Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СЕВКАВПРОМСБЫТ" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "АЗОВ" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении АО "Электронные торговые системы" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция подъездов от автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска к городам. Реконструкция автомобильной дороги А-135 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 "Дон" Южный подъезд к г. Ростову-на-Дону на участке км 2+400 - км 7+000, Ростовская область" (номер извещения 0358100002316000121) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего требование, согласно которому "Кабель силовой" должен соответствовать ГОСТ 16442-80, что по мнению Заявителю ограничивает количество участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.10.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 508 447 552 рубля;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 07.11.2016.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование, согласно которому "Кабель силовой" должен соответствовать ГОСТ 16442-80, поскольку, согласно приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.06.2010 N 117-ст кабельная продукция в соответствии с ГОСТ 16442-80 производится только для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В приложении N 5 "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ" документации об Аукционе в том числе установлено, что кабель силовой должен соответствовать ГОСТ 16442-80 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией. Технические условия".
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что требования к силовому кабелю установлены Заказчиком на основании проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу (N 513-14/РГЭ-3199/02). Также согласно ГОСТ 16442-80, стандарт устанавливает требования к кабелям, изготавливаемым для нужд народного хозяйства и поставки на экспорт.
Вместе с тем, в пункте 2 приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.06.2010 N 117-ст установлено: "Восстановить применение ГОСТ 16442-80 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией. Технические условия" на территории Российской Федерации и ограничить только на кабельную продукцию, изготавливаемую по заказу Министерства обороны Российской Федерации с 1 января 2011 г.". При этом, вышеуказанный приказ не устанавливает запрет на производство кабеля в соответствии с ГОСТ 16442-80 по заказу иных государственных заказчиков.
Кроме того, Заявитель на заседании Комиссии не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В разделе "Инструкция по заполнению заявки участником аукциона" в том числе установлено: "В случае, если в Приложении N 5 документации об аукционе указано максимальное значение показателя (сопровождающееся словами "не более", "менее") и/или минимальное значение показателя (сопровождающееся словами "не менее", "более"), такое значение показателя должно быть конкретизировано, за исключением случаев, когда отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам по результатам проведения испытаний или значения имеют диапазонные значения в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов.
По значениям, указанным как "параметр неизменный", "неизменный показатель", значения показателей, являющихся диапазонными по своей сути (в соответствии с действующими нормами и стандартами) (пример: фракция щебня св.10 до 20мм). либо являющиеся обозначением фракции материала, либо являются обозначением диапазона рабочих температур материала, либо диапазоном температур испытания материала, а также, когда в соответствии с государственными стандартами установлено, что данный показатель не может быть конкретизирован (имеет по сути диапазонное значение, представляет собой область применения(эксплуатации), и т.п.), в таком случае участник закупки указывает диапазонные значения показателей в соответствии с требованиями Приложения N5 документации об аукционе.
Когда значения показателя товара разделены знаком "-", это означает, что для этого показателя одновременно указаны минимальное (включая указанное значение) и максимальное (включая указанное значение) значения и участником закупки такое значение показателя должно быть конкретизировано, за исключением случаев, когда отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам по результатам проведения испытаний или значения имеют диапазонные значения в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит положений, определяющих в соответствии с какими именно действующими государственными стандартами, нормами и в отношении каких именно показателей испытаний участник закупки может указать диапазонное значение в заявке на участие в Аукционе, также не установлено какие именно показатели являются диапазонными по своей сути.
Также в приложении N 5 "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ по объекту" документации об Аукционе в том числе установлено (пример): "Битумы нефтяные дорожные марок БНД 60/90, БНД 90/130. Требуется соответствие ГОСТ 22245-90. (Письмо Росавтодора от 23.03.2005г. N/ОБ-28/1266-ис). Глубина проникания иглы 0,1 мкм, при 25°С, должна составлять 61-90 (для БНД 60/90), 91-130 (для БНД 90/130). Глубина проникания иглы 0,1 мкм, при 0°С, не менее 20 (для БНД 60/90), не менее 28 (для БНД 90/130). Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже 49 (для БНД 60/90), не ниже 45 (для БНД 90/130). Растяжимость, см, при 25°С, не менее 55 (для БНД 60/90), не менее 65 (для БНД 90/130). Растяжимость, см, при 0°С не менее 3,5 см (для БНД 60/90), не менее 4,0 (для БНД 90/130). Температура хрупкости, °С, не выше -18 (для БНД 60/90), не выше -20 (для БНД 90/130). Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более 5. Температура вспышки не ниже 230°С. Индекс пенетрации от (-1,0) до (+1,0) (включительно).
Щебень из горных пород, входящий в состав смеси, должен соответствовать ГОСТ 8267- 93. В смеси должен быть применен щебень фракции или смеси фракций от 5 до 10 мм и/или свыше 10 до 20 (или 15) мм и/или свыше 15 до 20 мм. Средневзвешенное содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в смеси фракций щебня должно быть, % по массе, не более 25. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в смесях и асфальтобетоне до 740 Бк/кг.".
Аналогичные требования также установлены в приложении N 5 "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ по объекту" документации об Аукционе.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, требования к составу заявки содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе и надлежащую инструкцию, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СЕВКАВПРОМСБЫТ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 07.11.2016 N К-1785/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 ноября 2016 г. N К-1785/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был