Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" (далее - Заявитель, Общество) на действия ФГАОУ ВО "РУДН" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Уполномоченным органом, Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик), ЗАО "Сбербанк-АСТ"(далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право на заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "18-ти этажное общежитие для студентов РУДН" по адресу: ул. Миклухо-Маклая, владение 3-21, корпус "Г", в 42 квартале ЮЗАО города Москвы (номер извещения 0373100004616000019) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика неправомерно установивших в документации об Аукционе излишние требования к характеристикам товаров, а также установлены требования о соответствии характеристик товаров положениям ГОСТ, которые утратили силу.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 498 697 593 рублей;
4) дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 10.11.2016.
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика неправомерно установивших в пунктах 1, 2, 11, 55 приложения N 3 к части III "Описание объекта закупки" требования о соответствии характеристик товаров положениям ГОСТ, которые утратили силу.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2.2 документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2.3.1 документации об Аукционе, также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в приложении N 3 к части III "Описание объекта закупки" (далее - Приложение) документации об Аукционе.
Пунктом 3 Приложения предусмотрена таблица с характеристиками товаров, например:
Пункты 1, 2 - сваи железобетонные С90.30-8, свая общестроительная С 30-20-1 - требование о соответствии ГОСТ 19804-91.
Пункт 11 - теплоизоляционный материал - требование о соответствии ГОСТ Р 52953-2008.
Пункт 55 -Трубы профильные - требование о соответствии ГОСТ Р 54157-2010.
Вместе с тем, Комиссией установлено следующее.
В ГОСТ 19804-2012 указано, что указанный ГОСТ установлен взамен ГОСТ 19804-91.
Приказом Росстандарта от 27.12.2012 N 1988-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" ГОСТ Р 52953-2008 отменен с 1 июля 2013.
ГОСТ 54157-2010 отменен Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 января 2016 г. N 9-ст с 1 сентября 2016 г.
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом установлены в документации об Аукционе требования о соответствии характеристик товаров положениям ГОСТ, которые утратили силу.
Также по мнению Заявителя, в документации об Аукционе установлены излишние требования к характеристикам товаров в пунктах 13, 16, 17, 20, 26, 39, 61 приложения N 3 к части III "Описание объекта закупки" документации об Аукционе.
Пунктом 3 Приложения предусмотрена таблица с характеристиками товаров, например:
Пункт 13 - гидроизоляционный материал: температура гибкости на брусе R=25мм не должна быть ниже -25°С, температура гибкости на брусе R=10мм не должна быть ниже -25°С.
Пункт 16 -грунтовка для стен - массовая доля нелетучих веществ, %, не менее 28, время высыхания до степени 3 при температуре °С, ч, не более 12.
Пункт 17 - краска: условная светостойкость не должна быть более 5%, время высыхания до степени 3 при температуре °С не должно быть более 1 ч.
Пункт 20 - эмаль: степень разбавления до вязкости в диапазоне от 28 до 30 с по вискозиметру типа ВЗ-246 (с диаметром сопла 4 мм при температуре °С) не должна быть более 20%; твердость покрытия по маятниковому прибору не должна быть: типа ТМЛ (маятник А) относительные единицы менее 0,1 типа М-3 условные единицы менее 0,25.
Пункт 22 - арматурная сталь: предел текучести не должен быть менее 390(40) Н/мм2(кгс/мм2).
Пункт 26 - Прокат арматурный свариваемый горячекатаный периодического профиля, временное сопротивление не должно быть менее 600Н/мм2, относительное удлинение не должна быть менее 14%.
Пункт 39 - земля растительная: валовое содержание свинца не должно быть более 130мг/кг, кадмия не должно быть более 2мг/кг, ртути не должно быть более 2,1мг/кг, никеля не должно быть более 80мг/кг, мышьяка не должно быть более 10мг/кг, цинка не должно быть более 220мг/кг, меди не должно быть более 132мг/кг.
Пункт 61 битумная грунтовка: гидроизоляционные мастики должны быть водонепроницаемыми при испытании в течение не менее 10 мин при давлении не менее 0,03 МПа (0,3 кгс/см2).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе технологических процессов изготовления краски. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие, требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Пунктом 22 информационной карты документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Пунктом 23 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, требование о необходимости предоставить в составе второй части заявки копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ, копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копию акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе;
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе требование о наличии у участников закупки опыта работы без указания соответствующей группы работ, нарушают пункт часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в соответствии с пунктом 28 информационной карты документации об Аукционе в качестве подтверждения опыта исполнения контракта требуются документы, подтверждающие выполнение работ по объектам капитального строительства.
3. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В извещении о проведении Аукциона установлена дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 07.11.2016.
Вместе с тем, пунктом 28 информационной карты документации об Аукционе установлена дата окончания предоставления разъяснений: 03 ноября 2016, при условии, что запрос о предоставлении разъяснений документации об Аукционе поступил заказчику не позднее 02 ноября 2016.
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом сокращены сроки окончания предоставления разъяснений документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не соответствуют части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на заседании Комиссии не представлено сведений, фактическую невозможность участников закупки направить запросы о предоставлении разъяснений документации об Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пунктов 2, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, единой комиссии Уполномоченного органа, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 09.11.2016 N К-1798/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 ноября 2016 г. N К-1798/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был