зерна ожидается в объеме 117 млн тонн в весе после доработки. Производство скота и птицы на убой в живом весе составит 14,1 млн тонн, производство молока ожидается на уровне 30,8 млн тонн. Осуществляются мероприятия по социальному развитию села в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598, в сфере мелиорации земель в рамках федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 года N 922, а также по поддержке малых форм хозяйствования на селе.
Пищевая и перерабатывающая промышленность в 2016 году также сохраняет положительную динамику развития, рост производства пищевых продуктов составит 1,5 процента.
За девять месяцев 2016 года сократились объемы импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья за счет уменьшения импортных поставок мяса, рыбы, сыров. Выросли объемы экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, прежде всего за счет увеличения объемов экспортных поставок пшеницы и масла подсолнечного.
По прогнозу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в 2016 году сохранится достигнутый в предыдущие годы уровень продовольственной безопасности. Прогнозируется превышение пороговых значений, установленных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120, по зерну, картофелю, сахару и маслу растительному.
В то же время, несмотря на принимаемые меры, положение дел в сельском хозяйстве остается сложным. В 2016 году сохраняются высокая закредитованность сельскохозяйственных товаропроизводителей, недостаточная обеспеченность техникой, высокий уровень износа основных фондов в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, недостаточная глубина переработки сельскохозяйственного сырья и высокие потери при его хранении, значительная зависимость отечественного сельскохозяйственного производства от импорта племенного и посадочного материала, средств механизации и химизации. Кроме того, озабоченность вызывает ситуация со страхованием в 2016 году урожая сельскохозяйственных культур, наблюдается спад застрахованной посевной площади более чем в два раза за счет выбытия с рынка ряда страховых компаний. Отмечается рост заболеваемости сельскохозяйственных животных бруцеллезом, сибирской язвой, африканской чумой свиней.
Серьезной проблемой остается неразвитость транспортной, инженерной и социальной инфраструктур сельских территорий. Продолжает оставаться низким уровень заработной платы в сельском хозяйстве.
В связи с этим требуется дальнейшее совершенствование механизмов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе упрощение порядка распределения бюджетных ассигнований, сокращение сроков их доведения до непосредственных получателей, повышение оперативности управления бюджетными средствами с учетом текущей ситуации в отрасли, консолидация межбюджетных субсидий, введение нового механизма льготного кредитования в сельском хозяйстве.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра сельского хозяйства Российской Федерации о предварительных итогах реализации в 2016 году Государственной программы.
2. Одобрить представленные подходы к совершенствованию мер государственной поддержки агропромышленного комплекса в части предлагаемых мер по консолидации межбюджетных субсидий и введению нового механизма льготного кредитования.
3. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:
N 222564-6 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" (в части введения нового направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства);
N 852446-6 "О внесении изменений в статьи 1 и 9 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (в части приведения в соответствие с нормами Организации экономического сотрудничества и развития);
N 1160742-6 "О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (в части возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам с применением ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации), "О производстве и обороте органической продукции", "О мелиорации земель", "О генетических ресурсах растений для селекции сортов и гибридов сельскохозяйственных растений", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам виноградарства и виноделия в Российской Федерации";
2) обеспечить своевременное издание нормативных правовых актов, необходимых для реализации федеральных законов, в том числе нормативного правового акта, утверждающего перечень сельскохозяйственной продукции, относимой к продукции первичной и последующей переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья, предусмотренный Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 467-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".
5. Предложить Правительству Российской Федерации:
1) обеспечить своевременное и в полном объеме финансирование в 2016 году мероприятий Государственной программы, особенно в части предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), селекционно-генетических центров в животноводстве, селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве, оптово-распределительных центров;
2) рассмотреть вопрос о корректировке параметров Государственной программы, в том числе показателей (индикаторов) Государственной программы с учетом объемов финансирования, предусмотренных федеральным бюджетом на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов;
3) ускорить разработку и утверждение правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса, а также правил льготного кредитования организаций агропромышленного комплекса и субсидирования российских кредитных организаций в целях возмещения выпадающих доходов по льготным кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку, реализацию сельскохозяйственной продукции;
4) обеспечить реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в течение всего срока ее действия, а также рассмотреть возможность сохранения уровня софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации мероприятий указанной федеральной целевой программы в утвержденных параметрах;
5) сохранить в 2017 году действующие Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N 999;
6) рассмотреть вопросы:
об оказании помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим вследствие неблагоприятных природно-климатических условий в 2016 году, в том числе о компенсации им ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера;
о выполнении в полном объеме обязательств по предоставлению из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) сельскохозяйственным товаропроизводителям;
об установлении повышающих коэффициентов при предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса;
о разработке комплекса дополнительных мер, направленных на развитие лизинга сельскохозяйственной техники отечественного производства;
7) рассмотреть возможность внесения изменений:
в перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 года N 81, в части исключения из указанного перечня тракторов сельскохозяйственных колесных, тракторов сельскохозяйственных гусеничных, комбайнов зерноуборочных, машин сельскохозяйственных самоходных, прицепов, которые не производятся или производятся в недостаточном количестве на территориях Российской Федерации и Республики Белоруссия;
в Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1432, в части дополнения перечня сельскохозяйственной техники специализированной техникой, используемой в северном оленеводстве;
в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 года N 624, в части увеличения доли средств федерального бюджета на возмещение части прямых понесенных затрат в общем размере прямых понесенных затрат;
в Правила отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 года N 51, в части уточнения критериев отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям;
в постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" в части исключения требования в отношении получателей субсидий об отсутствии задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) разработать дополнительные меры, направленные на регулирование и поддержку экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, учитывающие необходимость обеспечения указанными товарами прежде всего внутреннего рынка.
6. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) принять необходимые меры по соблюдению условий предоставления государственной поддержки из федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N 999, при реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса;
2) обеспечить выполнение в 2016 году показателей (индикаторов) Государственной программы, установленных соглашениями о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
3) принять меры по подготовке к своевременному проведению сезонных полевых работ в 2017 году, а также меры по обеспечению реализации мероприятий Государственной программы;
4) обеспечить вовлечение в сельскохозяйственное производство неиспользуемых земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе путем реализации Федерального закона от 3 июля 2016 года N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации".
7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2017 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
8. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2017 года.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
В.И. Матвиенко |
Москва
29 ноября 2016 г.
N 517-СФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 29 ноября 2016 г. N 517-СФ "О предварительных итогах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 49 ст. 6870