Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ТСК" (далее - Заявитель) на действия Министерства природных ресурсов Республики Бурятия (далее - Заказчик), Республиканского агентства по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) при проведении конкурсной комиссией Республиканского агентства по государственным закупкам (далее - Конкурсная комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ликвидации последствий отрицательного воздействия добычи угля на окружающую среду Холбольджинского угольного разреза и терриконов бывшей шахты Гусиноозерская - рекультивация нарушенных земель, защита поверхностных и подземных вод (номер извещения 0102200001616004686) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, поскольку срок действия контракта, установленный в Конкурсной документации, не позволяет предоставить банковскую гарантию для обеспечения исполнения государственного контракта.
При этом, представителем Заявителя на заседании Комиссии 31.10.2016 в письменной форме представлены дополнительные доводы (исх. N 312/П от 31.10.2016) к жалобе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 31.10.2016 на 01.11.2016.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 240 528 130 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущены 4 участника закупки
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 31.10.2016.
7) победителем Конкурса признано АО "ЗАКАМЕНСК" с предложением о цене контракта 1 200 000 000 рублей.
1. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 13.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации предусмотрено, что "настоящий Контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения Сторонами обязательств, но не позднее 31.12.2020 г".
При этом пунктом 3.2 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлен срок выполнения работ:
"Срок начала выполнения работ: со дня подписания Контракта.
Срок окончания выполнения работ: до 01.12.2020 г".
Пунктом 10.3 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлены следующие положения в отношении срока действии банковской гарантии:
"10.3. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта и истекает по истечению гарантийного срока, предусмотренного п.7.2. Срок, в течение которого обеспечение исполнения контракта в виде внесения денежных средств находится на указанном заказчиком счете должен устанавливаться с учетом установленного общего срока выполнения работ по контракту и истекает по истечению гарантийного срока, предусмотренного п.7.2 Денежные средства возвращаются в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока действия обеспечения исполнения контракта. Заказчик вправе удержать начисленную неустойку (штраф, пени) из обеспечения исполнения контракта, предоставленного Подрядчиком в виде внесения денежных средств".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что указанные сроки выполнения работ и действия контракта установлены в соответствии с потребностями Заказчика, Уполномоченного органа.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих неправомерность установления указанных сроков, ограничивающих по мнению Заявителя участников закупки на участие в Конкурсе, в возможности предоставить участникам закупки банковскую гарантию.
Кроме того, Комиссией установлено, что на участие в Конкурсе подано 4 заявки, признанные соответствующими требованиям Конкурсной документации. Так же Законом о контрактной системе установлено, что участники закупки вправе предоставить денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта, что не ограничивает число участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Представителем Заявителя на заседании Комиссии 31.10.2016 в письменной форме представлены дополнительные доводы (исх. N 312/П от 31.10.2016) к жалобе.
По мнению Заявителя, Заказчиком не в полном объеме размещена проектная документация.
В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе является 28.10.2016. Вместе с тем, дополнение к жалобе на положения Конкурсной документации представлены Заявителем на заседании Комиссии 31.10.2016.
Таким образом, Заявитель подал жалобу на положение Конкурсной документации по истечении срока, установленного частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеуказанного, довод на положения Конкурсной документации не подлежит рассмотрению Комиссией ФАС России.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии: "Цена контракта" - значимость критерия: 60%, "Квалификация участников закупки" (далее - Критерий N 3) - значимость критерия: 40%.
В рамках Критерия N 3 установлены показатели "Деловая репутация участника" (далее - Показатель N 1), "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 2) в соответствии с которыми, установлен следующий порядок оценки:
"Показатель С1: Деловая репутация участника. (положительные отзывы по исполненным договорам (контрактам) представленным по показателю С-2 (Опыт участника)). Значение показателя С1 - 30%
Участник закупки предоставляет для оценки копии отзывов
Кол-во отзывов |
Количество балов |
Количество баллов с учетом значимости показателя |
Количество отзывов от 13 и более |
100 баллов |
30 |
Количество отзывов от 7 до 12 включительно |
66 |
19,8 |
Количество отзывов от 1 до 6 включительно |
33 |
9,9 |
В случае непредоставления документов характеризующих деловую репутацию участника конкурса такому участнику присваивается оценка 0.
Показатель С2: Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Значение показателя - 70%
Подтверждается предоставлением копий договоров, контрактов с актами сдачи-приемки выполненных работ за последние 5 лет сопоставимых с предметом контракта, связанных с экологической реабилитацией территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного экологического ущерба в результате прошлой хозяйственной деятельности добывающей и горно-обогатительной промышленности.
Количество копий контрактов (договоров) |
Количество балов |
Количество баллов с учетом значимости показателя |
Количество подтверждений: от 5 и более |
100 баллов |
70 |
Количество подтверждений от 3 до 4 включительно |
66 баллов |
46,2 |
Количество подтверждений от 1 до 2 включительно |
33 |
23,1 |
В случае непредоставления документов характеризующих опыт участника конкурса такому участнику присваивается оценка 0.
Рейтинг заявки по нестоимостному критерию "Квалификация участника закупки" вычисляется путем умножения суммы баллов, полученных по двум показателям на коэффициент значимости критерия.
Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в установленном Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1, Показателю N 2 в рамках Критерия N 3 отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями представленными участниками закупки.
Кроме того, Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом, неправомерно установлена зависимость присвоения количества баллов по Показателю N 1 в зависимости от представленных сведений по Показателю N 2, поскольку указанные действия не предусмотрены Правилами оценки заявок.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ТСК" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 01.11.2016 по делу N К-1772/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 ноября 2016 г. N К-1772/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был