Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 1086603-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, соисполнитель, (далее - Комитет) в рамках компетенции рассмотрел проект федерального закона N 1086603-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предполагается внесение ряда изменений в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Законопроект предполагает изменение системы регулирования с переходом от государственного регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения к установлению только предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя.
Также предполагается изменение системы отношений в сфере теплоснабжения, связанное прежде всего с изменением роли единой теплоснабжающей организации, которая должна стать не просто единым закупщиком и поставщиком тепловой энергии в зоне своей деятельности, она становится единым центром ответственности в системе теплоснабжения за обеспечение параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении перед каждым потребителем.
Комитет отмечает, что текущее состояние отрасли теплоснабжения Российской Федерации характеризуется, в первую очередь, высокой степенью изношенности основных фондов и низкой эффективностью систем теплоснабжения в целом. В отрасли наблюдается системная проблема недофинансирования: к примеру, текущий уровень ежегодного обновления тепловых сетей составляет 2,7% при необходимом уровне 4% в год. Общая потребность отрасли в инвестициях оценивается в 2,5 - 3 трлн. рублей при годовом обороте по разным источникам в 1,1 - 1,5 трлн. рублей.
При этом основной причиной невозможности системного решения вопросов недоинвестирования отрасли является отсутствие долгосрочных инструментов регулирования, позволяющих инвестору получить гарантии возврата вложенных средств на срок, сопоставимый со сроком окупаемости инвестиционных проектов. Действующая система долгосрочных тарифов предусматривает ежегодную корректировку даже внутри долгосрочного периода, в т.ч. при отклонении объема отпуска, изменении индекса потребительских цен, увеличении либо уменьшении количества производственных объектов и др. Таким образом, тариф является долгосрочным не более, чем на 35% и не позволяет с уверенностью прогнозировать доходы инвестора от регулируемой деятельности даже на пятилетний период, предусмотренный действующим тарифным законодательством. Новая модель рынка тепловой энергии решает проблему прогнозируемости тарифа на период, достаточный для принятия серьезных инвестиционных решений (10 - 15 и более лет) и создает реальные предпосылки для притока финансирования в объекты теплоснабжения.
Предлагаемая законопроектом модель регулирования существенно не меняет уже сложившейся структуры взаимоотношений в отрасли теплоснабжения в большинстве регионов и не подразумевает повсеместного увеличения тарифа.
Возможность перехода на ценообразование по новому методу предусмотрена только по согласованию с органами власти субъекта Российской Федерации и муниципального образования и является дополнительной к существующей системе тарифного регулирования. При таком подходе органы государственной власти субъекта РФ и муниципального образования на стадии подготовки к принятию решения оценивают возможные социальные риски и принимают меры для их минимизации.
Для ряда регионов и городов с наиболее тяжелой ситуацией, решение которой требует значительных инвестиций, переход на ценообразование не выше предельного уровня является единственным способом привлечь надежного инвестора и сохранить систему теплоснабжения в работоспособном состоянии.
При дальнейшей работе над законопроектом, по мнению Комитета, необходимо особое внимание уделить обеспечению согласованности норм будущего закона о новой модели ценообразования в сфере теплоснабжения с законодательством о предельных индексах изменения размера платежа граждан за коммунальные услуги.
Принимая во внимание, что переход на новую модель ценообразования в сфере теплоснабжения осуществляется только по решению субъекта Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 1086603-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения" с учетом высказанного замечания.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.