Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона вносятся изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) уточняющие порядок осуществления каботажа, а также деятельности с использованием судов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.
Обращаем внимание на то, что согласно статье 77 Конвенции ООН по морскому праву (далее - Конвенция) прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права только в целях его разведки и разработки его природных ресурсов. При этом права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих его вод (статья 78 Конвенции). Следовательно, положения проекта должны учитывать статус исключительной экономической зоны.
Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет лишь "суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов..." и "юрисдикцию, предусмотренную в соответствующих положениями Конвенции...". Прибрежному государству при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей по Конвенции предписывается должным образом учитывать права и обязанности других государств и действовать в порядке, совместимом с положениями Конвенции (статья 56 Конвенции). В исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства (статья 58 Конвенции).
Статья 5 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) и статья 5 Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" предусматривают, что Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом N 191-ФЗ искусственные острова, установки, сооружения могу создаваться также в исключительной экономической зоне Российской Федерации. При этом внешняя граница исключительной экономической зоны и континентального шельфа могут не совпадать.
Учитывая изложенное, проектируемое понятие "каботаж" нуждается в уточнении.
Кроме того, исходя из содержания проектируемой части 3 статьи 4 КТМ РФ суда, плавающие под флагом иностранного государства, будут лишены возможности осуществлять перевозки и буксировку в сообщении между морскими портами Российской Федерации и другими местами погрузки и выгрузки в Российской Федерации, что, на наш взгляд, нуждается в дополнительном обосновании и обсуждении.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.