Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО ГК "СТК" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссией Казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог" (далее - Аукционная комиссия), при проведении АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки), Казенным учреждением Республики Карелия "Управление автомобильных дорог" (далее - Заказчик) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту "Строительство путепровода через железнодорожные пути в створе ул. Гоголя, г. Петрозаводск (0,9 км/345 пог.м)" (номер извещения 0306200005116000056) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение о признании сведений в заявке Заявителя недостоверными.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 13.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 080 072 104 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 24.10.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
8) в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 26.10.2016 N0306200005116000056-3-1 (далее - Протокол от 26.10.2016) заявка участника закупки с порядковым номером заявки "2" (Заявителю) отклонена в связи с предоставлением недостоверной информации, а именно, "п/п 2 Товар "Бортовой камень БР 100.20.8 по ГОСТ 6665-91" показатель "Толщина", данный показатель отсутствует в ГОСТ 6665-91, в соответствии с ГОСТ 6665-91 п. 1.2.6 "...марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделенных тире. Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня..."; 2.п/п 3 Товар "Щебеночно-песчаная смесь С-4 по ГОСТ 25607-2009" показатель "Марка по пластичности готовой смеси" - "не ниже Пл2", требование, указанное в таблице, вводит в заблуждение. В ГОСТ 25607-2009 отсутствует требование по показателю "марка по пластичности готовой смеси", а также отсутствует точное указание, какая марка по пластичности является выше Пл2, а какая ниже: Пл1 или ПлЗ. Таким образом, любая информация, представленная участниками, является недостоверной; 3. п/п 6 "Асфальтобетон из горячей плотной мелкозернистой асфальтобетонной смеси тип Б марки I по ГОСТ 9128-2013", п/п 7 "Асфальтобетон из горячей щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси ЩМА-15 по ГОСТ 31015-2002" указаны требования к показателю "Коэффициент вариации показателей предела прочности при сжатии при температуре 50°С", что противоречит Закону о контрактной системе, поскольку значения данного показателя становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства. Данное требование признано ФАС России незаконным, поэтому любая информация, представленная участниками, будет являться недостоверными сведениями (у участников не было возможности провести соответствующие лабораторные испытания); 4. п/п 10, п/п 12 "Бетон тяжелый по ГОСТ 26633-2015" показатель "Сохраняемость свойств смеси во времени, мин". В соответствие с ГОСТ 26633-2015 п. 4.4.1 бетонная смесь для бетона должна соответствовать требованиям ГОСТ 7473-2010. В ГОСТ 7473-2010 отсутствует показатель "Сохраняемость свойств смеси во времени, мин", ГОСТ 7473-2010 п. 5.1.7 регламентирует требования к показателю "Сохраняемость свойств смеси во времени, ч-мин".
На заседании Комиссии, представители Заказчика, пояснили, что требования, установленные в техническом задании документации на Аукционе противоречат требованиям ГОСТ 6665-91, ГОСТ 25607-2009, ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 31015-2002, ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 7473-2010, в связи с чем, сведения представленные в заявках участников Аукциона содержат недостоверные сведения.
Изучив заявку Заявителя, а также заявку под номером 1 на участие в Аукционе, представленные Заказчиком, Комиссия установила, что заявки соответствует требованиям технического задания документации об Аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о признании сведений в заявке Заявителя, а также сведений представленных в заявке участника закупки под номером 2 недостоверными, нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
В соответствии с государственной экспертизой N 337-16/СПЭ-2634/02 от 02.08.2016, являющейся неотъемлемой частью документации об Аукционе установлен план строительства, предусматривающий начало выполнения работ с октября 2016 года.
Кроме того, согласно календарному графику финансирования производства работ по объекту: "Строительство путепровода через железнодорожные пути в створе ул. Гоголя, г. Петрозаводск (0, 9 км/345 пог.м)", являющегося неотъемлемой частью проекта контракта документации об Аукционе, общий лимит финансирования на 2016 год составляет 560 695 650 рублей.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что выполнить работы, являющиеся предметом Аукциона, в сроки, установленные документацией об Аукционе, не представляется возможным, что нарушает часть 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссией установлено, что в приложении N 4 документации об Аукционе "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ", например (аналогичные требования к описанию также установлены в отношении иных товаров), предусмотрено следующее: "Глубина проникания иглы при 25°С 0,1мм в диапазоне от 61 до 90, Глубина проникания иглы при 0°С 0,1мм не менее 20, Растяжимость при 25°С см не менее 55, Растяжимость при 0°С см не менее 3,5, Температура размягчения, по кольцу и шару °С не ниже 47, Температура хрупкости °С не выше "-15", Температура вспышки °С не ниже 230, Марка по дробимости щебня в водонасыщенном состоянии, входящего в состав смеси не ниже 600, Потеря массы щебня, входящего в состав смеси, при определении дробимости % не более 25, Содержание в готовой смеси частиц размером менее 0,05 мм (пылевидных и глинистых) % по массе не более 5, Диаметр частиц, меньше которого в грунте содержится 10% по массе частиц мм менее 2, Полные остатки на контрольном сите с диаметром отверстий 1,25D мм % по массе менее 0,5" и т.п.
Согласно инструкции по заполнению заявок документации об Аукционе, при заполнении заявок на участие в Аукционе, участникам закупки необходимо предоставить сведения, в том числе, в соответствии с ГОСТ 25607-2009 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" (далее - ГОСТ 25607-2009).
Вместе с тем, согласно разделу 4 ГОСТ 25607-2009 приемку и поставку щебня и готовых смесей проводят партиями. Партией считают количество щебня одной фракции или смесей фракций и готовой смеси, установленное в договоре на поставку, одновременно отгружаемое одному потребителю в одном железнодорожном составе (вагоне) или судне. При отгрузке автомобильным транспортом партией считают количество материала, отгружаемое одному потребителю в течение 1 сут.
Для проверки соответствия качества щебня (гравия) и готовых смесей требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания.
При приемочном контроле определяют:
- зерновой состав;
- содержание пылевидных и глинистых частиц;
- содержание глины в комках;
- содержание дробленых зерен в щебне из гравия.
При периодических испытаниях определяют:
- содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, коэффициент фильтрации - один раз в 10 сут;
- прочность, истираемость, водостойкость, пластичность щебня, используемого в качестве самостоятельного материала, и готовых смесей, насыпную плотность щебня и готовых смесей, устойчивость структуры против железистого и силикатного распадов; степень пучинистости - один раз в квартал;
- морозостойкость, удельную эффективную активность естественных радионуклидов - один раз в год.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе в отношении ряда товаров, указанных в приложении N 4 документации об Аукционе "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ", предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний и химического, компонентного состава таких товаров.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 8.3 документации об Аукционе установлено следующее: "Дата окончания срока предоставления разъяснений документации об электронном аукционе участникам закупок - 23 сентября 2016 года".
Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 29.09.2016.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена дата окончания подачи запросов на разъяснение положений документации об Аукционе, что нарушает пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что данное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО ГК "СТК" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 2, 11 части 1 статьи 64, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. В связи с тем, что материалы по нарушениям Заказчика в части нарушения пунктов 2, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе переданы на основании решения от 03.10.2016 по делу N К-1589/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
6. Передать материалы от 03.11.2016 по делу N К-1780/16 в части нарушения Аукционной комиссией части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 ноября 2016 г. N К-1780/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был