Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Тихенького О.Л. (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по строительству многостороннего автомобильного пункта пропуска Джанкой, Джанкойский район, Республика Крым, включающее, в т.ч., особо опасные и/или технически сложные и уникальные объекты (номер извещения 0373100063316000054) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации не установлено надлежащее требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
2. Проект контракта Конкурсной документации не содержит условие о поэтапной оплате выполненных работ.
3. В проекте контракта Конкурсной документации не установлен срок выплаты аванса.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.09.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 442 457 220 рублей;
3) дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе- 15.11.2016.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 19 Информационной карты Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о наличии допуска СРО на генподрядные работы на сумму не менее стоимости контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации о закупке надлежащее требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
2. Согласно части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Согласно части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
Согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является выполнение работ по строительству.
На заседании Комиссии установлено, что проект контракта Конкурсной документации не содержит графика выполнения строительно-монтажных работ, графика оплаты работ, а также условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно пункту 4.4 проекта контракта Конкурсной документации "государственный заказчик на основании счета подрядчика производит авансовый платеж в размере 29 процентов от цены контракта, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, что составляет - _____ руб.___коп., в том числе НДС 18 %______руб.____коп."
При этом, в проекте контракта Конкурсной документации не установлен срок выплаты аванса.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также, согласно решению комиссии ФАС России по контролю сфере закупок от 02.11.2016 по делу N ВП-523/16 в действиях Заказчика при проведении Конкурса выявлены нарушения:
- части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса,
- пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установление в Конкурсной документации ненадлежащего порядка оценки заявок,
- части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Конкурсной документации требования обеспечения исполнения контракта в размере более тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта,
- пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении нормы о необходимости предоставлении платежного поручения с отметкой банка, а также заверенного банком копии такого платежного поручения,
- части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Конкурсной документации излишнего требования к участникам закупки о наличии у частника закупки действующей лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также неправомерного установления требования о получении согласия Заказчика на привлечение к выполнению работ по контракту субподрядчиков.
В целях устранения выявленных нарушений выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 02.11.2016 по делу N ВП-523/16.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу Тихенького О.Л. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, пункта 1 части 1, части 6 статьи 31, части 13 статьи 34, пунктов 4, 9 части 1 статьи 50, части 6 статьи 96, части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Предписание по данному делу не выдавать в связи с тем, что Заказчиком аннулировано определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. В связи с тем, что материалы по нарушениям переданы на основании решения от 02.11.2016 по делу N ВП-523/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. N К-1836/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был