Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ Комитет по государственному строительству и законодательству
по проекту федерального закона N 1167404-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(о сроках предъявления исполнительных документов)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести в Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации изменения, устанавливающие порядок исчисления срока предъявления исполнительного документа к исполнению в случаях, когда этот исполнительный документ ранее предъявлялся к исполнению, но исполнительное производство по нему было окончено в связи с заявлением взыскателя или в связи с тем, что взыскатель своими действиями препятствовал исполнению исполнительного документа.
Как следует из пояснительной записки, проект федерального закона направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2016 года N 7-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с жалобой гражданина М.Л. Ростовцева".
Так, Конституционным Судом Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (часть 2), 46 (часть 1) и 55 (часть 3), положения части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в той мере, в какой эти положения в их взаимосвязи позволяют - при неоднократном прерывании срока предъявления исполнительного документа к исполнению предъявлением исполнительного документа к исполнению с последующим возвращением взыскателю на основании его заявления - всякий раз исчислять течение этого срока заново с момента возвращения исполнительного документа по данному основанию взыскателю и продлевать его тем самым на неопределенно длительное время.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений в указанных выше случаях должностные лица службы судебных приставов, а также суды, разрешая вопрос о наличии оснований для возбуждения или отказа в возбуждении исполнительного производства, в частности о соблюдении срока предъявления исполнительного документа к исполнению, при исчислении этого срока обязаны вычитать из установленной законом общей продолжительности срока предъявления исполнительных документов к исполнению периоды, в течение которых исполнительное производство по данному исполнительному документу осуществлялось, начиная с его возбуждения и заканчивая его окончанием в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по его заявлению.
Концепция проекта федерального закона направлена на обеспечение баланса интересов взыскателя и должника в исполнительном производстве, стабильности и предсказуемости гражданского оборота, в связи с чем, по мнению Комитета, заслуживает поддержки.
Вместе с тем Комитет обращает внимание на следующие аспекты, которые нуждаются в дополнительной проработке при подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Как следует из проектируемых норм, предлагаемый порядок исчисления срока давности предъявления исполнительного документа к исполнению, распространяется только на те случаи, когда такой исполнительный документ предъявляется к исполнению судебному приставу-исполнителю. Однако Закон об исполнительном производстве предусматривает право взыскателя предъявлять исполнительный документ к исполнению и соответственно отзывать его с исполнения, не только путем обращения в службу судебных приставов, но и непосредственно в банк или иную кредитную организацию, к эмитенту, профессиональному участнику рынка ценных бумаг, лицу, выплачивающему должнику заработную плату или иные периодические платежи (статьи 7, 8, 81, 98).
Кроме того, из буквального толкования статей 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 356 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, 432 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих вопросы исчисления сроков предъявления исполнительных документов судов к исполнению, следует, что содержащиеся в них нормы применяются к любому виду исполнения выдаваемых судами исполнительных документов, а не только к исполнению в рамках исполнительного производства.
В этой связи возникает вопрос о необходимости распространения предлагаемого порядка исчисления срока также на случаи, когда исполнение требований предъявленного взыскателем исполнительного документа осуществляется не органом принудительного исполнения в лице службы судебных приставов, а иными лицами.
Статья 30 Закона об исполнительном производстве (часть 2.1) устанавливает временные рамки для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в случае, если ранее исполнительное производство по такому исполнительному документу было окончено на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (не ранее двух или шести месяцев - в зависимости от вида исполнительного документа - после дня окончания исполнительного производства).
Таким образом, с принятием предлагаемых изменений может возникнуть ситуация, когда оставшаяся часть срока для предъявления исполнительного документа к исполнению, исходя из предлагаемого законопроектом порядка исчисления, с учетом всех вычетов, может, в итоге, составить менее шести (двух) месяцев, что создаст дополнительное препятствие для реализации взыскателем права на повторное предъявление исполнительного документа к исполнению.
По законопроекту имеются замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы, которые носят юридико-технический характер и могут быть учтены в рамках подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 1167404-6 "О внесении изменения в некоторые законодательные акты" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.